Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе
методическая разработка по теме

Кошкулак Андриян Ак-оолович

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе

ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В ОБЩЕМ ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ

В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. На уроках физической культуры в V—VII классах волейбол (8 ч) изучается вместе с другой, избранной из трех, спортивной игрой (баскетбол, гандбол, футбол). В VIII—XI классах может изучаться один волейбол (16 ч) —из четырех, включенных в программу игр (по выбору школы). Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции, а также группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ для учащихся, пожелавших заниматься волейболом. В общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях волейбол включается в ежемесячные дни здоровья, внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств здесь весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр до двусторонней игры и соревнований по волейболу—в зависимости от названных выше форм физического воспитания и условий проведения занятий.

ВОЛЕЙБОЛ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

В режиме учебного дня упражнения из волейбола применяются на удлиненных переменах и во время физкультурных занятий в группах продленного дня. Основным ориентиром при выборе упражнений здесь будут упражнения, изученные по разделу «Волейбол».

На удлиненных переменах упражнения из волейбола применяются в V—XI классах. В число упражнений, как правило, включаются те, которые хорошо знакомы всем учащимся того или иного класса по урокам физической культуры. Основными методами проведения таких упражнений будут игровой и соревновательный.

ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,— содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков.

ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

 Спортивные секции по волейболу

Спортивные занятия по волейболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего, надо привить учащимся интерес к волейболу. Беседы о знаменитых игроках страны и мира, о крупнейших соревнованиях, встречи с сильнейшими волейболистами городов, республики, с участниками чемпионатов Европы среди юниоров, Всесоюзных игр молодежи, юношеского первенства СССР являются достаточно эффективными средствами. Полезны показательные встречи взрослых команд, демонстрация кинофильмов, видеозаписей и т. д.

Организация работы волейбольной секции на первый взгляд может показаться сложной и доступной только для тренеров или учителя-волейболиста. Это не так. Достаточно внимательно изучить настоящее пособие и убедиться, что такую работу могут проводить и учителя — неспециалисты по волейболу.

По своей направленности в работе волейбольной секции можно выделить три возрастных этапа.

Первый этап по праву можно назвать этапом мини-волейбола. Только в школьной секции имеются такие благоприятные возможности для развития мини-волейбола. Занятия и соревнования проводятся для 9— 10-летних ребят. По программе последних можно проводить работу с ребятами 11—12 лет, особенно там, где нет полного состава учебных групп (в соответствии с программой). У ребят на этом этапе создается стойкий интерес к волейболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.

Второй этап охватывает возраст 11—14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в волейбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по волейболу (с 13 лет).

На третьем этане — в 15— 17 (18) лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь ребята прочно овладевают основами техники и тактики, приобщаются к спортивному волейболу (участие в ответственных соревнованиях), каждому волейболисту определяется игровая функция, которую он может выполнять в команде. Особенно остро стоит вопрос о подготовке талантливых связующих (разыгрывающих). Волейболисты с таким амплуа — дефицит не только в командах высших разрядов, но и в сборных командах страны.

Хорошие результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если в секции постоянный состав. Вот почему нужно серьезно относиться к комплектованию учебных групп. Их должно быть четыре: для занятий мини-волейболом создаются группы 8—10 лет. младшая (11—12 лет), подростковая (14—15 лет) и юношеская (16—17 лет). Количество учащихся в одной группе до 20 человек.

Если желающих заниматься волейболом очень много, проводится отбор. Для этого организуют контрольные испытания по физической подготовке, контрольные игры по волейболу (для более старших), подвижные игры, требующие быстроты ориентировки, рациональных ответных действий («Вызов», «Попробуй унеси», «Охотники и утки», «Пионербол» двумя и четырьмя мячами, «Борьба за мяч» и др.). Проводятся испытания для определения прыгучести (прыжок вверх с места), результатов в прыжке в длину с места, беге на 30 м («челночный» — 6Х5 м), метании набивного мяча из-за головы двумя руками с места — сидя и в прыжке. Учащиеся делают попытки выполнить основные технические приемы игры в волейбол — подачу, передачу, нападающий удар. Преимущество получают школьники, показавшие лучшие результаты в большинстве испытаний. При одинаковых результатах в секцию зачисляются ребята с лучшими показателями роста. Кроме того, о двигательных способностях учеников учитель судит по тому, как они выполняют упражнения и усваивают учебный материал на уроках физической культуры, учитывает результаты сдачи контрольных нормативов.

Расписание занятий должно быть стабильным. Всякое нарушение графика, установленного порядка немедленно сказывается на отношении юных волейболистов к работе. Надо стремиться к тому, чтобы во всех группах занятия проводились 3 раза в неделю: по 60—90 мин в группах 9—12 лет, по 90 мин в группах 13—14 и 15—17 лет.

Известно, что учитель физической культуры очень загружен. Без помощи общественного актива ему мало что удается сделать. Поэтому старшим школьникам — опытным волейболистам (для них надо регулярно проводить семинары) можно поручать проводить занятия не только в младших группах, но и со своими сверстниками.

Успешная работа секции зависит от умелого планирования материала. Распределять его нужно так, чтобы основная работа по обучению технике и тактике игры приходилась на первое полугодие, а на второе — совершенствование. Нельзя забывать об общей и специальной физической подготовке, о подводящих упражнениях и специально подобранных играх (особенно на начальном этапе обучения). Многие учителя уделяют внимание физической подготовке ребят только в сентябре —октябре, а затем (особенно в период соревнований) о ней забывают. Физическая подготовка должна органически входить в учебно-тренировочный процесс в течение всего года.

Распределение учебного времени по разделам работы раскрывается в учебном плане, более детально это отражается в графиках, поурочных планах и конспектах тренировочных занятий.

Одним из основных приемов организации обучения и совершенствования юных волейболистов является комбинированная форма проведения занятий. Она заключается в том, что несколько подгрупп выполняют различные задания. Например, группа в 12 человек разбивается на 4 подгруппы, но 3 человека в каждой. Первая подгруппа совершенствуется в навыках второй передачи у сетки, располагаясь в зонах 4, 3 и 2. Из зоны 4 учащийся посылает мяч в зону 6, туда перемещается учащийся из зоны 3 и второй передачей точно посылает мяч обратно в зону 4. После этого он остается на месте, а мяч из зоны 4 вдоль сетки направляется в зону 2. Из зоны 2 следует передача в зону 3, из зоны 6 учащийся выходит в зону 3 к сетке и выполняет вторую передачу в зону 2. После этого упражнения повторяются, начинаясь из зоны 2. Усложняется упражнение передачей у сетки назад, за голову. Вторая подгруппа совершенствуется в навыках приема мяча снизу. Двое выполняют удары и прием, третий (с набивными мячами в руках) — ускорения, остановки, перемещения приставными шагами с изменением направления. После перемещений игрок идет на прием мяча, после приема — на удар, с удара — на перемещение. Третья подгруппа совершенствуется в навыках нападающего удара: один школьник выполняет удары по мячу, подвешенному на амортизаторах, второй — броски набивного мяча из-за головы двумя руками на месте и в прыжке, третий — упражнения для развития прыгучести (прыжки со скамейки с отягощением и т. д.). Затем происходит смена: от бросков набивного мяча юный волейболист последовательно переходит к ударам по мячу, к упражнениям на прыгучесть, к упражнениям с набивным мячом. Четвертая подгруппа выполняет акробатические упражнения (например, различные кувырки и перекаты).

Разделение на подгруппы производится или по силам занимающихся, или с учетом игровых функций в команде (нападающие в одной подгруппе, связующие в другой и т. д.). Продолжительность выполнения отдельных заданий зависит от периода тренировки и конкретных задач урока. Нападающие, например, больше внимания уделяют нападающему удару, связующие (защитники) - приему мяча и совершенствованию во второй передаче. При таком построении занятий время используется предельно производительно. Кроме того, проводить их — причем весьма эффективно можно в маленьком спортивном зале или на открытом воздухе, когда в школе всего одна площадка.

Группы начальной подготовки ДЮСШ

Занятия в группах начальной подготовки ДЮСШ могут проводиться на базе общеобразовательной школы, они призваны вовлекать и систематические занятия физической культурой и спортом большое число школьников.

В группах начальной подготовки обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, выявляются перспективные школьники для дальнейшего обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

Задачи работы в этих группах отражают задачи физического воспитания в школе: содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся, разносторонней физической подготовленности и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, привитие стойкого интереса и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, обучение основам техники и тактики волейбола.

Содержание занятий составляют разнообразные средства для разностороннего физического развития и подготовленности на основе комплекса ГТО, школьной комплексной программы физического воспитания, поурочной программы для спортивных школ по волейболу: раздел общей физической подготовки, изучение основных приемов игры и тактических действии.

Группы начальной подготовки комплектуются из всех желающих заниматься волейболом, для проведения учебно-тренировочной работы создаются учебные группы — отдельно для девочек, отдельно для мальчиков. Возраст для зачисления на первый год обучения 9 лет, на второй — 10 лет и на третий — 11 лет. Количество учебных групп устанавливается в зависимости от конкретных условий работы ДЮСШ и наличия школ региона. Количество занимающихся в учебной группе 16—20 человек (первый год обучения — 20, второй — 18, третий — 16).

Количество часов в неделю для занятий не должно превышать 6 (академических) для первого и второго годов обучения и 8 - для третьего. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов (90 мин). Таким образом, учебно-тренировочный процесс строится из расчета трех занятий в неделю по 2 часа в учебных группах первого и второго года обучения, двух занятий по 3 часа и одного занятия в 2 часа или четырех занятий по 2 часа (для третьего года).

Во время занятий целесообразно за счет времени, отведенного на физическую подготовку, обучать детей приемам игры в баскетбол, гандбол. В занятиях рекомендуется обязательно применять большое разнообразие подвижных игр, эстафет, игр, подготовительных к спортивным.

Группы общей физической подготовки

В содержание работы групп общей физической подготовки в VII—-XI классах наряду с другими средствами включается и волейбол как высокоэмоциональное сред ство, поддерживающее интерес учащихся к занятиям в этих группах.

ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ежемесячные дни здоровья и спорта

В программе дней здоровья и спорта в I—VII классах большое значение имеют подвижные игры, среди которых определенное место занимают игры, подготовительные к волейболу, в VIII- XI классах значительное место отводится спортивным играм, особенно волейболу. Главным образом это упражнения с волейбольным мячом, проводимые в виде игры и соревнований, а также двусторонние игры в волейбол.

Соревнования должны проводиться в течение всего учебного года по широкой программе, не ограничиваться соревнованиями только по волейболу. Необходимо стремиться к тому, чтобы в соревнованиях участвовали все без исключения члены секции волейбола. Соревнования по волейболу неизменно входят в программу физкультурных праздников.

Во время туристских походов и слетов с успехом могут применяться игровые упражнения, подготовительные к волейболу игры и двусторонняя игра в волейбол.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИХСЯ

Выполнение требований комплексной школьной программы по физической культуре существенным образом зависит от того, насколько учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий.

Основные формы самостоятельных занятий учащихся можно выделить следующие: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты во время приготовления уроков дома, игровые задания на удлиненных переменах, упражнения и игры во время физкультурных занятий в группах продленного дня, домашние задания по физической культуре.

Процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельных занятий включает в себя следующие взаимосвязанные составные части: воспитание у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями, в частности волейболом, формирование у школьников убеждения в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, волейболом, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками самостоятельно заниматься физическими упражнениями, волейболом.

Главную роль в этом процессе играет учитель физической культуры, тренер секции волейбола, родители учащихся.

Содержание упражнений для самостоятельных занятий подбирается из программного материала уроков физической культуры, на которых изучаются приемы волейбола, и из программы для школьной волейбольной секции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми.

Особенности обучения волейболом малдших школьников....

«ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ АЭРОБИКИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ (10-11 классы)»

Введение Глава I. Аэробика как средство физической рекреации. Аэробика и ее связь с физической культурой. Структура аэробики.      1.2.1. Аэробика по-американск...

Организация и методика занятий силовой подготовкой в школе

Целью программы является укрепление организма, повышение показателей  по легкой атлетике у обучающихся посредством применения упражнений силовой направленности. Силовая подготовка вызывает в...

Особенности методики и организации занятий школьников парапланеризмом в учреждении дополнительного образования

В работе рассматриваются правовые, ведомственные и возрастные особенности обучения парапланеризму. Методика и организация обучения школьников парапланеризму в СПб ГЦДТТ. Проблемы и перспективы де...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...