Коррекция гиперактивного поведения с дефицитом внимания.
статья на тему

Чаплицкая Ольга Александровна

В статье рассмотрены  основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, так же даны практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sdvg.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция гиперактивного  поведения  с  дефицитом внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),  в процессе онтогенеза может перерасти в девиантность , или делинквентность.

Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Девиантность — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

Делинквентность — поведение, нарушающее законы.

При СДВГ, часто наблюдается запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения:

  • У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.
  • Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.

     - Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

  • Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил.

  • Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение.

- Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения (стереотип).

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться:

  • Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений.

  • Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему.

- Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни…

  • Такие люди суетливы, легко отвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение.

 

  • Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни.

  • Гиперактивные проявления сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом  личностных расстройств.

 В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности

    Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность

                        (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью(на 25—-30% выше, чем у других детей),  беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает.

Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте и т.д.

В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса.

Нарушения внимания

 - Могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости.  Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.

 - Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако, если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то он способен удерживать внимание часами.

Импульсивность

 - Выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).

 К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

 

 По результатам исследования Н.Н. Заваденко, поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—10  минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла.

 

В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—10 минут. Они имеют как бы «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции.

 При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».

Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, качаются на стуле, или подкладывают под себя ногу при сидении и т.д.

От них требуют, чтобы они «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.

Перечисленные нарушения способствуют возникновению  трудностей в освоении чтения, письма, счета.

- (Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия, для 61% детей — признаки дискалькулии. )

- В психическом развитии наблюдаются парциальные задержки на 1,5—1,7 года.

- Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.

  • Для этого расстройства также характерна постоянная внешняя болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

- Вместе с тем, гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию.

Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались «трудными» подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал

два всплеска проявления синдрома.

Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения,

второй — в возрасте 12—15 лет.

Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и на отношении к учебе.

По имеющимся данным, среди мальчиков 7—12 лет npизнаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек.

Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов.

У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому при поражении центральной нервной системы они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками.

По результатам исследования Н.Н. Заваденко, возникновение СДВГ -  из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев,

    генетические причины — в 57%,

    негативное действие внутрисемейных факторов — в 63%.

 Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны.

 По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что может привести к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе.

Однако, дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы, для развития которых должны соблюдаться определенные условия:

—  обеспечение спокойных эмоционально-нейтральных условий развития и обучения;

—  соблюдение режима, достаточное время для сна;

—  обучение по личностно-ориентированной программе, без интеллектуальных перегрузок;

—  соответствующая медикаментозная поддержка;

—  разработка комплексной индивидуальной программы помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей:

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными.

  Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—  лишение удовольствия, привилегий;

— запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры,  компьютерные игры;

—  прием «выключенного времени» (изоляция,  скамья штрафников, временное лишение значимой должности  и т.д.);

Практические рекомендации

учителям и воспитателям гиперактивного ребенка

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами (он их не слышит!).

- Не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать (раздражение провоцирует ответную защитную реакцию).

- Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

1.  Изменение окружения:

—  изучите индивидуальные особенности детей;

—  работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами педагога;

—  разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить (найдите, зачем);

— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

— избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку  с СДВГ; контролируйте поведение ребенка, оговаривая  правила;

—  большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;

—  создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

— стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

     помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

---  помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

3. Специальная поведенческая программа:

придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;

—  не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

—  помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

—  не давайте одновременно несколько указаний;

-  помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

4. Регулирование ожиданий:

—  объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к  ребенку и положительные изменения наступят не так быстро;

 —   помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики;

—  гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет;

--  дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются

при оптимальном сочетании медикаментозных (обязательно) и немедикаментозных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции гиперактивного поведения

Данное занятие разработано для проведения с группой детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи, реализуемые в ходе проведения занятия, это: развитие внимания и самоконтроля детей, способство...