О программе "Школа Здоровья для детей с ОВЗ"
статья на тему

Шеставина Надежда Александровна

Реализация программы "Школа Здоровья", ее возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»

По данным ВОЗ, школа является одним из сильных стрессогенных факторов.  Но с другой стороны школа, на мой взгляд,  может и должна создавать оптимальные условия для сохранения здоровья детей и взрослых. В нашей школе реализуется программа создания Школы Здоровья для детей с ограниченными возможностями здоровья. И именно здоровье школьника является, на мой взгляд, одним из главных условий в образовательном процессе. Наши дети (как никто другой) нуждаются в особых психолого-педагогческих  подходах  и  методах, в особом понимании их внутреннего мира и состояния души,      - это я поняла, когда проработала  с ними  первые несколько месяцев. Наши дети не простые, это дети у которых есть весь комплекс психосоматических  заболеваний и  задержка психического развития по психологическому, по органическому и педагогическому типам.

Г.С. Никифоров рассматривает 3 уровня здоровья: биологический, психологический и социальный. Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом. А вот переход от психологического к социальному уровню достаточно условны. Также хочется вспомнить А. Маслоу и его четыре понятия, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Именно нашим детям с ЗПР очень часто недостает этих качеств.

При обучении и воспитании детей с ЗПР необходимо помнить о требованиях предъявляемых в ФГОСе к личностным результатам современного образования в сфере самоопределения личности и ценностно-смысловой сфере, в нравственно-этической сфере, в сфере развития  эстетической культуры личности, в сфере эмоционального развития, в коммуникативной сфере, в сфере физического развития личности, в сфере трудового развития личности. Выполнение этих требований, на мой взгляд, сможет обеспечить такой конечный результат образовательной деятельности школы как воспитание и развитие ученика, характеристики которого следующие:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Я согласна с  мнением профессора В.Г. Казанской о том, что здоровье школьника – “это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения  детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности”. Следовательно в современной школе ситуация требует новых нестандартных  подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровье наших детей мы определяем не только в терминах “благополучие”, ”комфорт”,  “отсутствие болезни”, но и в таких терминах как “раскрытие личного потенциала ребенка”, “свобода”, “индивидуальность”, “социальная интегрированность”,  “жизнестойкость”, "способность к перевоплощению и духовному росту”.

Процесс обучения на уроке – это взаимосвязь содержания учебного материала, деятельности учителя и деятельности ученика. Учитель старается создать условия для усвоения учеником учебного материала, ученик в этом взаимодействии становится субъектом своего собственного опыта. Обучение предусматривает не только “вложение” учителем в сознание ученика информации, подлежащей усвоению, но и анализ, сравнение и  осмысление своего  субъективного опыта каждым учеником,  т.е. своеобразное “окультуривание” его внутреннего мира.

Задача учителя, в моем понимании, заключается в том, чтобы вызвать у школьников как можно больше положительных эмоций, связанных с учебным процессом. Очень важна установка, которую дает учитель при обучении. Нужно не нагнетать в классе представление, например  о географии и биологии как о сложных науках, что приводит  ко многим отрицательным эмоциям (в чем я убедилась на собственном примере), а показать их увлекательность, красоту и ясность, развивая при этом положительные эмоции школьников. Например,  В. А. Сухомлинский считал большой бедой, если  педагог не вызывает положительных эмоций в процессе обучения и не умеет выбрать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ученика. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению В.А. Сухомлинского, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику. Эффективность педагогического взаимодействия заключается в том, чтобы разговор с учащимися вызывал  у них собственные мысли, переживания, побуждал к активной деятельности. Слово,  не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. В.А.Сухомлинский назвал слово “тончайшим прикосновением к сердцу”, которое способно сделать человека счастливым и несчастным.

Проблема эмоциональной насыщенности процесса обучения, переживание положительных эмоций, вызванных педагогом у учащихся, в конкретное устойчивое положительное отношение к процессу обучения, обусловленные, в частности,    коммуникативными способностями педагога,  актуальна для современной педагогики. Активизация положительных эмоций у учащихся в процессе обучения не самоцель, не дополнение или украшение  урока, а необходимое условие для усвоения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты  запоминаются школьниками прочнее,  на более длительный срок, что способствует и более интенсивному процессу развития ученика.

Мне близка формула усвоения знаний выведенная Сухомлинским: “Знания учителя- чувство учителя - чувство ученика - знание ученика”. Эта формула легла в основу его метода эмоционального пробуждения, помогающего развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников и активизации эмоционального взаимодействия педагога и учащихся. Чувства, являясь проводником знаний, делают учебный процесс намного продуктивнее.

Также при подготовке к урокам я руководствуюсь принципами В. А. Кан-Калика, который указал следующую последовательность шагов по созданию эмоционального сотрудничества в процессе обучения:

  • мысленное представление и переживание предстоящего урока
  • выработка эмоционального отношения к материалу занятия
  • использование для эмоционального освещения учебного материала своих жизненных впечатлений (встречи, случаи)
  • обсуждение прочитанных книг, последних событий, актуализация ассоциаций
  • обращение к классу для творческого подъема
  • продумывание интонаций, жестов, мимики
  • использование для образца конкретных данных из биографии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей
  • привлечение сведений из жизни класса
  • актуализация намеченных ранее эмоциональных акцентов
  • отталкивание от наиболее яркого момента в учебном материале
  • мысленное представление эмоциональных реакций учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник «Здоровым - быть здорово»! для детей младшего школьного возраста

Место проведения: спортивный зал г. Брянск МБОУ СОШ №51Дата проведения:  25 ноября 2014 годаВремя проведения: 60 минутУчастники праздника: ученики 1-х классовСудьи: учителя МБОУ СОШ №51Руководств...

Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)

Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа)  разработана в   целях совершенствования системы питания детей в  учреждении      и орг...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Здоровый образ жизни - здоровье Ваших детей!

Наверное, сегодня уже трудно встретить человека, который был бы уверен, что здоровье можно "получить" от кого-то. В виде таблеток, супер-современных лекарств, добавок к пище или еще чего-то подобного....

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...