О программе "Школа Здоровья для детей с ОВЗ"
статья на тему
Реализация программы "Школа Здоровья", ее возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»
По данным ВОЗ, школа является одним из сильных стрессогенных факторов. Но с другой стороны школа, на мой взгляд, может и должна создавать оптимальные условия для сохранения здоровья детей и взрослых. В нашей школе реализуется программа создания Школы Здоровья для детей с ограниченными возможностями здоровья. И именно здоровье школьника является, на мой взгляд, одним из главных условий в образовательном процессе. Наши дети (как никто другой) нуждаются в особых психолого-педагогческих подходах и методах, в особом понимании их внутреннего мира и состояния души, - это я поняла, когда проработала с ними первые несколько месяцев. Наши дети не простые, это дети у которых есть весь комплекс психосоматических заболеваний и задержка психического развития по психологическому, по органическому и педагогическому типам.
Г.С. Никифоров рассматривает 3 уровня здоровья: биологический, психологический и социальный. Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом. А вот переход от психологического к социальному уровню достаточно условны. Также хочется вспомнить А. Маслоу и его четыре понятия, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Именно нашим детям с ЗПР очень часто недостает этих качеств.
При обучении и воспитании детей с ЗПР необходимо помнить о требованиях предъявляемых в ФГОСе к личностным результатам современного образования в сфере самоопределения личности и ценностно-смысловой сфере, в нравственно-этической сфере, в сфере развития эстетической культуры личности, в сфере эмоционального развития, в коммуникативной сфере, в сфере физического развития личности, в сфере трудового развития личности. Выполнение этих требований, на мой взгляд, сможет обеспечить такой конечный результат образовательной деятельности школы как воспитание и развитие ученика, характеристики которого следующие:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Я согласна с мнением профессора В.Г. Казанской о том, что здоровье школьника – “это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности”. Следовательно в современной школе ситуация требует новых нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровье наших детей мы определяем не только в терминах “благополучие”, ”комфорт”, “отсутствие болезни”, но и в таких терминах как “раскрытие личного потенциала ребенка”, “свобода”, “индивидуальность”, “социальная интегрированность”, “жизнестойкость”, "способность к перевоплощению и духовному росту”.
Процесс обучения на уроке – это взаимосвязь содержания учебного материала, деятельности учителя и деятельности ученика. Учитель старается создать условия для усвоения учеником учебного материала, ученик в этом взаимодействии становится субъектом своего собственного опыта. Обучение предусматривает не только “вложение” учителем в сознание ученика информации, подлежащей усвоению, но и анализ, сравнение и осмысление своего субъективного опыта каждым учеником, т.е. своеобразное “окультуривание” его внутреннего мира.
Задача учителя, в моем понимании, заключается в том, чтобы вызвать у школьников как можно больше положительных эмоций, связанных с учебным процессом. Очень важна установка, которую дает учитель при обучении. Нужно не нагнетать в классе представление, например о географии и биологии как о сложных науках, что приводит ко многим отрицательным эмоциям (в чем я убедилась на собственном примере), а показать их увлекательность, красоту и ясность, развивая при этом положительные эмоции школьников. Например, В. А. Сухомлинский считал большой бедой, если педагог не вызывает положительных эмоций в процессе обучения и не умеет выбрать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ученика. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению В.А. Сухомлинского, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику. Эффективность педагогического взаимодействия заключается в том, чтобы разговор с учащимися вызывал у них собственные мысли, переживания, побуждал к активной деятельности. Слово, не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. В.А.Сухомлинский назвал слово “тончайшим прикосновением к сердцу”, которое способно сделать человека счастливым и несчастным.
Проблема эмоциональной насыщенности процесса обучения, переживание положительных эмоций, вызванных педагогом у учащихся, в конкретное устойчивое положительное отношение к процессу обучения, обусловленные, в частности, коммуникативными способностями педагога, актуальна для современной педагогики. Активизация положительных эмоций у учащихся в процессе обучения не самоцель, не дополнение или украшение урока, а необходимое условие для усвоения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются школьниками прочнее, на более длительный срок, что способствует и более интенсивному процессу развития ученика.
Мне близка формула усвоения знаний выведенная Сухомлинским: “Знания учителя- чувство учителя - чувство ученика - знание ученика”. Эта формула легла в основу его метода эмоционального пробуждения, помогающего развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников и активизации эмоционального взаимодействия педагога и учащихся. Чувства, являясь проводником знаний, делают учебный процесс намного продуктивнее.
Также при подготовке к урокам я руководствуюсь принципами В. А. Кан-Калика, который указал следующую последовательность шагов по созданию эмоционального сотрудничества в процессе обучения:
- мысленное представление и переживание предстоящего урока
- выработка эмоционального отношения к материалу занятия
- использование для эмоционального освещения учебного материала своих жизненных впечатлений (встречи, случаи)
- обсуждение прочитанных книг, последних событий, актуализация ассоциаций
- обращение к классу для творческого подъема
- продумывание интонаций, жестов, мимики
- использование для образца конкретных данных из биографии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей
- привлечение сведений из жизни класса
- актуализация намеченных ранее эмоциональных акцентов
- отталкивание от наиболее яркого момента в учебном материале
- мысленное представление эмоциональных реакций учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник «Здоровым - быть здорово»! для детей младшего школьного возраста
Место проведения: спортивный зал г. Брянск МБОУ СОШ №51Дата проведения: 25 ноября 2014 годаВремя проведения: 60 минутУчастники праздника: ученики 1-х классовСудьи: учителя МБОУ СОШ №51Руководств...
Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)
Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа) разработана в целях совершенствования системы питания детей в учреждении и орг...
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию
«Ступени здоровья» Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей среднего школьного возраста, попавших в ...
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...
Здоровый образ жизни - здоровье Ваших детей!
Наверное, сегодня уже трудно встретить человека, который был бы уверен, что здоровье можно "получить" от кого-то. В виде таблеток, супер-современных лекарств, добавок к пище или еще чего-то подобного....
Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.
Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...