Особенности практических методов формирования инновационного мышления при проведении занятий
учебно-методический материал ( класс) на тему

Статья  посвящена вопросу о формированиия инновационного мышления обучающихся в современном образовательном процессе. В настоящее время формирование инновационного сознания должно быть направленно не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на формирование определенных качеств, которые позволяют человеку перейти от идеи к продуктивной реализации. Когда говорится об инновационной активности,   то это в первую очередь способность перейти от идеи к практике действия, когда утверждается: идея замечательная, и я знаю, куда пойти и как действовать.

В работе преподавателя на современном уроке есть три главных момента:

- стратегия преподавателя;
- оценка учащимся преподавателя, занятия и результата (рефлексия);
- самооценка ученика.

В статье рассматривается каждый из этих моментов, дают рекомендации по действию педагогов в соответствующих учебных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности практических методов формирования           инновационного мышления при проведении занятий

Психологи  всего мира бьют тревогу. Данные исследований, проведенных в разных странах мира, четко указывают на выраженную тенденцию к снижению познавательной функции и логического мышления у среднестатистического землянина. Выводы были сделаны на основании инструкций по применению.

        Инструкция к фену: «не пользуйтесь во сне».

На коробке снотворного: «Осторожно! Может вызвать сонливость».

На детском костюме Супермена: «Ношение костюма не придает способность летать».

 На одеяле: «не пользуйтесь, чтобы защититься от урагана».

На упаковке кедровых орешков: «эти орехи действительно растут на соснах».
       На упаковке щипцов для завивки волос: «Не используйте для завивки ресниц, это может привести к тяжелым травмам глаз. Только для наружного применения».

Да, это смешно, но от смешного до грустного один шаг.

       Проведенные в течение последних 10 лет исследования школьников                       показали:

уровень обученности выпускников ежегодно падает на 0,4% (через 100 лет упадет на 40%);

доля учащихся 5 – 8 классов, читающих со скоростью 60 и менее слов              в минуту составляет 28% от числа опрошенных (для понимания текста необходимо 120-150 слов в минуту);

память ниже среднего у 31% опрошенных подростков;

логическое мышление ниже среднего у 38% опрошенных школьников;

пространственное воображение ниже среднего у 42% учащихся школ.

       Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

недостатки познавательной деятельности учащихся (не престижно учиться на «хорошо» среди сверстников);

недостатки развития мотивационной сферы детей  (не видят применения полученным знаниям);

 результат  невнимания и безразличия педагогов.

     Данные факты показывают, что настало время формирования инновационного сознания, направленного на достижение мотивации в обучении.

     В настоящее время формирование инновационного сознания должно быть направленно не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на формирование определенных качеств, которые позволяют человеку перейти от идеи к продуктивной реализации. Когда говорится об инновационной активности,   то это в первую очередь способность перейти от идеи к практике действия, когда утверждается: идея замечательная, и я знаю, куда пойти и как действовать.

       В работе преподавателя на уроке есть три главных момента:

- стратегия преподавателя;

- оценка учащимся преподавателя, занятия и результата (рефлексия);

- самооценка ученика.

      Стратегия преподавателя – умение определять главную ценность данного урока – насколько дети научились рассуждать, оценивать и воспринимать. Три этих ценности являются полезными для формирования того, что мы называем инновационным мышлением.

После окончания урока преподавателю необходимо оценить, насколько ответы в группе были  научны и соответствовали теме, решена ли проблема или намечены только пути ее решения, насколько предмет обсуждения привязан к практике. Такое движение позволяет сформировать у ребенка выработку определенной стратегии. Эта оценка  дается преподавателем для того, чтобы скорректировать работу на следующем уроке.

На основании оценок, данных каждому ученику, преподаватель предполагает разнообразные задания на самоподготовку. Это очень конкретные действия, которые должны подвести ученика к пониманию технологии работы (построению графика, таблицы  или схемы, решения задачи).

Необходимо понимать, что учебные предметы – это средство, а не самоцель. Мы в жизни не являемся физиками, химиками или лириками. У нас есть цели, которые мы реализуем, в том числе, с использованием знания этих предметов. Так вот как раз в этом предмете ученик подвигается к пониманию того, что тот багаж, который на него грузили  11 лет, несет какой-то смысл.

        Надо отметить, что наш ученик не умеет анализировать. Требуется ввести на уроке различные аналитические системы.  

             Система свот-анализ. Эта система помогает оценивать сильные и слабые стороны.

Чтобы вам было легче воспринимать, я напомню фильм «Семнадцать мгновений весны», тот эпизод, где Штирлиц перебирает карточки и оценивает Геббельса, Геринга. На самом деле Штирлиц производил свод-анализ, оценивая сильные и слабые стороны, угрозы, возможности.

Система степ-анализ. Она позволяет придвинуть ребенка к пониманию новых проблем.

 Например, если дети анализируют соотношение ключевых направлений развития России и США, они должны выделить следующие позиции: политика, экономика, технологии. Учащиеся в результате поймут очень важную вещь: на одно событие нагружено  огромное количество факторов. Соответственно, когда человек занимается какой-то инновацией, он должен просчитывать, анализировать и учитывать большое количество факторов.

          Система морфологического ящика. Она показывает, что есть творчество, которое не требует особого полета фантазии. С другой стороны, эта технология позволяет очень четко работать на цель.

Простой пример. Цель – изобретение новых видов пиццы. Мы структурируем пиццу: основа, наполнитель, вес, форма, коробка. Каким образом мы можем создавать некие новые вещи? Берем пересечение. Например, мы можем взять простую основу, заполнитель – анчоусы, вес 1 кг, форма – треугольник, коробка – фольга. Количество вариантов огромно, но не требует великого творчества.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Применяется в основном для решения технических задач. Сейчас делаются попытки ее использования для решения задач социальной проблематики.

В качестве примера использования ТРИЗ – классический пример со строением сваи. Когда сваю загоняют, она должна быть острой, а когда  она в грунте, то чем шире, тем лучше. Такое вот техническое противоречие. Можно до бесконечности заниматься переборами, но методом ТРИЗа эта проблема решается композиционно: сваю делают полой, вбивают в грунт, потом туда опускают снаряд и взрывают его. Образуется пустота, которую закрывают бетоном.

Безусловно, данная работа  требует от преподавателя перехода на качественно иной уровень проведения занятий.

        Актуальным направлением является умение достигать результат на уроке, опираясь на совместную рефлексию.  Именно в системе формирования инновационного мышления рефлексия – это очень важный инструмент, который позволяет человеку двигаться и развивать очень важные вещи: перейти от идеи к ситуации «я готов». То есть если я способен рефлексировать, в том числе, и на собственные идеи, стратегии, тогда Я готов к какому-то действию.

Важна также позиция «какого результата я достиг?».  Если в конце занятия (сначала совместно с преподавателем, потом самостоятельно) ученик способен оценить, чего он достиг, причем сформулировать это  (например, достиг знания, как рождаются новые идеи; научился не спорить без аргументов), наверное, это осязаемый результат урока.

         Большинство уроков должно строиться с использованием ключевых понятий: ситуация-проблема-задача-решение. Сложность заключается в том, что даже к 10-11 классу огромное количество детей не могут дифференцировать эти вещи. Они не понимают, чем отличаются проблема от задачи, факт – от ситуации.

На уроке не должно быть ситуации, имеющей готовое решение. Сначала ребенок думает, выдвигает свои гипотезы и работает с ними, и только потом мы ему даем некое более стандартное решение, с которым он может соотнести свой результат. Ведь обычно мы работаем по-другому: сначала даем шаблон решения, и ученик не заинтересован в его поиске.

Еще один важный момент с точки зрения работы в этом методе заключается в том, что здесь очень часто приходится задавать вопрос и ждать ответа. А тишина чаще всего преподавателя пугает. Но человеческий мозг должен видеть пространство для деятельности. Если мы хотим, чтобы у детей действительно формировалось мышление, то необходимо пространство для этого. И поэтому, если вы задали вопрос и не получили ответа в течение 30с, то опытный преподаватель воспримет это положительно: дети думают. Есть еще одна важная вещь: дети не могут думать молча, а обсуждают между собой вопрос. Поэтому вторая ошибка преподавателя в том, что он начинает регулировать тишину.

Для того чтобы возникла некая творческая ситуация, детей надо учить. И с первого раза, если они окажутся в такой ситуации, они не будут этим заниматься. Но в 5, 7, 9 раз они поймут, как устроены правила, и начнут заниматься размышлениями и совместными обсуждениями.

Работа  в последовательности «ситуация-проблема-задача-решение» на самом деле поддерживается очень конкретными действиями детей. Они должны научиться собирать данные, анализировать их, выдвигать и оценивать гипотезы, выбирать лучшую гипотезу на основании оценок и выдвигать решение, оценивать и проверять результат.

        В свое время Пуанкаре, который был президентом французской академии наук, говорил: «Новые идеи не побеждают, просто умирают их противники». Для того чтобы действительно двигаться в инновационном направлении, нужно понимать две вещи.

Первое,  эффективность урока будет зависеть не от качества идей, а от  способности преподавателя  их донести.

И второе. Если мы говорим о том, чтобы дети действительно тяготели к этому, наверно, должна быть внешняя поддержка их усилий. К таким усилиям могут быть отнесены конкурсы, олимпиады, научно-исследовательские конференции и иные мероприятия, на которых дети могли бы получать общественный статус и где их инновационные проекты могли бы иметь поддержку.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления.

Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышленияЧеловека создает средняя школа, высшая – дает специальность.        Д.С. ЛихачевУважаемые коллеги!  Каждый ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТОВ

Участие школьников в исследовательской  работе открывает широкие возможности для формирования инновационного мышления. Метод проектов позволяет школьникам пройти инновационный путь исследования: ...

Выступление на научно - практической конференции "Формирование музыкального мышления"

Предлагаемый материал - это выступление на научно - практической конференции...

Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»

Тема самообразования  «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...