"Воспитание как компонент социализации"
материал ( класс) на тему

Выступление на заседании методической комиссии в рамках проведения методической недели 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitanie_kak_komponent_sotsializatsii.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБСУВУ «Известковское специальное профессиональное училище №1 ОТ»

Рассмотрено на заседании МК

«____»____________2015

Председатель МК__________

/Журавлева А.С./

Доклад

в рамках методической недели

на тему

«Воспитание как компонент социализации»

Подготовила преподаватель

математики Колодкина Н.В.

П. Известковый, 2015


Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека.

Изменения социально-экономических условий требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. 

Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки к ее участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (Википедия)

Воспитание – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. (Закон РФ «Об образовании»)

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности. (программа «Юные москвичи на пути в третье тысячелетие»)

Воспитание (в образовательном смысле) – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающий в себя честность, справедливость и человечность. (Т.И. Шамова, П.И.Третолков, Н.П.Капустин из взглядов К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина)

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальную направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образования, наряду с отражением уровня науки, необходима востребованность данных знаний в будущем. Содержание образования  должно формировать у учащихся мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.

На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

На уроках мы используем различные приемы и методы для развития и воспитания учащихся, некоторые из них представлены в таблице.

Педагогический прием

Элемент воспитания

  1. Работа учащихся в микрогруппах

- формирование культуры труда, культуры трудовых отношений;

- воспитание потребности трудиться;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие.

  1. Подготовка сообщений, рефератов, докладов

- воспитание потребности в самообразовании, саморазвитии, самореализации;

- формирование компьютерной грамотности;

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие;

- воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости;

- развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Чтение текста

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Работа со словарями, справочными пособиями, нормативными документами

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Поиск ошибок, допущенных преподавателем или учащимся

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Проведение зачетов, уроков- семинаров, уроков-лекций

- воспитание потребности трудиться;

- развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений;

- воспитание интереса и бережного отношения к народной культуре, народным традициям, формирование опыта их сохранения.

  1. Выполнение схем, рисунков, чертежей

- воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости.

  1. Ответы на вопросы, комментирование, анализ ответа

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности.

  1. Индивидуальная работа

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости.

Наряду с этими приемами, мы постоянно говорим о толерантном отношении друг к другу, о бережливости предметов и вещей, об аккуратности и правильности ведения тетрадей, о правильности поведения в учебном заведении, об аккуратности и чистоте внешнего вида учащихся и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...