"Воспитание как компонент социализации"
материал ( класс) на тему
Выступление на заседании методической комиссии в рамках проведения методической недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitanie_kak_komponent_sotsializatsii.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБСУВУ «Известковское специальное профессиональное училище №1 ОТ»
Рассмотрено на заседании МК
«____»____________2015
Председатель МК__________
/Журавлева А.С./
Доклад
в рамках методической недели
на тему
«Воспитание как компонент социализации»
Подготовила преподаватель
математики Колодкина Н.В.
П. Известковый, 2015
Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека.
Изменения социально-экономических условий требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе.
Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка.
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки к ее участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (Википедия)
Воспитание – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. (Закон РФ «Об образовании»)
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности. (программа «Юные москвичи на пути в третье тысячелетие»)
Воспитание (в образовательном смысле) – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающий в себя честность, справедливость и человечность. (Т.И. Шамова, П.И.Третолков, Н.П.Капустин из взглядов К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина)
Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальную направленность этих воздействий;
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком комплекса социальных ролей.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образования, наряду с отражением уровня науки, необходима востребованность данных знаний в будущем. Содержание образования должно формировать у учащихся мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.
На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.
Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
На уроках мы используем различные приемы и методы для развития и воспитания учащихся, некоторые из них представлены в таблице.
Педагогический прием | Элемент воспитания |
| - формирование культуры труда, культуры трудовых отношений; - воспитание потребности трудиться; - формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы; - оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости; - формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки; - воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности; - формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности; - воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие. |
| - воспитание потребности в самообразовании, саморазвитии, самореализации; - формирование компьютерной грамотности; - развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию; - формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы; - оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости; - формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки; - воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности; - формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности; - воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие; - воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости; - развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений; - формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей. |
| - развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию; - формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности; - формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку; - формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей. |
| - развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию; - формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности; - формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку; - формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей. |
| - развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию; - формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы; - формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки; - формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей. |
| - воспитание потребности трудиться; - развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений; - воспитание интереса и бережного отношения к народной культуре, народным традициям, формирование опыта их сохранения. |
| - воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости. |
| - формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки; - воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности. |
| - оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости. |
Наряду с этими приемами, мы постоянно говорим о толерантном отношении друг к другу, о бережливости предметов и вещей, об аккуратности и правильности ведения тетрадей, о правильности поведения в учебном заведении, об аккуратности и чистоте внешнего вида учащихся и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.
Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...