За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Мы должны понимать, что обучение – это процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в соответствии с требованиями рынка труда. Поэтому программа развития универсальных учебных действий обеспечивает широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Слайд 2 Если мы раньше говорили, учащийся должен получить знания, умения, навыки, то теперь мы говорим выпускник научится (базовый уровень), выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень). Слайд 3 Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)
Функции универсальных учебных действий включают: 1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Слайд 4 УУД делятся на следующие группы: - личностные; 2) регулятивные 3)познавательные; 4) коммуникативные
Слайд 5 Личностные УУД обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание и соблюдение нравственных норм поведения. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Метапредметные Слайд 6 Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения. - контроль умение соотнести полученный результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в свои действия в случае расхождения эталона. - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Слайд 7 Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем . 1.Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 2. Логические действия : - анализ и синтез объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. 3. Действия постановки и решения проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 1. На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Большая буква в начале предложения. 2. Пропуск буквы. 3. Перенос слова. 4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 5. Ударение. 6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 7. Большая буква в именах собственных и далее. При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие. Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. Слайд 8 3.Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь взаимодействиеовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми . Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы: Слайд 9 ✓ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ✓ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ✓ любящий свой народ, свой край и свою Родину; ✓ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ✓ г готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; ✓ доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; ✓ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них: Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 1В начале урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельному определению темы урока постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний.
На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Большая буква в начале предложения. 2. Пропуск буквы. 3. Перенос слова. 4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 5. Ударение. 6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 7. Большая буква в именах собственных и далее. При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие. Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Результаты работы над данной темой: 1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Список технологий формирования УУД 1.Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 2. Учитель включает детей в открытие новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 3. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 4.Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 5.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. 6. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 7. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Объясняет детям, что за ошибки не наказывают, все учатся на ошибках. 8. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 9.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 10. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. 11.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. 14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы: ✓ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ✓ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ✓ любящий свой народ, свой край и свою Родину; ✓ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ✓ г готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; ✓ доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; ✓ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них: Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Большая буква в начале предложения. 2. Пропуск буквы. 3. Перенос слова. 4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 5. Ударение. 6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 7. Большая буква в именах собственных и далее. При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие. Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Результаты работы над данной темой: 1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства. 7 слайд Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002) . 8 слайд 5. Модель системы УУД Анализ генезиса и развития УУД, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающую из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Ожидаемый результат реализации программы УУД - для педагога: 10 слайд Программа обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в начальной школе, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ, конкретизирует требования к результатам начального общего образования, обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. - для обучающихся – результаты развития УУД: 11 слайд адекватная школьная мотивация; мотивация достижения; развитие основ гражданской идентичности; формирование рефлексивной адекватной самооценки; функционально-структурная сформированность учебной деятельности; развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. 12 слайд Спасибо за внимание.
Приложение. Универсальные учебные действия. /УУД/ Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Самоопределение(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование(предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
|