Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания.
статья на тему
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_issledovatelskogo_obucheniya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания.
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Дидактические поиски в русле учебного исследования были особенно отчетливо сформулированы Дж. Брунером, исследователем познавательной деятельности, работавшим в США и Англии в 1950-60 гг. Подводя итоги дидактических исследований, он так выразил их общую исследовательскую направленность: «…Умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы… Различие здесь в степени, а не в роде. Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем делать что-либо еще» (под словами «что-нибудь еще» Дж. Брунер подразумевал усвоение сведений, предлагаемых в готовом виде). Он выделил основные черты исследовательского обучения: 1.Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2.Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах. 3.Знакомство с историческими фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов. 4.Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования. В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения - создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Исследовательское обучение часто понимается узко – как написание научной работы. Однако применение этого метода на уроках позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Организовывая такое обучение, учитель должен придерживаться следующего принципа: «больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе учащихся, избегая задавать ей определенное направление». В данной статье будут рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы реализации исследовательского обучения на уроках истории в старших классах.
Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
В настоящее время история нашего государства подверглась жесточайшей ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные ученые предлагают свою версию исторических событий и даже новую хронологию истории. В таких условиях учащиеся не могут получить достаточно объективные представления, сделать правильные выводы. И именно по этому, учителю истории необходимо, организовать на своих уроках исследовательскую деятельность. Учащиеся должны четко понять - изучать историю только по учебнику не возможно; оценить то или иное событие, опираясь на один, даже очень «солидный» исторический источник не является реальным. Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Основные задачи: 1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал. 2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования. 3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Основы организации исследовательской деятельности учащихся
Организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы. Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др. Внеурочная деятельность: Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе. При выборе методов исследовния более приемлимым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением. Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности: - изучение литературы по теме исследования; - анализ научной информации; - планирование исследования; - проведения исследования; - оформление и защита результатов исследования. Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.
Уровни организации исследовательской деятельности
1.Первый уровень. Урочная деятельность. На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала. Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического материала. Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков: - библиографирование литературы по теме исследования; - реферирование литературы по учебному вопросу; - умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников; -использование технических средств, для переработки информации. Рассмотрим пример. История России.10 класс (профильный уровень) Тема: Образование древнерусского государства (10 часов) 1.Учитель рекомендует ребятам список литературы. Н. Карамзин. История государства Российского. С. Соловьев. История России с древнейших времен. Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. С. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Г. Носовский, А. Фоменко. Русь и Рим. Новая хронология. Основа работы – «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» - летописный свод Древней Руси. Текст летописи имеется у каждого ученика. Таким образом, в деятельность учащихся накануне изучения темы включены элементы поисковой деятельности. 2.Изучение учебного материала происходит на основе работы с фрагментами летописи. Учитель заостряет внимание ребят на проблемных местах летописи. Например, работа над документом, при которой используется только один фрагмент летописи. Возьмем сюжет летописи, повествующий о расправе князя Олега с киевскими князьями – Аскольдом и Диром. Вопрос учителя: Какие противоречия вы видите в рассказе автора? Ответ: Каким образом на могиле Аскольда могла быть поставлена часовня святого Николая. Принятие христианства на Руси состоится намного позже времен деятельности Олега. Затем учащиеся делают вывод – христианство на Руси известно задолго до времен Владимира и даже раньше времени Ольги, якобы первой из русских князей, принявших крещение. Вопрос учителя: Можем ли мы утверждать этот факт только на основе данных летописца? Ответ: нет, т.к. на основе одного источника, нельзя сделать объективные выводы. К сожалению, нам не доступны другие древнерусские летописи, поэтому работаем с рекомендуемой ранее литературой (класс поделен на группы). Каждая группа работает с определенным автором. Задание: выясните, как историки интерпретируют этот факт? Результат: данной литературы не достаточно, чтобы, сделать определенные выводы. Вопрос остается открытым.Таким образом, произошло выявление проблемы, работать над решением Которой, учащиеся будут на втором уровне. Анализируя только один сюжет летописи можно выделить несколько проблем. Например, рассматривая вопрос о происхождении государства восточных славян, используем сюжет о призвании варягов. В повествовании автора прослеживаются пробелы, он слишком, однозначно, аргументирует цель призвания иноземцев. Возникают вопросы: 1.Как новгородские словене допустили засилье варягов? 2.Почему новгородцы так легко приняли варягов? На основе противоречий выявляем проблемы: 1.Роль варягов в образовании древнерусского государства. 2.Происхождение слова «Русь». В ходе учебно-исследовательской деятельности на этом уровне реализуется не только формирование перечисленных умений и навыков, но и выявление проблем. В результате, выделяется группа ребят, заинтересованных в решении этих проблем. Именно эти учащиеся переходят на второй уровень исследовательской деятельности.
2.Второй уровень. Внеурочная деятельность Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне: 1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности; 2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности. Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования. Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков: -постановка целей и задач исследования, разработка критериев их дости- жения; -разработка и формулирование гипотезы исследования; -планирование хода исследования; -оценка практической эффективности исследования. Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективного курса. Элективный курс: «Российская цивилизация». 10 класс(35 часов) Изучаемым темам в урочное время соответствует цикл тем курса. Например, теме: «Образование древнерусского государства», упомянутой, выше, соответствует цикл тем: «Откуда есть, пошла земля Русская». Это позволяет обеспечить систематичность и непрерывность исследовательской деятельности. На этом этапе, учащиеся, под руководством учителя ищут решение проблем, выявленных на первом уровне. Результатом деятельности становится исследовательский проект. Анализ выполненной работы позволяет выявить учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности, которые переходят на третий уровень. Сначало, дети под руководством учителя проводят не сложные исследования, проведение которых, рассчитано за один – два учебных занятия. Например, тема: «Древнерусское государство» 1 этап – изучение теории и истории вопроса, постановка проблемы, Определение темы исследования, его объекта и предмета, формулирование цели деятельности, построение гипотезы и задач. Тема: Становление древнерусского государства Проблема: На каком этапе общественного развития восточных славян определились основные признаки государственности, позволяющие судить о наличии государства. Объект исследования: «Повесть временных лет» Предмет исследования: этапы становления государства Цель исследования: выяснить, когда было окончательно установлено государство у восточных славян. Гипотеза исследования: в конце девятого века государство у восточных славян еще не сложилось. 2 этап – проверка гипотезы на основе сбора фактов, знаний по исследуемой проблеме. Учащиеся поделены на четыре группы. У каждой группы является обязательным наличие текста летописи и учебника обществознания 8-9 классы, под редакцией Боголюбова) Доказательство гипотез учащимися группы (пример) 1.Государство- это организация политической власти, осуществляющая Управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Основные признаки государства: -.наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие; -суверенитет; исключительное право на принятие общеобязательных законов -взимание налогов -возможность применения мер принуждения 2.Признаки государственности в период правления Рюрика (конец IX века) начинает оформляться территория и населения будущего государства. (захват территорий и «примучивание» населения) 3.Признаки государственности в период правления Олега(879-912) - более оформленная территория(Новгород, Киев, территории восточносла- вянских племен) -установление верховной власти на этой территории и сбор дани 4.Признаки государственности в период правления Игоря(912-945) -наличие и населения, на которые распространяется его воздействие - суверенитет власти 5.Признаки государственности в период правления Ольги(945-957) 1.наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие 2.суверинитет власти 3.установление налоговой системы: Уроки -установленный размер дани Погосты-места сбора дани 4.возможность применения мер принуждения(на примере древлян)
3 этап. Теоретические выводы на основе рефлексии полученных фактов и новых знаний. Основные признаки государства, доказывающие наличие государства были оформлены только в середине X века в правление Ольги. 3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность На высшем уровне реализуются следующие задачи: 1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы; 2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы. Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования. Формируемые умения и навыки: - обоснование выводов; - защита перед аудиторией своих выводов; - убедительное отстаивание своих идей; - анализ выполненной работы. Результат работы: участие в районных и краевых конкурсах и конференциях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания
Статья раскрывает все этапы научного исследования в процессе проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания....
Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания
В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания
Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания...
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....
“Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания»
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Инфо...
Технология исследовательского обучения на уроках истории
Данная статья помогает как правильно методически проводить технологию исследовательского обучения на уроках истории в старших классах. Данная статья рассматривает теоритические, методические и практич...