социальный проект "Маленький балетмейстер"
проект на тему

Демидова Наталья Геннадьевна

организация проектной деятельности в условиях хореографического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malenkiy_baletmeyster.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Социальный проект

«МАЛЕНЬКИЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР»

Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования Демидова Н Г.

Самара,

2014 г.

Пояснительная записка

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная тема  во всех развитых странах.

Проблема развития креативного потенциала учащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых

Современное общество поставило перед педагогами и психологами задачу перестройки процесса обучения, предполагающего развитие у детей креативного  мышления.

Все выдающиеся педагоги обращали свое внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного развития. Зависимость психического развития ребенка  от способов обучения рассматривали Я.А.Коменский и Д.Локк, А.Дистервег и  К.Д.Ушинский. продолжили эти наблюдения Я.Л.Пономарев и А.З.Рахимов,   В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин, М.И.Махмутов и Л.М.Матюшкин, Л.В.Занков, Л.С.Выготскй, С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьева. Но при всём этом остается много нерешенных проблем в развитии творческого мышления обучающихся. Велись наблюдения за детьми, обладавшими высокими интеллектуальными способностями, но не участвующими в  творчестве. Это одаренные дети. Педагогический опыт показывает, что во многих из них есть скрытый потенциал одаренности, но не всегда во время увиденный и поддержанный педагогами, ведь креативный потенциал активно развивается только при деятельности. То есть, необходимо создание определенных условий, при которых развитие личностных свойств и характеристик происходит наиболее активно в период обучения в образовательном учреждении. При этом, занятия творческой деятельностью будет способствовать развитию у учащихся:

  • профессиональной компетентности;
  • работоспособности и психологической активности;
  • интеллекта и образованности;
  • способности к сотрудничеству, коллективному взаимодействию;
  • нравственных качеств.

Выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому тема  работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

 В настоящее время наблюдается хорошее функционирование учащихся, как исполнителей поставленной педагогом задачи и отсутствие инициативы в проявлении своей творческой одаренности в области создания нового художественного продукта. Возрастает противоречие между ростом требований к проявлению креативности современным человеком и его неподготовленностью к данному процессу. Это противоречие может быть разрешено лишь путем изменения задач, стоящих перед образовательным учреждением. Требуется разрешения противоречия между необходимостью развития креативно развитых людей и отсутствием условий.

МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Поиск» предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности. Целью деятельности учреждения становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное сопровождение ребёнка на всём протяжении обучения, то есть создана система профессиональной педагогической поддержки одаренных детей, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного их комфортного развития.

Условия нашего учреждения позволяют обучать и воспитывать одарённых и мотивированных детей путём создания условий для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Это даёт возможность не потерять одарённого ребёнка, так как такие дети стремятся поступить в профильные учебные заведения и продолжить занятия искусством. Также позволяет формировать позитивное отношение к учащимся с ярко выраженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности и воспитывать убеждение в ценности дополнительного образования на современном этапе развития нашего общества.

Центром созданы условия для полноценного воспитания и образования одарённых детей: традиционно проводятся конкурсы, фестивали, мастер-классы и консультации с представителями ВУЗов и ССУЗов и т.д. Это отражается на достижениях учащихся - они занимают большое количество призовых мест в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах,  различного уровня, участвуют в мастер-классах.

Создание  таких условий способствует раннему выявлению, одаренности и своевременному оказанию психолого-педагогической поддержки, корректировки педагогических действий, пополнения багажа практического опыта работы с одаренными детьми.

Реализация проекта способствуют повышению творческой активности одаренных в области хореографического искусства учащихся, а их самостоятельное создание  танцевальных номеров инициирует на развитие.

Цель проекта

Создать условия для выявления, поддержки и развития одарённых и мотивированных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Развить творческий потенциал одаренных учащихся для создания собственного хореографического номера.

 

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными творческими способностями.

2.Развить интеллектуальные и познавательные способности детей в области хореографии.

Развитие воображения.

3.Раскрыть творческий потенциал через создание хореографического номера.

Реализация проекта осуществляется на базе МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара - Образцового хореографического  коллектива «Диво».

Продолжительность проекта: 1 октября 2015 - 1 февраля 2016 г.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта «Маленький балетмейстер».

Подготовительный этап – октябрь 2014 г.

  1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций работы с одаренными детьми.
  2. Разработка и утверждение проекта «Маленький балетмейстер».
  3. Актуализация знаний, умений и владений учащихся как необходимого условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.
  4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся и составление индивидуальных траекторий прохождения содержания программы «Разножанровая хореография в системе развития личности».
  5. Определение группы участников проекта.

Основной этап – ноябрь-декабрь 2014 г., январь 2015 г.

  1. Самостоятельное определение темы танцевального номера каждым представителем группы участников.
  2. Подбор музыкального сопровождения.
  3. Разработка сюжетной линии танцевального номера.
  4. Подбор лексических движений.
  5.  Соединение движений в комбинации и пространственное перемещение.
  6. Определение количества участников в танцевальном номере.
  7. Разучивание и отработка танцевального номера с учащимися.
  8. Презентация танцевального номера.
  9. Участие в городском конкурсе «Юный балетмейстер».

Рефлексивно-оценочный этап – февраль 2015 уч.г.

1. Оценка результатов деятельности учащихся ансамбля «Диво».

2. Педагогический анализ эффективности действия проекта.

3. Формирование новых целей и задач в продолжении реализации проекта в новом учебном году.

Ожидаемые результаты

В результате участия в реализации проекта получаем новый образ личности ученика:

Личность способная

  • самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
  •  осуществлять поисковую деятельность;
  •  проводить исследования;
  • владеющая средствами и формами исследовательского труда;
  • осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность;
  •  руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями;
  •  иметь право выбора и самовыражения;
  •  осознанно выбирать траекторию прохождения программы  с углубленным изучением отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Реализация проекта, предусмотренного программой, позволит педагогу:

  • сформировать систему работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
  • создать условия для развития способностей одарённых и мотивированных детей;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
  • повысить результативность учащихся в конкурсах, фестивалях, различного уровня.

Для педагога, организующего работу над проектом, ожидаемые результаты можно представить следующим образом:

  • своевременное оказание адресной помощи по поддержке одарённых и мотивированных учащихся;
  • развитие способностей учащихся в области создания творческого продукта;
  • профессиональное ориентирование одаренных учащихся на обучение в специальных учебных заведениях;
  • подбор методического инструментария для работы с одаренными детьми.

Модель одарённого и мотивированного учащегося, участвующего в реализации социального проекта

Способы стимулирования

  • Награждение дипломами/грамотами, ценными подарками учащихся.
  • Размещение фотографий на сайте ЦВР «Поиск».
  • Размещение статей о достижениях учащихся на сайте учреждения и в СМИ.
  • Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в номинации «Лучшая балетмейстерская работа».
  • Участие в ежегодном городском фестивале-конкурсе «Юный балетмейстер».
  • Организация отдыха учащихся в профильной смены в летний период.
  • Поощрительные поездки на пароходе по Волге.

Формы и методы работы с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися

  • выявление одарённых и мотивированных детей и работа  с ними по развитию творческих способностей на занятиях  и во внеурочное время;
  • привитие навыков креативной деятельности;
  • широкое привлечение учащихся к творческой работе по созданию авторских танцевальных этюдов, номеров;
  • развитие инициативы и самостоятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
  • обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
  • работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся;
  • участие в конкурсах различного уровня, направленных на выявление и поддержку авторских ученических работ в области хореографии;
  • индивидуальная работа с родителями учащихся.

Принципы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми

  • Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий, разработка индивидуального маршрута прохождения программы);
  • принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера);
  • принцип комфортности в творческой деятельности;
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  • принцип развивающего обучения.

Участники проекта «Маленький балетмейстер»

  • учащиеся хореографического коллектива «Диво». 

Социальная польза проекта

Теоретическая значимость проектной деятельности состоит в следующем:

  • разработана модель развития креативного потенциала учащихся детского хореографического объединения, включающая мотивационно-ориентировочный, операционально-исполнительский и рефлексивно-оценочный этапы.

Практическая значимость проекта состоит в том, что:

  • предложена педагогическая технология, обеспечивающая динамику развития креативного потенциала на занятиях хореографией;
  • развитие креативного мышления учащихся, включенных в проектную деятельность;
  • развитие профессиональной компетентности, отраженной в приобретении метапредметных результатов;
  • развитие личностных качеств: работоспособности и психологической активности, интеллекта и образованности, способности к сотрудничеству, коллективному взаимодействию, нравственных качеств;
  • приобщение к участию в проектной деятельности большого количества учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения конкурса юных балетмейстеров "Твори, выдумывай, пробуй..."

Конкурс "Твори, выдумывай, пробуй..." направлен на выявлении творческих балетмейстерских способностей воспитанников ансамбля....

Работа балетмейстера по постановке танца (этап разучивания танца).

Этапы работы балетмейстера по постановке танца. Этап разучивания народного танца. Из опыта работы....

Методический анализ на тему: «Искусство балетмейстера» 2014 год

Методический анализ на тему:  «Искусство балетмейстера» 2014 год...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Балетмейстер-репетитор и репетиционная деятельность в коллективе

в данном материале описывается работа балетмейстера-репетитора и правила проведения репетиций...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...