Патриотическое воспитание обучающихся
статья на тему

В ФГОС  акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание  школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_patrioticheskomu.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о патриотическом воспитании обучающихся в Спешневской средней школе

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС  акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание  школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт  работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

В школе разработана программа по патриотическому воспитанию «Мое Отечество». Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). В Программе отражены основные цели, задачи, направления,  мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся,  а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в Спешневской средней школе  на период с 2012 по 2016 годы, она ежегодно корректируется и дополняется.

 Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.

 Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 

Безусловно, гражданско - патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную  жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Патриотическое воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. В концепции программы  система патриотического воспитания школьников действует при наличии:

-  мотивированных   к воспитанию педагогов;

-  научно-методического обеспечения воспитательного процесса;

-  финансово-материального обеспечения;

-  организационно-педагогического обеспечения;

          -  правовых условий.

Целью Программы является в условиях образовательной среды сельской школы совершенствование и развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе консолидации усилий  педагогического коллектива школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации,  решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.

 Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм. Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.

Сформулированная цель Программы  предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;

-выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;

-определить приоритетные направления патриотического воспитания учащихся школы и мероприятия по их реализации;

-четко определить этапы реализации программы.

-сформулировать критерии

Основные  направления дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в условиях образовательной среды школы

Основными направлениями дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:

1.    Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2.    Совершенствование деятельности администрации школы по научно-методическому сопровождению участников образовательного процесса  в вопросах  патриотического воспитания школьников.

3.    Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания.

4.    Координация деятельности педагогов школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников.

5. Участие педагогов школы в исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

Условия реализации Программы

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

    1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

    2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

    4.Развивается музейная работа;

    5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;

    6. Развивается школьное ученическое самоуправление;

    7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

     8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с  общественными организациями, родительским  сообществом, средствами  массовой информации.

Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

 Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность духовно-нравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, спортивно-оздоровительного, социального направлений; спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Обществознание», «Литература», «История». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, школьного музея.

Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность.

На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курса обществознания, права, экономики  позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в работе школы актива «Авангард» и др. Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.

Такими приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали:

1)духовно-нравственное;

2)культурно-историческое;

3)гражданско- правовое;.

4)военно-патриотическое;

5) спортивно-патриотическое;

6) культурно-патриотическое.

План

патриотического  воспитания  Спешневской  средней школы на 2015-2016 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Классные часы Урок Мира

1 сентября 2015 г.

Классные руководители

Чеботарева Е.В.

2

День памяти жертв Беслана

3 сентября 2015 г.

Чеботарева Е.В.

3

День 70-я Нюрнбергского процесса

Ноябрь 2015 г

Чеботарева Е.В.

4

Мероприятия, посвященные Дню неизвестного солдата    

3 декабря 2015 г.

Чеботарева Е.В.

5

День Героя Отечества

9 декабря 2015 г.

Чеботарева Е.В.

6

Мероприятия к Дню воина-интернационалиста

Январь 2016 г.

Чеботарева Е.В.

7

Месячник военно-патриотического воспитания

( по отдельному плану)

Февраль  2016 г.

Чеботарева Е.В.

Лобковская Н.П.

8

Конкурс им. Героя России А. Рязанцева на лучшую организацию работы по военно-патриотическому воспитанию

Февраль-2015- 2016 г.

Чеботарева Е.В.

9

День памяти Александра  Рязанцева

Март 2016 г.

Чеботарева Е.В.

10

Классные часы, посвященные 71-летию Победы в Великой Отечественной войне

Апрель-май 2016 г.

Классные руководители

Чеботарева Е.В.

11

Торжественная линейка, посвященная 71-летию Победы.

Митинг, возложение венков к памятникам погибшим в годы войны ( по отдельному плану)

Май 2016 г.

 Чеботарева Е.В.

12

Спортивный легкоатлетический  праздник «Подвигу прадедов посвящаем…»

Май 2016 г.

Чеботарев А.Н.

13

Мероприятия к Дню защиты детей

1 июня 2016 г.

Начальник лагеря

14

День памяти и скорби

22 июня 2016 г.

Начальник лагеря

План

 мероприятий  Спешневской средней школой

по  воспитанию  ценностей межнациональной

и межконфессиональной дружбы на 2015-2016 год

№п/п

Тема мероприятия

Форма проведения

Класс

Дата

1

День знаний «Здравствуй, школа!»

Линейка

1-10

01.09.15

2

Урок «Моя Мира»

Урок

1-10

01.09.15

3

День солидарности в борьбе с терроризмом. «Минута молчания – тебе Беслан, стон от рыдания - тебе Беслан» (линейка, просмотр презентации).

Линейка памяти

1-10

03.09.15

4

День народного единства «Мы дружбой народов сильны»

Линейка

1-10

12.11.15

5

«Сила России - в единстве народов»

Классные часы к Дню народного единства

6

Конституция РФ – основной закон нашей жизни

Просмотр конкурсных презентаций «Права детей в школе», «Права детей в семье»

День правовых знаний

1-4

5-10

12.12.15

7

Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций.

Уроки нравственности

1-4

5-10

Январь

8

Просмотр видеоролика «Межнациональные отношения»

Беседа

5-10

Март

Результаты участие в конкурсных мероприятиях по патриотическому воспитанию обучающихся Спешневской средней школы за 2015 год

Наименование конкурса

ФИ участника

Класс

ФИО руководителя

Итоги

1

конкурс электронных презентаций « Наши земляки - Герои Великой Отечественной войны»

Токарева Александра

Федина Светлана

10

Чеботарева Е.В.

3 место

2

конкурс электронных презентаций « Наши земляки - Герои Великой Отечественной войны»

Чеботарев Николай

Лемягова Наталья

Ковалева Елизавета

Пургина ольга

7

Чеботарева Е.В.

3 место

3

Конкурс бюллетеней ученического самоуправления «Служу России»

Пургин Иван

10

Чеботарева Е.В.

1 место

4

Конкурс патриотического воспитания  А. Рязанцева

Чеботарева Е.В.

1 место

5

Фотовыставка «Герои былых времен»

Смирнов Александр

9

Смирнова Г.А.

1 место

6

Конкурс авторских стихотворений к 70-ю Победы

Лемягова Полина

4

Алентьева А.С.

3

7

Конкурс авторских стихотворений к 70-ю Победы

Аверкин Максим

1

Лобковская Н.П.

1

8

Конкурс авторских стихотворений к 70-ю Победы

Лемягова Наталья

7

Лемягова Е.В.

2

9

Конкурс авторских стихотворений к 70-ю Победы

Пургин Иван

10

Леташова Л.Г.

1

10

районный  этап областного конкурса  детского рисунка, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Дербичев Максим

3

Алентьева А.С.

1

11

районный  этап областного конкурса  детского рисунка, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Лемягова Полина

4

Алентьева А.С.

3

12

районный  этап областного конкурса  детского рисунка, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Лемягова Наталья

7

Жидова Л.С.

3

13

районный  этап областного конкурса  детского рисунка, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Смирнов Александр

9

Смирнова Г.А.

1

14

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» прыжки в длину

Федотов Антон

8

А.Н. Чеботарев

3

15

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» бег на 60 метров

Пургин Иван

10

А.Н. Чеботарев

3

16

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» прыжки в длину

Пургин Иван

10

А.Н. Чеботарев

2

17

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» Дартсатлон

Команда Спешневской средней школы старшая группа

А.Н. Чеботарев

3

18

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» перетягивание каната

Команда Спешневской средней школы средняя группа

А.Н. Чеботарев

2

19

Районный спортивный праздник по легкой атлетике «Подвигу прадедов посвящаем» комбинированная эстафета

Команда Спешневской средней школы средняя группа

А.Н. Чеботарев

3

20

Турнир Верховского района по настольному теннису среди юношей, посвященный 70- летию Победы

Токарев Николай

8

А.Н. Чеботарев

1

21

Турнир Верховского района по настольному теннису среди юношей, посвященный 70- летию Победы

Чеботарев Николай

7

А.Н. Чеботарев

3

22

Районный шахматно – шашечный турнир среди школьных команд, посвященный 70-ю Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Федина Светлана

10

А.Н. Чеботарев

3

23

Районный шахматно – шашечный турнир среди школьных команд, посвященный 70-ю Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Федотов Антон

8

А.Н. Чеботарев

3

24

Районный шахматно – шашечный турнир среди школьных команд, посвященный 70-ю Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Общекомандное

Федина С.

Токарев Н.

Чеботарев Н.

Федотов А.

А.Н. Чеботарев

3

25

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015 «Статен в строю, силен в бою!»

Команда юнармейцев Спешневской средней школы

Лобковская Н.П.

2

26

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015

«Защитник Отечества»

Команда юнармейцев Спешневской средней школы

Лобковская Н.П.

2

27

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015

«Огневой рубеж!»

Команда юнармейцев Спешневской средней школы

Лобковская Н.П.

3

28

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015

«Силовая гимнастика» «Быстрее, выше, сильнее»

Жанабаев Сакен

10

Лобковская Н.П.

3

29

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015

«Меткий стрелок»

Токарев Николай

8

Лобковская Н.П.

3

30

Районная военно-патриотическая игра Зарница – 2015

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Команда юнармейцев Спешневской средней школы

Лобковская Н.П.

2

31

Областная акция «Подарок ветерану»

Дербичев Максим

3

Алентьева А.С.

2

32

Всероссийский Конкурс сочинений

Лемягова Наташа

8

Леташова Л.Г.

2

33

Конкурс сочинений Герои Орловцы – Герои России

Чеботарев Николай

8

Леташова Л.Г.

3

Ответственный исполнитель: методист           Е.В. Чеботарева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Патриотическое воспитание обучающихся Кадетского корпуса.

Конкурсный отбор лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Аналитическая справка...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...