программа по изобразительному искусству 5-9 класс ФГОС по Неменскому
рабочая программа (5 класс) на тему
программа по ИЗО 5-9 класс и календарно-тематическое планирование 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-9kl.fgos_.docx | 76.71 КБ |
izo-5kl.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2013г.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Тема 9 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства» - являются как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Описание учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-9 классах в объёме не менее 170 часов (по 34 часов в каждом классе).
Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
- социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
- развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
- воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
- освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
- развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
- развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
- активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
- развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
- воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
- овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
- развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
- формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
- сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
- развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
- развитие фантазии и воображения детей;
- использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
- сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
- использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству:
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно пространственные композиции, моделировать архитектурно дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы гра_фическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы;
8-9 классы:
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства;
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития;
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Содержание учебного курса
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч.)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (9 ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Убранство русской избы.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Внутренний мир русской избы.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (7 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время (10 ч.)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусств.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства (9 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Цвет в натюрморте.
Натюрморт в графике.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Портрет в графике.
Сатирические образы человека.
Роль цвета в портрете.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
7 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Человек в живописи, графике, скульптуре.
Пропорции и строение фигуры человека.
Красота фигуры человека в движении.
Учимся рисовать человека по впечатлению.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»
Великие темы жизни (10 ч.)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты
Плакат и его виды. Беседа о плакате, как особом виде графики.
Шрифты. Беседа о видах шрифтов, способы выполнения шрифтов.
Тематические плакаты (экологический)
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
8 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (16 ч.)
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (9 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Многообразие форм графического дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. (7 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность . Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Цвет в архитектуре и дизайне.
9 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека. Изобразительное творчество и синтетические искусства» (18 ч.)
Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет.
Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду. Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.
Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности. Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты.
Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (4 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времени страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры и дизайна.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. «Город будущего».
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (6 ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Моделируя себя – моделируешь мир.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов)
Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.
Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.
Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
Театр и экран – две грани изобразительной образности.
Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
Сценография как искусство и производство.
Изобразительные искусства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска.
Театр кукол.
Тематический план
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (5 класс) | 35 ч. |
Раздел 1. Древние корни народного искусства Раздел 2. Связь времен в народном искусстве Раздел 3. Декор - человек, общество Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире | 9 ч. 7 ч. 10 ч. 9 ч. |
«Изобразительное искусство в жизни человека» (6 класс) | 35 ч. |
Раздел 5. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Раздел 6. Мир наших вещей. Натюрморт Раздел 7. Вглядываясь в человека. Портрет Раздел 8. Человек и пространство. | 9 ч. 7 ч. 10 ч. 9 ч. |
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (7 класс) | 35ч. |
Раздел 9. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры Раздел 10. Поэзия повседневности Раздел 11. Великие темы жизни Раздел 12. Реальность жизни и художественный образ | 9 ч. 7ч. 10 ч. 8 ч. |
«Содержание и форма в искусстве» (8 класс) Раздел 13. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры Раздел 14. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. | 16ч. 9ч. 7 ч. |
«Содержание и форма в искусстве» (9 класс) Раздел 17. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека Раздел 18. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование Раздел 19. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 18ч. 4ч. 6 ч. 8 ч. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно - методическое обеспечение
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2014 г.;
Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия:
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4;
- фломастеры;
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Модели и натурный фонд:
- изделия декоративно-прикладного искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества;
- живое общение с ребёнком с учётом его возрастных особенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фактор);
- применение методов проблемного обучения;
- развитие наглядно-образного мышления учащихся;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и отношений человека и природы, человека и культуры, роли личности в культуре, реализации человека в искусстве;
- активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Ведущими формами работы с учащимися определены следующие: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение обучающимися творческих или проектных работ.
Технологии
Использование современных педагогических технологий позволяет решить проблему качества обучения, более тщательно подходить к отбору содержания, методов обучения и форм организации деятельности учащихся.
Развивающее обучение | - развитие коммуникативных компетенций и исследовательских умений обучающихся. |
Организация исследовательской деятельности |
|
Информационно коммуникационные технологии |
|
Здоровьесберегающие технологии |
|
Активные формы урока |
|
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Формы контроля уровня обученности:
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование;
- творческие работы.
Программно-нормативное, учебно-методическое и техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
№п/п | Автор учебника | Класс | Издательство |
Основное общее образование | |||
1 | Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. | 5 | Издательство "Просвещение" |
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. | 6 | Издательство "Просвещение" | |
Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. | 7-8 | Издательство "Просвещение" | |
Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. | 5, 6, 7, 8 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | |
2 | Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. | 5, 6, 7, 8, 9 | ДРОФА |
3 | Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г. | 5-6, 7-8 | Русское слово |
4 | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В,, Поровская Г.А. и др. | 5, 6, 7, 8 | Издательство "Просвещение" |
Учебники, реализующие рабочую программу:
- Гуров, Г. Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека [Текст]: Поурочные разработки. 7 класс / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 – 142 с.
- Ермолинская, Е. А. Уроки изобразительного искусства: 5 класс : методические рекомендации / Е. А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
- Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой – М.: Просвещение, 2012. – 157 с.
- Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л. Л. Алексеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, Е. П. Олесина]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.-М.: Просвещение. 2013. – 77 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст]: книга для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012. –240 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под. Ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения).
- Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей [Текст]: метод.пособие / [Е. А. Ермолинская, Е. И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.]; под ред. Е. П. Кабковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. –173 с.
- Рабочая программа. Искусство. 5-11 классы [Текст]: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013. – 216, [8] с.
- Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека [Текст]: Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 7 класс[Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
| Название ресурса | Ссылка | Краткая аннотация |
1 | Наш удивительный мир Виртуальная выставка детских рисунков | Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ. | |
2 | Дети в Интернете Виртуальная галерея детского рисунка | Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей. | |
3 | Звезды нового века Галерея детского творчества | В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях. | |
4 | Галерея детского рисунка | Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.). | |
5 | Газета Искусство | Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы. | |
6 | Искусство в школе | Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах. | |
7 | Искусство и образование | Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники. | |
8 | Изобразительное искусство в школе | Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы. |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока (тип урока) | Кол-во ч. | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (по разделу) | Виды контроля | План проведения | |
план | факт | ||||||
Древние корни народного искусства (9ч) | |||||||
1 | Древние образы в народном искусстве (урок «открытия» нового знания) | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работ | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы, цветовую композицию внутреннего пространства избы. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. | Декоративная композиция | ||
2 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Творческая работа | |||
3 | Орнамент как основа декоративного украшения (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работ | Эскизы узоров вышивки | |||
4 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Композиция по теме | |||
5 | Народный праздничный костюм (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Эскиз костюма | |||
6 | Внутренний мир русской избы (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Коллективная композиция | |||
7 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы (урок контроля знаний и умений) | 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Композиция по теме | |||
Связь времен в народном искусстве (7ч). | |||||||
1 | Древние образы в современных народных игрушках (урок «открытия» нового знания) | 2 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов (жостово). Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. | Творческая работа | ||
2 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Эскиз росписи | |||
3 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Эскиз росписи | |||
4 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений) | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Эскиз росписи | |||
5 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы (урок контроля знаний и умений) | 2 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве» | Рисунок сувенира | |||
Декор – человек, общество, время (10 ч) | |||||||
1 | Зачем людям украшения (урок «открытия» нового знания) | 2 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. | Рисунок украшений | ||
2 | Декор и положение человека в обществе (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Эскизы украшений | |||
3 | Одежда говорит о человеке (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Декоративное панно | |||
4 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | Эскиз герба | |||
5 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (урок контроля знаний и умений) | 2 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Творческая работа | |||
Декоративное искусство в современном мире (9 ч). | |||||||
1 | Современное выставочное искусство (урок «открытия» нового знания) | 2 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. | Эскиз витража | ||
2 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Рисунок куклы | |||
3 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Рисунок вазы | |||
4 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно) (урок актуализации знаний и умений) | 2 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Рисунок витража | |||
5 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (урок контроля знаний и умений) | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно учебному плану МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...
рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017
Программа содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (Б.Н.Неменский), ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по разделам и содержанию, соответствующим ФГОС (5 - 7 класс). УМК: Б.Н.Неменский....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС ООО
Аннотация к рабочей программе по курсу «Изобразительное искус»...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Фед...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс.Б.М.Неменский.
Рабочая программа ИЗО 5-8 класс.Б.Неменский....