Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- «Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы», М., «Просвещение» 2010, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_izo_fgos_5-8.docx | 916.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой , эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Рабочая программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательных отношений как отражение требований ФГОС .
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
(35 часов)
Раздел 1. Древние корни народного искусства -8час.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве -8 час.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа.Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Раздел 3 . Декор-человек, общество, время -11 час.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире -8час.
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
6 класс
Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов).
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
-8 час.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.-8 час.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.-12 час.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.-7 час.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)
Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Раздел 2. Поэзия повседневности – 8 ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Раздел 3. Великие темы жизни. – 12 ч.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ. – 7 ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
8 класс
Тема года. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств( 35 час.)
Раздел 1. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. – 8 ч.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. (2 ч.)
Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. (2 ч.)
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. – 8 ч.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. (2 ч.)
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. – 12 ч.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. (2 ч.)
Вещь в городе и дома. Городской дизайн. (2 ч.)
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. (2 ч.)
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 ч.)
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. (2 ч.)
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. – 7 ч.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Предмет «Изобразительное искусство» 5 класс
Раздел по авторской программе | Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО) | Количество часов | Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы |
Древние корни народного искусства | Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. | 8 | 5 |
Связь времен в народном искусстве | Декоративно-прикладные виды искусства. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Средства художественной выразительности. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Ритм. Роль ритма в построении композиции в декоративно-прикладном искусстве. | 8 | 5 |
Декор-человек, общество, время | Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Декоративно-прикладные виды искусства. Истоки и смысл искусства. Исторические эпохи и художественные стили. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. | 11 | 6 |
Декоративное искусство в современном мире | Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Декоративно-прикладные виды искусства. Средства художественной выразительности. Целостность визуального образа культуры. Материалы декоративно-прикладного искусства. Художественные материалы и художественные техники. | 8 | 5 |
Предмет «Изобразительное искусство» 6 класс
Раздел по авторской программе | Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО) | Количество часов | Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | Виды и жанры пластических искусств. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Бытовой, исторический, анималистический жанры | 8 | 6 |
Мир наших вещей. Натюрморт | Виды и жанры пластических искусств. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Натюрморт. Средства художественной выразительности. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. | 8 | 7 |
Вглядываясь в человека. Портрет | Виды и жанры пластических искусств. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Средства художественной выразительности. Характер мазка. Пропорции. | 10 | 9 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве | Средства художественной выразительности. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Пропорции. Линейная перспектива и воздушная. Контраст в композиции. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. | 9 | 5 |
Предмет «Изобразительное искусство» 7 класс
Раздел по авторской программе | Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО) | Количество часов | Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы |
Изображение фигуры человека и образ человека | Средства художественной выразительности. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния человека. | 8 | 7 |
Поэзия повседневности | Средства художественной выразительности. Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Художественной деятельности человека в освоении мира. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество | 8 | 5 |
Великие темы жизни | Виды и жанры пластических искусств. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. | 12 | 5 |
Реальность жизни и художественный образ | Искусство в современном мире. Роль музея в современной культуре. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура | 7 | 3 |
Предмет «Изобразительное искусство» 8 класс
Раздел по авторской программе | Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО) | Количество часов | Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. | 8 | 7 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | Средства художественной выразительности. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера. | 8 | 6 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | Конструктивные виды искусства. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Проектирование пространственной и предметной среды. Компьютерная графика и анимация. | 12 | 8 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Индустрия моды. Графический дизайн, арт-дизайн. | 7 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом требований ФГОС. В календарно-тематическом планировании прописаны универсальные учебные действия....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно учебному плану МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...
рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017
Программа содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС ООО
Аннотация к рабочей программе по курсу «Изобразительное искус»...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа...