Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий
методическая разработка на тему
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
химии с помощью игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnogo_interesa.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
химии с помощью игровых технологий»
Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения эмоционального уровня усвоения знаний, как на уроках, так и внеклассных занятиях часто используются игровые технологии.
Игра приучает учащихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление и деятельности основывающейся на способности воображения свойственны любому учащемуся.
В зависимости от общего направления и типа дидактических игр с их помощью можно формировать не только отдельные знания, но и взаимосвязи между элементами знаний, обучать учащихся сравнивать и дифференцировать химические вещества и процессы. Дидактические игры позволяют формировать и такие общие свойства личности, как практическое отношение и окружающими человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах.
Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изученным вопросам, а результаты игры представляют собой своеобразную внутреннюю обратную связь. Усвоение знаний во время игры часто не требует произвольного внимания, что позволяет избежать переутомления учащихся.
Однако большинство игр, используемых в обучении химии, развивают в основном память учащихся. В то же время мало разработано дидактических игр, рассчитанных на развитие познавательной творческой деятельности и мышление учащихся.
Решить эту задачу я попыталась в своей работе.
Многочисленные экспериментальные исследования показывают, что процесс формирования мотивационной сферы деятельности учащихся управляем, что преподаватель и учебное заведение могут формировать у учащегося нужную положительную мотивацию к учебной деятельности. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса, обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, активизация учебной деятельности учащегося на уроке, особая система работы по воспитанию самообразования. Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы:
1. Учебная деятельность под руководством преподавателя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия самоконтроля и самооценка) выполняются и осознаются с помощью преподавателя.
2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются учащимися без помощи преподавателя.
3. Самообразовательная деятельность – это познавательная деятельность которой учащийся руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями.
Активизация учебной деятельности учащихся – основной путь активизации разных видов познавательной деятельности. Педагогически правильно организованный процесс познавательной деятельности учащихся – важнейший источник формирования у них познавательных интересов.
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем
накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Основные условия возникновения и развития интереса к учению следующие:
1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности изученного.
3. Чем больше новый материал связан с усвоением ранее знаниями, тем он интереснее для учащегося.
4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.
6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на учащегося, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий отвечают активные формы и методы обучения. Активными методами обучения следует называть те которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
Различают следующие активные методы: метод самостоятельной работы с учебником, метод самостоятельной работы с дидактическим материалом, метод эвристической беседы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, метод опорных сигналов и др.
Использование методов стимулирования интереса к учению внесло существенные изменения в традиционный урок и привело к появлению нетрадиционных, нестандартных форм уроков. Существует большое разнообразие нестандартных форм уроков. Для формирования у учащихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эффективности обучения с успехом могут быть использованы игровые формы обучения.
Во все времена творческие педагоги стремились сделать учебный материал доступным и интересным ученику, насыщали его нравственным содержанием, использовали оригинальные методики и приемы. На важность применения в процессе обучения упражнений и задач, требующих оригинального, нешаблонного мышления, а также элементов познавательных игр для повышения эмоциональной активности учащихся указывали: Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения», Щукина Г.Н. «активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе», Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры» и др.
Игровые технологии способствуют вовлечению учащихся в активное обучение. Перед преподавателем ставится задача вовлекать учащихся в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Используются такие приемы, при которых каждый учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему, чувствует постоянно поддержку и веру в свои силы.
Педагогическая игра – это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризующийся высокой познавательной заинтересованностью, в которой моделируются реально ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий.
Психологический механизм игровой технологии опирается не фундаментально потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. И.Д. Демакова в работе «Должность или призвание» отмечает «Новое педагогическое мышление начинается именно с осознания педагогами, что такое личность ребенка. Главное отличие личности от «неличности» степень активности по отношению к бытию. Внутренняя активность – это состояние человека характеризующееся эмоциональным подъемом, устремленность к действию, к творчеству. Оно оказывает воздействие, захватывает сущностные силы личности, чувства, воображение, волю».
Игровые технологии реализуют идеи педагогики сотрудничества. Это один из путей совершенствования учебного процесса.
Игровые технологии в образовательном процессе подразделяются:
1) По виду деятельности:
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
2) По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
3) По характеру технологии игры: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые, коллективные. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные подвижные, ролевые, игры – соревнования интеллектуальные и др. По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные. По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения – скоротечные и продолжительные.
Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала как домашнее задание или же как вариант проведения обобщающего урок.
Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с активностью самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра. Различные дидактические игры я применяю в своей практике на уроках химии и внеклассных занятиях.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая игра – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде интересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективен, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач. В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимание, память, воображение и мышление, а это, в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра – это коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более отвлеченной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Дидактическая игра – это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И как любое другое средство обучения дидактическая игра применяется только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания. Остановлюсь подробнее на теории и методике применения дидактических игр в обучении химии.
Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимых и обязательно присутствующие функции игр – воспитывающую, дидактическую и развивающую. Кроме того, воспитательное значение имеет такое свойство игры, как занимательность. В начале подготовки или проведении дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая реализуется с помощью игровых ситуаций, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учащихся. Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исключается потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знания изучаемого материала, а так же сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблема ситуации. Необходимо отметить, что знание в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами ее получения. Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы учащихся. Одних привлекает игровой мотив – соревнования. Для других главный мотив – познавательный. Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности, представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснения материала, его повторение, обобщение, облегчение в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания и развития.
Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основой, потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.
Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В игре получают свое развитие также качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы. Проявляются также черты характера, как взаимовыручка и товарищество.
Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимально интеллектуальной работы. Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения. Потому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое, целенаправленное использование дидактических игр может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы:
- Определение дидактической цели.
- Разработка содержания.
- Определение занимательных свойств.
- Определение формы и название.
- Уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности.
- Определение продолжительности.
- Разработка содержания и правил, в том числе объявление о подготовке к игре, числе играющих, ходе (сценария или модели).
- Содержание атрибутов и вспомогательных средств.
- Разработка системы подведения итогов.
Приведу методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.
- Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенных результатов в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подойти к ней.
- В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной.
- Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смешанных дисциплин, соответствие возрастным особенностям, степени подготовки и развития кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования.
- Правила игры должны быть простыми и прозрачно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель.
- Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников – консультантов из учащихся.
- Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
- Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важно то, как расшифрован дидактический замысел игры.
- Для большой игры должны быть определены пути: красочные, эффективные, вызывающие у детей положительные эмоции.
- Лучшие признаки успеха игры – желание учеников кК повторить. Однако чрезмерное увлечение играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение.
- Игровая форма проведения уроков позволяет сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока.
Применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения:
- В группах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающий возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям. В таких группах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков, химических элементов, так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднений.
- Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия, способствующие усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного.
- При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы учащиеся могли представить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.
- Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры непродолжительные по времени.
Приведу ряд игр, которые можно применять при изучении тем «Основные понятия и законы химии», «Периферический закон и периодическая система химических элементов», «Классы неорганических соединений на основе теории электролитической диссоциации и окислительно-востановительных процессов», «Углеводороды и галогенопроизводные углеводородов».
Данные дидактической игры я рекомендую применять как на уроках, так и во внеклассной работе.
1. Буквенные игры задачи можно использовать на кружковых занятиях, викторинах, при оформлении стенгазет, на уроках в качестве двухминутной разрядки. Учащиеся могут принимать участие при составлении таких задач, которые развивают сообразительность, логику, внимание, оригинальность мышления.
Логориф – игра-задача, в которой буквы в слова не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.
Я- металл, меня ты знаешь
Мощь громадная во мне
Но если «б» ко мне представишь,
То землю скрою я во мгле.
Уран-буран.
Метаграмма- игра-задача в которой заменяя одну из букв слова, получают новое слово.
С КА – активный я металл
С ГЕ – я очень легкий газ
Чтобы ты нас разгадал
Глянь в систему еще раз.
Калий-гелий
Анаграмма – отличается от других буквенных задач тем, что у одного и того же слова переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении (справа налево), можно получить совершенно новые слова.
Я – газ редчайший на Земле
Мне близки радий и свинец
Но если переставишь буквы мне
То я уже – истории творец
Радон-народ
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.
Основа моя – сухая трава
С обоих концов – согласие,
В целом я – газ, дорогие друзья
И название, думаю, ясно вам
(к, сено, н – ксенон)
2. Игра химическое лото наоборот
Цель игры: совершенствование памяти, внимания, закрепления знаний химических формул веществ, химических свойств.
Атрибуты игры: карточки, на которой написаны формулы веществ, жетоны с формулами.
Описание игры: Играющему выдается карточки, на которой написаны формулы оксидов, кислот щелочей. Ведущий достает жетоны с формулами. Задача играющего состоит в том, чтобы на каждую клетку игрового поля положить соответствующий жетон с формулой.
на основной оксид – щелочь
на кислотный оксид – кислоту
на амфотерный оксид – амфотерный гидроксид
и наоборот.
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
3. Игра «Третий лишний»
Цель игры: Развить внимание, наблюдательность и умение ориентировать в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Атрибуты игры: Карточки по вариантам.
Задание: Исключить из перечня или группы элементов элемент, который не подходит по основным признакам к другим. Выигрывает тот кто первый правильно справляется с заданием.
4. Крестики – нолики.
Цель игры: Развить внимание, наблюдательность, умение сравнивать между собой различные вещества по определенному признаку. Например одинаковое строение внешнего электронного слоя, одинакового значения степени окисления центрального атома, растворимость веществ в воде и т.д.
Атрибуты игры: карточки.
Задание: Играющий должен зачеркнуть три клеточки на основании одинаковых обозначений или крестики, или нолики) химические вещества одинаковые по какому либо признаку.
5. Эстафета формул.
Цель игры: Совершенствовать память, внимание, закрепить умения учащихся записывать физические и химические формулы по которым ведутся расчеты при решении задач, химические формулы веществ.
Атрибуты игры: Бумажные листочки, сложенные веером, по числу команд. На обороте каждой страницы веера написано название физической или химической величины.
Описание игры: Каждая команда получает листочек –веер. По сигналу игроки раскрывают первую страницу веера и напротив указанной величины пишут формулу и передают веер следующим. Побеждает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
6. «Двойняшки»
Цель игры: Совершенствовать внимание, закрепить знания химических формул.
Атрибуты игры: Карточки с химическими формулами веществ, записанных в отдельные клетки-прямоугольники.
Описание игры: Играющие должны найти прямоугольники – двойняшки, содержащие одинаковые наборы химических формул.
Записать формулы, указав их название. Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием.
7. Раздели нас
Цель игры: Совершенствовать переключение внимания учащихся и наблюдательность, зрительную память.
Атрибуты игры: Карточки с химически формулами веществ, записанных в отдельные клетки –прямоугольники.
Описание игры: На доске пишут – группы, по которым должны быть распределены карточки. Карточки лежат на столе в беспорядке. Ученики распределяют карточки, прикрепив к доске под названием нужной группы.
Использование игровых форм работ в сочетании с другими методами и формами обучения сказалось на успеваемости учащихся по предмету.
Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию учения. В чем я убедилась на собственном опыте.
При использовании дидактических игр на уроке возникала оживленная атмосфера, учащиеся активно вовлекались в работу. Даже у «пассивных» учеников – возникало желание разобраться в трудных вопросах. Интенсивно, с увлечением стал протекать процесс самостоятельной деятельности. Учащиеся с удовольствием участвовали во внеклассных мероприятиях. При проведении уроков в игровой форме у многих учащихся возникает интерес к сущности явлений, процессов, их взаимосвязям и закономерностям.
Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на таких уроках в процессе обобщения между учащимися, а также между преподавателем и учащимися объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострить переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее воздействие на познавательный интерес учащихся.
Среди учащихся группы, где я являюсь классным руководителем и преподаю уроки химии, мной было проведено исследование познавательных интересов.
Я использовала методы наблюдения, беседы с учащимися, анкетирование. Цель анкетирования: выявление отношения к предмету химии.
Опрошено 25 человек.
Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1) Какой учебный предмет вам интересен?
2) Каким предметам вы интересовались раньше? Если интерес изменился объясните почему?
3) Уроки по какому предмету вам нравятся? Почему?
4) Готовясь к какому уроку вы считаете дополнительную литературу? Многие учащиеся указали в анкетах среду несколько любимых предметов в том числе и химию. Их оказалось 32 % - это говорит о многосторонних познавательных интересах.
10 %- интересуются только химией (локальный познавательный интерес). У 7 % оказался интерес устойчивый и эти же учащиеся, готовясь к урокам химии читают дополнительную литературу.
40 % учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия»
По результатам исследования можно делать вывод, что познавательные интересы группы имеют в большинстве многосторонний широкий характер, а интерес к химии находится на среднем уровне развития.
Применение игровых технологий результативно сказалось на развитии познавательного интереса и эффективности обучения.
Игровые формы уроков реализуют дидактические развивающие и воспитывающие задачи.
Использование игровых форм обучения в педагогической деятельности я считаю важным и необходимым.
Список используемой литературы:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения – М, 1977.
2. Божович Л.Н. Проблемы развития мотивационной среды: ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. –М, 1972.
3. Габриели О.С. Химия 10 кл.: настольная книга учителя М.: Дрофа 2004.
4. Габриели О.С. 11 кл.: В 2 ч. настольная книга учителя М. Дрофа, 2003.
5. Демакова И.Д. «Должность или признание». М: Просвещении, 1987.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. 1991
7. Карсонов В.А. Развивающее обучение и самостоятельная работа на уроках. Учебное пособие, - СПб – Саратов, 1990.
8. Карсонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: Методическое пособие – Саратов, 2002
9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
10. Педагогический поиск. М: Просвещение, 1987.
11. Селевко Г.К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества: методические рекомендации. Ч 1, 2 – Ярославль 1988-89.
12. Селевко Г.К. Современные технологии: учебное пособие – М: народное образование 1998.
13. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно.
14. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры.-М: Новая школа 1994.
15. Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии М: Дрофа, 2003
16. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М, 1988.
17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»
В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»...
«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»
Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Как повысить мотивацию учеников на обучение....
статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при помощи игры"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна п...