Технологическая карта урока по ФГОС.
материал на тему
Выступление на методическом объединении образовательной области "Математика и информатика" по теме "Технологическая карта урока по ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Малые Ягуры
Выступление на МО учителей математики и информатики
по теме:
«Технологическая карта урока по ФГОС. Конструирование темы или раздела.».
Учитель:
Н.В.Маринкевич
2013-2014 учебный год
Технологическая карта урока по ФГОС. Конструирование
темы или раздела.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной структуризации урока, но и четкой фиксации форм взаимодействия его участников. Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.
Технологическая карта урока –это способ графического проектирования
урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из
промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание
от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
«Технологическая карта» –новый вид методической продукции,
обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности
Параметрами карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся, информационные материалы.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты)
направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго
поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая
карта –«Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание
образования, достичь требуемых результатов. По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность
системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и
метапредметных результатов.
Технологическая карта включает в себя:
название темы; число часов, отведенное на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные); основные понятия темы; межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы; систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения; контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Этапы работы над технологической картой.
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2.Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:
Структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Возможности технологической карты:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
- введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Несколько простых правил работы с технологической картой.
1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.
2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте
учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».
4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми
результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).
6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части
универсальных учебных действий
7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы
использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие
доски, выставки, стенды и так далее.
8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы
9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.
10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.
При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.
Таким образом технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных
умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы
от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить
связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в
процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта —набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия
всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно -методические проблемы (молодой учитель,
замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для
повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до
результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ.
Предмет, класс | Математика. 8класс | |||
№ урока по теме | "Теорема Пифагора" | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. | |||
Цель урока | Закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач Развитие логического мышления, навыков самоконтроля. Воспитание культуры математической речи, уважительного отношения к мнению окружающих. | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
Расширить и углубить знания учащихся о числе | Развить познавательный интерес к математике, применяя новые информационные технологии | Научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Презентация в POWER POINT Универсальные (компьютер, проектор, экран) | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Мультимедийный компьютер | |||
Образовательные ресурсы Интернет | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1 | Организационный момент | |||
Цель | Сообщение темы и цели урока | |||
Длительность этапа | 1-2 минуты | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация презентации | |||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Лектор, ведущий диалога | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация презентации и ее сопровождение | |||
Промежуточный контроль | ||||
ЭТАП 2 | Актуализация знаний | |||
Цель | Учить пользоваться картой множеств | |||
Длительность этапа | 10 мин | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Подготовка карты множеств в Microsoft Word | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор действий | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Разъяснение заданий | |||
Промежуточный контроль | Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения | |||
ЭТАП 3 | Проверка домашнего задания. Контрольные вопросы по материалам Web-страницы «Удивительный мир чисел» | |||
Цель | Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности | |||
Длительность этапа | 12 мин | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Поиск информации на сайте | |||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Контроль результатов | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Проверка работы учеников | |||
Промежуточный контроль | Подведение итогов поиска информации на сайте | |||
ЭТАП 4 | Обобщение изученного, задание на дом | |||
Цель | Развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии | |||
Длительность этапа | 5 мин | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Модератор беседы | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Направление беседы | |||
Промежуточный контроль | Обобщение сведений о множествах чисел | |||
ЭТАП 5 | Статистика урока, рефлексия учащихся | |||
Цель | Размышление, | |||
Длительность этапа | 3 мин | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Контрольные вопросы рефлексии, подготовленные в Microsoft Word | |||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Привлечение к размышлению | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Анализ результативности урока |
Технологическая карта сохраняет, что очень важно учителю, в качестве инвариантов фундаментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, технологические этапы и эвристические процедуры обучения. Технологическая карта обеспечивает достижение одних и тех же целей oбyчения различными формами и методами занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального в каждом случае варианта обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока (по ФГОС)
Данная Технологическая карта взята мною из Пособия для учителей, автор Чернобай Е.В., серия "Работаем по новым стандартам"...
Технологическая карта урока по ФГОС
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке ксовременному уроку в свете новых ФГОС?Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.1. Определение темы учебного мат...
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс
Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс. Тема урока "Решение уравнений", урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока по ФГОС. Тема урока "Тhe solar system".
Данная технологическая карта урока даёт возможость представить урок в соответствии со всеми имеющимися в нём этапами, проследить за ходом учебного занятия, грамотно его спланировать....
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...