КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка» творческое объединение «Мягкая игрушка»
план-конспект на тему
Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»
Цель: Совершенствование умений шитья, формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творческих способностей детей в процессе освоения навыков шитья.
Задачи:
- Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
- Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
- Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИРЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ:
«Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»
творческое объединение «Мягкая игрушка»
Педагог дополнительного образования: Пасюченко С. Т.
г. Киреевск 2018г.
Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»
Цель: Совершенствование умений шитья, формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творческих способностей детей в процессе освоения навыков шитья.
Задачи:
- Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
- Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
- Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.
Год обучения: 1 год обучения
Дата проведения:
Методы обучения:
- словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение),
- наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта),
- практический (упражнения, показ трудовых приемов),
- эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).
- валеологические (физминутки).
Тип урока: комбинированный.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, колонки, презентация «Изготовление сувенира – игольницы «Шляпка», гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп», физкульминутка «Солнца лучик золотой».
Материалы: образцы выполненных работ; ткань (желательно тонкое сукно или стрейч); ножницы; иглы; нитки; тесьма, ленты, кружево; готовые круги из картона и синтепона D-10 см., заготовки материала D-16см., 18см.
Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, сувенир, шляпка, тулья.
Терминология: прометать, приметать, пришить.
Место проведения: Просторный, хорошо освещенный учебный класс дополнительного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент:
Проверка готовности к занятию
Постановка цели урока и объяснение задач.
II. Теоретическая часть:
Актуализация знаний обучающихся:
Информация об истории иглы.
Загадывание загадок.
Техника безопасности.
Объяснение нового материала.
Гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп»
III. Практическая часть:
Работа обучающихся.
Физкультминутка «Солнца лучик золотой»
Работа обучающихся.
IV. Заключительная часть:
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Вывод.
Уборка рабочего места.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся, проверка явки в форме игры считалки:
Всё могу я сосчитать: и салазки на горе,
И коляски во дворе, и девчонок и мальчишек,
Их сестрёнок и братишек, и прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме! Раз, два, три, четыре, пять и т. д. (кол-во детей)
Сообщение темы и постановка перед детьми целей занятий.
II. Теоретическая часть:
Педагог: Слайд 3. Давным-давно в Азии в 18 веке до нашей эры был изготовлен этот предмет. Угадайте что это:
Очень нужная сестричка — толще нитки, тоньше спички.
И у тоненькой сестрички клювик острый, как у птички.
Есть и ушко, но оно не для слуха ей дана. (Иголка)
– Правильно, ребята это иголка.
Педагог:
Из истории иглы. Слайд 4.
Если бы существовало «первобытное» патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце», все последующие изобретатели за тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка, - вот и все «изобретение». Этой же костью, только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы ей стали искать замену - очень уж она была хрупка. В дело пошли терновые шипы, но ими в основном пользовался бедный люд, более зажиточные сшивали одежду серебряными и золотыми иглами. Затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные иглы в Европе появились в XIV веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид. В Россию стальная игла была завезена в ХVII веке из Германии. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления.
С помощью этого нехитрого устройства выходили умопомрачительные наряды для модниц всех времен и народов, тончайшие вышивки-картины, шитые жемчугами и бисером оклады икон, повседневная одежда, детские игрушки ...
Педагог: А какие иглы бывают?
Ответы детей:
– Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной формы. Они еще бывают машинные, хирургические, ручные.
– В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 для изготовления изделий из плательных тканей.
– А еще иглы нечетных номеров длиннее, чем иглы четных номеров.
Педагог: Молодцы! Как много интересного вы рассказали.
– А, скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с иголкой?
(Осторожно, не оставлять, где попало).
– Правильно!
Слайд 5: Давайте вспомним с вами технику безопасности.
- Труд – дело важное. Порой небезопасное.
Правила должны мы знать, их четко нужно выполнять. - С ножницами не играй, высоко не поднимай.
И, держа за острый край, подружке их передавай.
Лишь окончена работа - ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть и на место положить. - Ты с иголкой не шути, и в руках не тереби,
А, уж взяв ее за ушко, уколи ее в подушку.
Слайд 6: Педагог: Послушайте ещё одну загадку:
В нашем доме знают точно, что хранится в ней так прочно:
То, что в стоге не найдёшь, ты всегда в неё воткнёшь.
Можно брать её с собой – выручит в беде любой.
Это милая вещица в каждом доме пригодится.
С нею дело спорится! Зовут её … (игольница)
2. История игольниц, виды игольниц.
Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.
Слайд 7. А что представляет из себя игольница, как вы думаете?
Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери.
Слайд 8. Игольница – самая первая и ценная вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром.
Слайд 9. История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди.
Слайд 10. Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных материалов и разной основы – деревянной и слоновой кости.
Слайд 11. А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди. А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.
Слайд 12. Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело.
Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.
Слайд 13. Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница.
Слайд 14. И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – её «дом» должен быть удобным и комфортным.
Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.
Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки.
Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.
Слайд 15. Игольницы могут быть простой формы:
- Квадрат
- Круг
- Сердечко
Слайд 16. Или сложной формы:
- Игольница - сумочка
- Игольница – кактус
Слайд 17.
- Игольница - цветок
- Игольница на руку, на палец
Слайд 18.
- Игольница – шкатулка
- Игольница - туфелька
Слайд 19.
- Игольница - корзиночка
- Игольница – игрушка
Слайд 20.
- Вкусная игольница
Слайд 21.
- Игольница – в форме животных, человека, домовых.
Слайд 22.
Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками.
Слайд 23.
Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой.
3. Постановка учебной проблемы
Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:
Слайд 24.
Если хочешь модной быть, успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток должен подходить под... (шляпку)
Слайд 25.
- Что означает слово «шляпа»?
(Шляпа – это головной убор)
- Какую функцию выполняет этот головной убор?
(Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни).
Слайд 26.
О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп».
Слайд 27.
Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает.
Слайд 28.
Для тепла вот эта шляпа.
В холод носит ее папа.
Эта важная из меха –
Для достижения успеха.
Слайд 29.
А это вот не важная, лёгкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь.
Слайд 30.
Вот – нарядная мамина шляпка.
А это смешная дедулина шапка.
Слайд 31.
Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче.
Слайд 32.
Это бабулина, очень симпатичная.
А вот и Викулина шляпка – девичья.
Слайд 33.
4. Проблемный вопрос:
- Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
- Сформулируйте тему урока
Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки»
Слайд 34.
Образцы игольниц-шляп. Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.
Слайд 35. Повторить и закрепить ручные швы.
Гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп».
III. Практическая работа
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно, выполнять игольницу и закрепить изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса.
Думаю, нам можно приступить к практической работе. Сейчас мы разберём и посмотрим последовательность работы на слайдах как это должно выполняться.
Слайд 36. Инструменты и материалы при выполнении игольницы.
Слайд 37. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки
Шаг 1
Мы подготовили поля шляпки из картона и синтепона D-10 см., круги из ткани D-16 см., 18 см.
Слайд 38. Шаг 2
Прометать круг из ткани D-18 см. двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку».
Шаг 3
Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани D-18 см., затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу.
Слайд 39. Шаг 4
Прометать круг из ткани D-16 см. двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку».
Шаг 5
Набить круг синтепоном, но не очень плотно, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки.
Слайд 40. Шаг 6
Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья. Что такое тулья, как вы думаете. Основная, верхняя бесполая часть шляпы, шапки или фуражки (без полей, околыша, козырька и т. п.).
Слайд 41. Шаг 7
Соединить обе заготовки между собой потайными стежками.
Шаг 8
Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент.
Шаг 9
Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов.
5. Физкультминутка «Солнца лучик золотой»
6. В ходе выполнения воспитанниками практического занятия педагог:
- Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
- Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
- Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
- Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.
- Контролирует ход работы детей.
IV. Заключительная часть: подведение итогов.
Педагог:
Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать:
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня в работе для Вас было трудным?
- Где вы будете использовать ваши игольницы?
(Ответы ребят)
V. Рефлексия
Теперь вы должны оценить свою работу.
«Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:
- красная – весело, интересно, занимательно;
- коричневая – трудно, волнительно;
- белая – безразличие, скука, усталость.
Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.
Педагог:
Вот и закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
Всё в шкатулку соберём!
Я благодарю всех за плодотворную работу и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным.
Я прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.
VI. Используемая литература и интернет ресурсы:
- Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика»- М.: Школа-Пресс, 1993. (Б-ка журнала «Школа и производство»)
- Богданов В.В., Попова С.Н. « Истории обыкновенных вещей»- М.: Педагогика-Пресс, 1992
- htt://nsportal.ru
- htt://nevozmoznogo.net
- http://neposed.net
- http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197629-1360161619.jpg)
Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"
Причины изучения одарённости - сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,- умеющие искать новые пути решения предложенных задач,- находить выход из проблемной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-236007-1365077119.jpg)
"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"
В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-73819-1433753420.jpg)
Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"
В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-1035758-1526100620.jpg)
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».
Цель: Закрепление полученных умений и навыков по оформлению мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить знания по оформлению мягкой игрушки, закрепить тех...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-1035758-1526100620.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»
Тема: «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-1035758-1526100620.jpg)
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. ЗНАКОМСТВО С ПТИЦАМИ».
Тема: «Путешествие в сказочный лес. Знакомство с видами птиц». Цель: Закрепление полученных знаний и умений по раскрою игрушки, знакомство с ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-1035758-1526100620.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик» творческое объединение «Мягкая игрушка»
Тема: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик».Цель: познакомить с ролью игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку - снеговик.Задачи: Образовател...