Роль современных образовательных технологий при обучении математике
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Описание основных методических приемов на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация проекта: Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной , когда учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Наша задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Выпускник XXI века живет в мире цифровых технологий и умение пользоваться ими будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые компетенции. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
Обоснование актуальности проекта: Заучивание теории и решение задач на закрепление - два основных способа, обычно применяемых в школе для усвоения учебного материала по математике . Такое обучение не требует от ученика творческого мышления и как правило многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе обучения. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную активность ученика, поскольку при переходе к стандартам нового поколения изменится роль и учителя и ученика, поменяется стиль их взаимодействия. А для того, чтобы достичь нового уровня обучения в соответствии с вводимыми ФГОС необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса и тем самым повысить его мотивацию к учебе.
При использовании только традиционных методов обучения возникают противоречия: между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.
ГИПОТЕЗА: Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Проблема: Из-за большой загруженности ученика и учителя при наличии высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы происходит спад мотивации учащегося к изучению математики; Увеличивается тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Цель проекта: Совершенствование преподавания математики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
Для достижения цели проекта необходимо было решить следующие задачи : 1.Исследовать теоретическую сущность современных педагогических технологий, способствующих формированию познавательных интересов и положительной мотивации учащихся на уроках математики; 2 .Применить на практике наиболее приемлемые современные технологии в сочетании с традиционными методами работы в условиях сельской школы. 3.Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта и ознакомить коллег по методическому объединению.
Участники проекта: Основная работа по реализации проекта была возложена на учителей математики и информатики; К разработке и созданию ИКТ презентаций были привлечены одаренные учащиеся 7-11 классов.
Ожидаемый результат: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью. устойчивая положительная мотивация к изучению математики; способность к активной интеллектуальной деятельности на уроках;
Риски: Предположив , что использование только одной педагогической технологии может привести к снижению интереса к изучению предмета и для исключения этого риска , я решила комплексно использовать несколько современных технологий обучения, чередуя и сочетая их с традиционными формами обучения.
Новизна проекта Комплексное использование современных технологий и традиционных методов обучения для повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.
Этапы реализации проекта: Учебный год Содержание работы 2011-2012 Теоретическое и зучение сущности и роли современных педагогических технологий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики. 2012-2013 Использование в практической работе современных педагогических технологий способствующие формированию познавательных интересов и положительной мотивации к изучению математики в условиях сельской школы 2014-2015 Анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проект, представление результатов работы на заседании РМО учителей математики Правобережного района.
Применяемые мною современные педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения Использование ИКТ и Интернет-технологий Технология проблемного обучения Технология проектной деятельности
ИКТ- одна из основных форм повышения учебной мотивации Использование ИКТ на уроках математики. Тесты, разработанные в системе Дневник . Ру Презентации, созданные с помощью программы PowerPoint Тесты , созданные в программе генератор тестов Интерактивные тренажеры Видеоуроки из приложений Дневник . ру Готовые ЭОР и ЦОР из единой коллекции цифровых ресурсов
Достигаемые результаты при использовании ИКТ на уроках математики формирование умений грамотно работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В центре приложений Дневник. ру я разработала несколько тестов : Тест «Натуральные числа» для 5 класса, из категории: домашнее задание. Тест «Квадратные уравнения» для 8 класса из категории: домашнее задание. Пройдя тест, ученик сразу видит свою оценку за домашнее задание. Это экономит время на уроке, поскольку домашнее задание уже проверено. Тест «Решение неравенств» для 9 класса из категории: контрольная работа. Эту работу можно провести в классе, а отсутствующие по болезни могут в это же время выполнить задание дома. Это очень удобная форма контроля знаний .
Собственные ИКТ разработки к урокам 5класст 6 класс 7класс 8 класс 9 класс Доли. Обыкновенные дроби Действия с дробями Буквенные выражения Модуль числа Решение задач В1 ЕГЭ по математике Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности Интерактивный тренажер «Проценты» Итоговое повторение курса геометрии 7 класс Квадратный трехчлен Линейные неравенства с одним неизвестным Задачи на части Проценты Умножение многочлена на одночлен Теорема Виета Решение задач В6 ЕГЭ по математике Понятие смешанной дроби Разложение на простые множители Формулы сокращенного умножения Подобные треугольники. Угловой коэффициент касательной Признаки делимости Решение задач с помощью уравнений Основные геометрические понятия Площадь многоугольника Метод промежутков Сложение и вычитание столбиком. Решение уравнений и задач Неравенства Теорема Пифагора Четырехугольники Сложение и вычитание смешанных чисел Пропорции Решение квадратных уравнений Площади различных фигур Сложение смешанных дробей Сложение чисел с разными знаками Степень с натуральным показателем
Интерактивные тренажеры, разработанные совместно с учениками
Тесты , созданные в программе генератор тестов Эти тесты , разработаны мною для проведения школьных мониторингов, в конце четверти или полугодия.
Инновационные учебные материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые я использую в ходе проведения уроков http://school-collection.edu.ru тренажеры и тестирующие программы Видеоуроки, при изучении нового материала Использование перечисленных ЦОР и ЭОР очень оживляет ход урока, ученикам нравятся видеоуроки , тренажеры, которые наглядно изображают условие задачи
Видеоуроки из приложений Дневник . ру
Личностно-ориентированная технология Я всегда учитываю то ,что все дети с разными способностями, склонностями и предпочтениями. У гуманитарно ориентированных учеников математика нередко вызывает отторжение. У этих учащихся: преобладает наглядно-образное мышление, наибольшим интересом у них пользуются вопросы по истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают следующие: объяснение учителем нового материала, творческие мастерские, выполнение исследовательских заданий с привлечением научно-популярной литературы. из методов выполнения самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные.
Для учащихся склонным к точным наукам характерно: абстрактно-логическое мышление; они предпочитают решение нестандартных задач, исследовательские проблемы; при выполнении самостоятельной работы предпочитают действовать совершенно индивидуально;
Педагогическая мастерская проектов. Учет личностных особенностей учащихся я использую в проектной деятельности на уроках , с применением элементов педагогической мастерской. В классе создаются рабочие группы, которые получают вопросы для исследования. Каждый ученик сам выбирает вопрос и соответственно группу, которая будет исследовать этот вопрос. Главное условие мастерской –свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Французские мастерские наиболее нацелены на личностно-ориентированное обучение. Мастерские - это не просто активная форма учебной работы -в отличие от традиционного урока, она захватывает всё существо участника и не позволяет заниматься одновременно чем-то ещё. Для меня мастерские – это, прежде всего, новый стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это-позиция диалога. Это - когда учитель не заявляет ребенку "ты не прав", а подводит к тому, чтобы он сам понял свою ошибку в результате изучения научной литературы или путем логических рассуждений.
Особенности организации деятельности учащихся: 1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 2. Групповая форма учебного взаимодействия. 3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
Особенности организации деятельности мастера 1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. 2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. З. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. 4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. 5. Сотворчество мастера и ученика. 6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. 7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
Правила для участников групп: Плохих идей не бывает! Мыслите творчески! Не критикуйте, не выслушав идею до конца. Разбудить творческую мысль можно лишь в поиске ! Учитесь работать продуктивно!
Плюсы проектной работы для учащихся: Развитие коммуникационных навыков и навыков сотрудничества; Развитие положительной мотивации к обучению и повышение интенсивности обучения; Совершенствование навыков самоподготовки и самоконтроля; Развитие творческой активности в ходе проектной деятельности; Быстрая и объективная самооценка результатов и их одновременная коррекция
Работа мастерской над проектом «Трапеция и её свойства» Группы Направление деятельности « Реалисты» Изучить трапецию как геометрическую фигуру, виды трапеции и рассмотреть ее основные свойства. . «Гуманитарии» Найти материал, наглядно подтверждающий применение свойств трапеции в архитектуре и моделировании одежды , используя сеть Интернет. «Исследователи внепрограммных свойств трапеции» Исследовать свойства трапеции , изучаемые на профильном уровне, используя имеющиеся в кабинете методические пособия и информацию из Интернета. «Программисты » Во время отчетов рабочих групп следить за их выводами , собрать весь материал и оформить все в виде презентации в программе PowerPoint
Применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся: Научиться работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Развивать способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию , планированию, моделированию и активной коммуникации).
Использование проблемного обучения на уроке геометрии « Сумма углов треугольника» ученикам предлагается выполнить следующие задания: № Задание 1 Можно ли построить треугольник с углами 40°,90°,60°? 2 Можно ли построить треугольник с углами 35°,90°,70°? 3 Можно ли построить треугольник с углами 70°,70°,70°? 4 Определите сумму углов прямоугольного треугольника со сторонами. 5 Определите сумму углов остроугольного треугольника. 6 Определите сумму углов тупоугольного треугольника. В результате исследовательской деятельности все ученики приходят к выводу, что сумма внутренних углов любого треугольника всегда равна 180°.
Ресурсное обеспечение использования перечисленных современных педагогических технологий: имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки : компьютер с постоянным выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, использование в работе от 3 до 5 ноутбуков с постоянным выходом в Интернет; накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
В результате реализации проекта происходит формирование у обучающихся следующих учебных действий: Повышается познавательная активность и как следствие этого Появляется желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; Развивается умение слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, сети Интернет вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Эффективность реализации проекта: На сегодняшний день, изучив и проанализировав использование перечисленных методов работы, проведя анализ эффективности их применения на уроках в течение трех лет, с разным контингентом обучающихся , могу сказать, что динамика качества знаний моих учеников и существенный рост мотивации к изучению математики являются вескими и неоспоримыми подтверждениями эффективности этой проектной работы.
« ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль современных образовательных технологий.
Роль современных образовательных технологий в повышении качества образования по физике....
Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"
Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....
Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения
Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...
Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников
Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Роль современных образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНР
Роль современных образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНРНаша цель – обеспечить качественное образование, чтобы каждый учащийся ...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...