Активные методы обучения математике.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения математике.
Ветрова Е.Ч,
учитель математики.
Задача развития навыков мышления - одна из главных задач в школе. Математика — область знаний, осваивая которую, ученик учится думать. Большинству выпускников школ она никогда не понадобиться в чистом виде, но практика мышления, которую ученики приобрели, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Не зря еще древние греки видели в геометрии не обходимую пропедевтику для философии, об этом свидетельствует известная надпись на дверях Академии Платона, запрещавшая переступать порог всякому, кто чужд геометрии.
Главная цель моей деятельности — создание условий для раскрытия
индивидуальных способностей учащихся, формирование у них умений самостоятельно учиться; планировать, организовывать корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность.
Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки математики помогали:
- воспитывать гражданина, способного к активной жизненной позиции;
- осознавать необходимость математических знаний для становления личности;
- творческие способности учащихся:
- сформировать навыки самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым учащимся своих знаний и умений
Ведущей идей моего опыта является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково-творческого исключение учебных перегрузок школьников и создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса.. Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:
- вынужденная активность обучения;
- самостоятельной выработкой решений обучаемым;
- высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
- преимущественной направленностью на развитие или приобретения
математических умений и навыков; - постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем над самостоятельной работой обучения.
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.
Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подобрать и подготовить индивидуальные задания, карточки, учитывать его индивидуальные способности .Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать необходимую атмосферу подлинной увлечённости.
Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работы, командные соревнования такие как: математический бой, урок - взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие.
Урок - Математический КВН требует тщательной подготовки.
Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время математического боя - для победы своей команды. Идея математического боя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют. Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов. Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование. Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия. (Сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.) .Команду возглавляет капитан , он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Задачи обычно занимательные, игровые.
Обычно такие уроки при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь. приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе. Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями.
Групповые занятия применяются, в основном, при формировании умений и навыков.
Уроки – консультации, цель которых. - научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с новой темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Однако, учащиеся часто на представляют себе, какие вопросы они могут задать: ведь большинство из них приучены к репродуктивной деятельности, т.е. к "самостоятельному" решению задач, аналогично только что разобранным. Поэтому, в самом начале проведения уроков-консультаций надо помогать формировать вопросы. Накануне такого урока ученики получают задание - подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. А в ходе изучения темы я постоянно побуждать учащихся к поиску и отбору наиболее интересных задач. Постепенно учащиеся привыкают отыскивать вопросы и задачи, используя не только учебник, но и другую литературу.
Что дает урок-консультация?
Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе. Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой, имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи. У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но. к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане. Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.
Урок - бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления.
Приведу пример задачи, которая имеет девять решений.
На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC. построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить:
- по теореме синусов:
- по теореме косинусов;
- по теореме Птолемея;
- методом площадей;
- методом геометрических преобразований;
- методом координат;
- векторнымметодом:
- чисто геометрическое (описать около квадрата квадрат со стороной а+в)
- методом комплексных чисел.
В процессе обучения оценка играет немалую роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течении урока сложно.
В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеют дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично.
Игра через сказку для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. При закреплении материала можно взять структуру сказки про Ивана-царевича и Елену прекрасную, которую похитил злой Кощей. На выручку царевны отправляются три брата с воинами (т.е. капитан и команда). Препятствиями служат не решённые уравнения или неупрощённые выражения, задачи и т.д. исходя из темы. Выдвигаю обычно столько препятствий, сколько воинов у Ивана-царевича. Последнее - для капитанов. Ведётся учёт очков, определяем победителя. Ему-то и достаётся Елена прекрасная. Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Чего только ни насочиняли мои ребята это и путешествия в страну Геометрию. и бал геометрических фигур, и стихотворения о раскрытии скобок.
Неизменным успехом пользуется у школьников конкурс "Художников", который провожу при изучении координат плоскости. По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др., что неизменно приводит их в восхищение.
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.
Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Стараюсь, чтобы дети не только активно занимались учёбой. Но и чувствовали себя уверенно и комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
Активные методы обучения в преподавании математики
Данный материал представляет обобщение моего педагогическоего опыта....
Активные методы обучения на уроках математики
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - п...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Интересная статья...
Активные методы обучения математике в условиях ФГОС
Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...