Личностно ориентированное образование.
Стратегии и приемы работы с информацией
В условиях реформируемой России утверждаются качественно новые принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей.
Сегодня очень важно не столько сформировать, а поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. помочь человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Очевиден факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею». На первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Педагогические технологии ЛОО, в том числе интерактивные, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения.
Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников и объемом материала.
Разнообразные стратегии и приёмы призваны решить достаточно определенные предметные задачи:
формирование понятий, умение выделять основные аспекты в изучаемой информации, умение графически представлять результаты работы с текстом, умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации.
На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.
^ Роль учителя Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени учителя на уроке должно быть посвящено фасилитации процесса учения. Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки. Основная задача такой деятельности состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности учащихся.
^ Умение инструктировать: - всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции; - дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить. - разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание учеников; - стараться предугадать поведение учеников при выполнении заданий; - обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько ученики поняли задание.
^ Умение наблюдать: - всегда быть в курсе того, что делают ученики; - переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят ученики, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;
^ Умение задавать вопросы: - задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов; - начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем классом; - задавать вопросы всем ученикам; - использовать навыки активного слушания; - избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика; - высказывать безоценочные суждения; - в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам; - предлагать ученику обобщить мысли другого ученика; - предлагать ученикам «распаковывать способ мышления», рассказать, как они думали, когда приходили к решению; - поощрять учеников задавать вопросы друг другу.
^ Умение вмешаться в происходящее: Успешные фасилитаторы внимательно следят за происходящим в классе и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.
Фасилитатор вмешивается для того, чтобы: • Обеспечить обратную связь во время работы над проектом • Обеспечить точное соответствие требованиям программы • Проверить, правильно ли его понимают • Помочь развитию отношений сотрудничества между учениками • Улучшить процесс • Восстановить справедливость • Помочь прояснить • Помочь пересмотреть приоритеты • Помочь в конфликтной ситуации • Напомнить о правилах группы
Включить в урок субъектный опыт ребенка для интерпретации и анализа художественных произведений позволяет, например, прием интерпретации, т.е. использование вопросов к тексту, которые готовят сами ученики. Это могут быть вопросы герою произведения, вопросы по тексту для одноклассников.
Личностно ориентированный урок часто строится с использованием приема ассоциограммы, например: прием позволяет на уровне ассоциаций организовать работу с названием произведения, с ключевыми словами или понятиями. Особенно удачно прием работает на этапе сопоставления первоначальных ассоциаций и ассоциаций на заключительном этапе анализа, что позволяет перевести эмоции в разряд понятий.
Здесь используются задания типа:
- какие представления у вас связаны со словом «аристократка» и др.
- изменились ли ваши представления после прочтения произведения и почему.
Прием ассоциаций уместен на разных этапах изучения произведения, возможен и при характеристике героев.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, стимулированию учащихся к высказываниям способствует прием «чтение с остановками» истратегия «Вопросительные слова».
При работе с данным приемом необходимо соблюдать следующие требования:
1 текст не должен быть знаком учащимся, иначе теряется смысл;
2 текст заранее делится на части, не больше 5-6;
3 задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательного интереса.
^ Стратегия «Вопросительные слова»
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.
Затем – мы просим учащихся обсудить свои списки и выбрать два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор.
^ Вопросительные слова
| . Основные понятия темы
| Kак? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Kакой? Зачем? Kаким образом? Kакая взаимосвязь? Из чего состоит? Kаково назначение?
|
|
^ Типы вопросов:
| Вопросы на воспроизведение событий (простые вопросы)
| Вопросы на установление причинно – следственных связей (интерпретационные)
| Вопросы обобщающего характера (оценочные)
|
^ Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Синквейн
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
^ Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________
^ Организационные формы работы с синквейнами .
∙ Самостоятельно при выполнении домашней работы
∙ Самостоятельно на уроке
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
^ КОРЗИНА ИДЕЙ
Описание приёма:
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
^ Цели приёма:
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
^ Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
^ Предложения по применению приёма на уроке:
Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Зигзаг
Этот прием используется при изучении большого по объему материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ).
На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Каждый составляет какую-либо схему текста (кластер, рисунок, таблицу). Так они работают в первоначальной группе.
Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии цвета своего листочка с текстом. Каждая группа обсуждает свою часть текста, варианты схем, выбирает оптимальную и фиксирует ее на бумаге. Члены группы вносят соответствующие коррективы в свои записи. На стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «первые» группы и пересказывают друг другу фрагменты по скорректированным схемам.
После того, как закончился пересказ в «первых» группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания своего рассказа эксперты отвечают на эти вопросы. Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов
Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе) Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают) Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам. Эксперты оценивают выступления групп по заранее оговоренным критериям.
^ Критерии оценки выступления
Показатели
| Оценка
| 5 баллов
| 4 балла
| 3 балла
| Логика изложения
| Четкость суждений, последовательность и обоснованность положений, ясность и краткость изложения мысли. Наличие общего четкого вывода
| Расплывчатость суждений, слабая аргументация положений, излишняя детализация. Сделан общий вывод
| Нарушена логика изложения. Отсутствуют общие выводы
| Компетентность
| Четкость в представлении темы, свободное владение материалом. Конкретность и точность ответов на вопросы
| Ответы на вопросы недостаточно убедительны, иногда уклончивы
| Затруднения в ответах, отсутствие ответов
| ^ Наглядность, эстетика оформления
| Материал проиллюстрирован в соответствии с требованиями, эстетично оформлен
| Материал соответствует требованиям частично
| Материал не соответствует требованиям, либо оформление не соответствует эстетическим требованиям
| ^ Культура докладчика
| Грамматически правильная эмоциональная речь. Выдержка и уверенность. Контакт с аудиторией. Эстетический внешний вид
| Мало эмоциональная правильная речь. Слабый контакт с аудиторией. Владение собой. Опрятный внешний вид
| Речевые ошибки. Неумение владеть собой. Отсутствие контакта с аудиторией
|
^ ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Описание приёма:
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). ^ Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
Вопросы: 1) … раннее творчество А.Блока относится к акмеизму? 2) … прием, использованный в строках «Доколе матери тужить?// Доколе ворону кружить?» называется анафора? 3) …поэты Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников принадлежали к кубофутуристам? 4) … личные судьбы А.Блока и Д.И.Менделеева не пересекались? 5) … направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; «тайнопись неизреченного», недосказанность, называется декадансом? 6) … Манифест, изданный футуристами, назывался «Простое как мычание»? 7) … прием, использованный в строках «Облетает моя голова, //Куст волос золотистый вянет», является гиперболой? и т.д. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала. Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице. ^ Возврат к вопросам. Учитель читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Цель:
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
^ Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Личностно ориентированный урок можно организовать как эффективную творческую работу, используя стратегию «Типы интеллекта».
Группы учеников получают задания в соответствии с типом, присущим им. Первоначально возможно заполнение анкеты «Резюме» (пример).
Таким образом, возможности использования личностно ориентированных стратегий многообразны, при их комбинировании возможно значительно улучшить результат образования.
|