Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя
учебно-методическое пособие на тему

Иванова Джульетта Ванцетьевна

В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых  рассмотрена также на опыте зарубежных стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Самообразование

как фактор повышения профессиональной

компетентности учителя

Подготовила: Иванова Джульетта Ванцетьевна,

преподаватель русского языка и литературы

Отрадный

2015

     Образование на рубеже веков рассматривается в контексте глобальных проблем человечества, интеллектуальных революций, обновления педагогического мышления. XXI век называют «веком гуманитарного мышления». (Д.С. Лихачев).

     Ученые в своих исследованиях, посвященных анализу и разработке концепций развития общества, отмечают основные тенденции в отечественном образовании:

- смена основной парадигмы  (примерный образец), следовательно, совокупность основных теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом) образования;

- интеграция отечественной школы и образования в мировую культуру;

- восстановление и развитие традиций российской школы и образования.

     На пороге третьего тысячелетия общество столкнулось еще с одним кризисным явлением – некомпетентность современных людей, что является причиной неработающих законов, социальных конфликтов, производственных аварий и экологических катастроф. Наблюдается отставание способности человека справиться с теми изменениями, которые происходят в мире и стране.

     К такому мнению пришли ученые еще в 70-е годы. Выход из кризиса компетентности – в сознании «чрезвычайной программы доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности», адекватной условиям постоянных изменений в мире.

     Во многих странах, начиная с 60-х годов, развитие общества и личности стали связывать с образованием взрослых и, в первую очередь, с их профессиональным образованием. В этот период в США, Франции, Японии  и др. странах появились программы образования взрослых и соответственные законодательные акты.

В других развитых странах раньше, чем в нашей стране, осознали, что для эффективной производительной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношении. Он в достаточной мере  иметь способность ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, семьи.

     Достичь этого можно не только путем получения среднего или высшего образования, но и дополнительного непрерывного образования взрослых.

     Процесс непрерывного обучения, как правило, начинается с детства и продолжается до последних дней его жизни. Так А.П. Владиславлев непрерывное образование рассматривает как «систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию 3УН как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.

     Проблема непрерывного образования взрослых в нашей стране исследуется институтом образования взрослых в рамках программы РАО и Совета Европы. С 1975 года было осуществлено несколько исследований, проектов.

     В публикациях последнего проекта подчеркивается, что образование взрослых понимается как средство внесения перемен в различные сферы общества.

     Идея образования взрослых в процессе развития общества обновляется и основывается на роли образования в жизнедеятельности личности.

     Если до 1939 года образование взрослых ставило задачей ликвидацию безграмотности, до 70-х годов – адаптацию к новым условиям, то понимание 90-х годов состоит в том, что человек будет сталкиваться не только с изменениями в трудовой деятельности, но и социально-общественной.

     Группа московских ученых разработала Концепцию образования взрослых, где подчеркнута ведущая роль в процессе обучения самого обучающегося. Одним из ведущих принципов выделены:

  1. Доминирование самостоятельности в обучении, самообразование становится основным видом учебной деятельности.
  2. Формирование и развитие образовательных потребностей.

     Таким образом, развитие личности, которое достигается образованием, становится главным условием развития общества.

     В новых жизненных условиях, как это происходит в наши дни, школа, как и все российское общество, мучительно, противоречиво, но последовательно и необратимо идет по пути преобразований. Развитие школы стало ключевой идеей.

     В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые сегодня должны решаться в системе образования, является повышение профессионального мастерства педагогов и активизация научно-педагогических исследований.

     В современной школе возросла потребность в учителе, способном моделировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее основания и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

     Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в  современной школе он должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.

     Принципиально новые условия, в которые попал учитель сейчас, очевидное рассогласование его предшествующей (базовой) профессиональной подготовки в педагогическом вузе и тех реалий, с которыми сталкивается современная школа – объективно порождает необходимость и стремление педагогов совершенствовать свою квалификацию, профессиональное мастерство, компетентность.

     Нагрянувшая свобода педагогического творчества требует от учителя принципиально новых профессиональных и личностных качеств. Приходится думать. Приходится решать…

     Педагог должен находиться в постоянном развитии, быть исследователем всю свою трудовую жизнь. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.

     Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и пр.

- формирование профессиональных умений:

  • рефлексивных;
  • прогностических;
  • диагностических;
  • аналитических;
  • целеполагания;
  • проектировочных;
  • организационно - деятельностных;
  • коммуникативных;
  • контрольно-оценочных.

- формирование умений инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;

- знание и использование в образовательном процессе компьютерных технологий;

- работа в творческих группах, командах;

- повышение мотивации профессиональной деятельности, удовлетворение профессиональных и личных потребностей.

     Наша школа, как и любая другая российская школа, вынуждена развиваться, то есть обновляться, меняться, определять свою новую миссию, открывать новые типы классов, разрабатывать и осваивать новое содержание образования и новые технологии обучения. Насколько мы готовы к этому?! Все это невозможно без должного уровня профессионально-методического мастерства педагогов, без серьезной работы каждого учителя школы самообразованием. Основным стимулом, ведущим мотивом к самообразованию является критический самоанализ, в процессе которого учитель определяет: что не умеет, каких знаний не хватает ему и т.д., то есть создается ситуация кризиса профессиональной компетентности.

     С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

    Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

     Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

- участие в педагогических советах, в работе предметных МО учителей;

- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержание обучения, методов преподавания;

- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

     В настоящее время учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своей профессиональной компетентности:

- очное обучение в сети курсовой подготовки при СИПКПРО, ЦПО, Интернет-ресурсы и другие.

Список использованной литературы

  1. Лихачев Д.С. Об интеллигенции: Приложение к альманаху «Канун». Выпуск 2.СПб, Русские самоцветы, 1997.
  2. Ивашевский С.А. Философско-правовые приоритеты развития отечественной системы образования. Ж. Философия и общество

     № 1(49) 2008.

  1. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании:   монография. М., 2005.
  2. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. М.,  2005.
  3. Роботова А.С., Леонтьева Т.В, Шапошникова И.Г, и др. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Раздел: Введение в педагогическую деятельность. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Академия, 2002.
  4. Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. СПб. Гуманитарный фонд «Фонд нравственных инвестиций», 2009.
  5. Теслинов А.Г., Безлепкин В.В., Петров В.Л., Щенников С.А. Обоснование Российской концепции непрерывного образования взрослых. Монография. М., МИМ ЛИНК, 2014.
  6. Сборник научных трудов под ред. Лебедевой М.Б., Сидоровой Е.В., Фрадкина В.Е. ФГНУ ИПО и ОВ РАО. Социально-профессиональный портрет педагога. СПб. 2009.
  7. Материалы Международной конференции, Москва 21-22 мая 2004 года. Составители: Агапова О.В., Лобанова Г.Н. Образование взрослых для новой России.
  8.  Федеральная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы: цели, прогнозы и результаты реализации от 30.11.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Самообразование – ведущий фактор повышения профессиональной компетентности педагогов

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.   Сегодня повысился спрос на высококвал...

«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...

Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение ком...