Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя
учебно-методическое пособие на тему
В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых рассмотрена также на опыте зарубежных стран.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Самообразование
как фактор повышения профессиональной
компетентности учителя
Подготовила: Иванова Джульетта Ванцетьевна,
преподаватель русского языка и литературы
Отрадный
2015
Образование на рубеже веков рассматривается в контексте глобальных проблем человечества, интеллектуальных революций, обновления педагогического мышления. XXI век называют «веком гуманитарного мышления». (Д.С. Лихачев).
Ученые в своих исследованиях, посвященных анализу и разработке концепций развития общества, отмечают основные тенденции в отечественном образовании:
- смена основной парадигмы (примерный образец), следовательно, совокупность основных теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом) образования;
- интеграция отечественной школы и образования в мировую культуру;
- восстановление и развитие традиций российской школы и образования.
На пороге третьего тысячелетия общество столкнулось еще с одним кризисным явлением – некомпетентность современных людей, что является причиной неработающих законов, социальных конфликтов, производственных аварий и экологических катастроф. Наблюдается отставание способности человека справиться с теми изменениями, которые происходят в мире и стране.
К такому мнению пришли ученые еще в 70-е годы. Выход из кризиса компетентности – в сознании «чрезвычайной программы доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности», адекватной условиям постоянных изменений в мире.
Во многих странах, начиная с 60-х годов, развитие общества и личности стали связывать с образованием взрослых и, в первую очередь, с их профессиональным образованием. В этот период в США, Франции, Японии и др. странах появились программы образования взрослых и соответственные законодательные акты.
В других развитых странах раньше, чем в нашей стране, осознали, что для эффективной производительной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношении. Он в достаточной мере иметь способность ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, семьи.
Достичь этого можно не только путем получения среднего или высшего образования, но и дополнительного непрерывного образования взрослых.
Процесс непрерывного обучения, как правило, начинается с детства и продолжается до последних дней его жизни. Так А.П. Владиславлев непрерывное образование рассматривает как «систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию 3УН как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
Проблема непрерывного образования взрослых в нашей стране исследуется институтом образования взрослых в рамках программы РАО и Совета Европы. С 1975 года было осуществлено несколько исследований, проектов.
В публикациях последнего проекта подчеркивается, что образование взрослых понимается как средство внесения перемен в различные сферы общества.
Идея образования взрослых в процессе развития общества обновляется и основывается на роли образования в жизнедеятельности личности.
Если до 1939 года образование взрослых ставило задачей ликвидацию безграмотности, до 70-х годов – адаптацию к новым условиям, то понимание 90-х годов состоит в том, что человек будет сталкиваться не только с изменениями в трудовой деятельности, но и социально-общественной.
Группа московских ученых разработала Концепцию образования взрослых, где подчеркнута ведущая роль в процессе обучения самого обучающегося. Одним из ведущих принципов выделены:
- Доминирование самостоятельности в обучении, самообразование становится основным видом учебной деятельности.
- Формирование и развитие образовательных потребностей.
Таким образом, развитие личности, которое достигается образованием, становится главным условием развития общества.
В новых жизненных условиях, как это происходит в наши дни, школа, как и все российское общество, мучительно, противоречиво, но последовательно и необратимо идет по пути преобразований. Развитие школы стало ключевой идеей.
В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые сегодня должны решаться в системе образования, является повышение профессионального мастерства педагогов и активизация научно-педагогических исследований.
В современной школе возросла потребность в учителе, способном моделировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее основания и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе он должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.
Принципиально новые условия, в которые попал учитель сейчас, очевидное рассогласование его предшествующей (базовой) профессиональной подготовки в педагогическом вузе и тех реалий, с которыми сталкивается современная школа – объективно порождает необходимость и стремление педагогов совершенствовать свою квалификацию, профессиональное мастерство, компетентность.
Нагрянувшая свобода педагогического творчества требует от учителя принципиально новых профессиональных и личностных качеств. Приходится думать. Приходится решать…
Педагог должен находиться в постоянном развитии, быть исследователем всю свою трудовую жизнь. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.
Эта деятельность предполагает:
- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и пр.
- формирование профессиональных умений:
- рефлексивных;
- прогностических;
- диагностических;
- аналитических;
- целеполагания;
- проектировочных;
- организационно - деятельностных;
- коммуникативных;
- контрольно-оценочных.
- формирование умений инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;
- знание и использование в образовательном процессе компьютерных технологий;
- работа в творческих группах, командах;
- повышение мотивации профессиональной деятельности, удовлетворение профессиональных и личных потребностей.
Наша школа, как и любая другая российская школа, вынуждена развиваться, то есть обновляться, меняться, определять свою новую миссию, открывать новые типы классов, разрабатывать и осваивать новое содержание образования и новые технологии обучения. Насколько мы готовы к этому?! Все это невозможно без должного уровня профессионально-методического мастерства педагогов, без серьезной работы каждого учителя школы самообразованием. Основным стимулом, ведущим мотивом к самообразованию является критический самоанализ, в процессе которого учитель определяет: что не умеет, каких знаний не хватает ему и т.д., то есть создается ситуация кризиса профессиональной компетентности.
С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, в работе предметных МО учителей;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержание обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
В настоящее время учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своей профессиональной компетентности:
- очное обучение в сети курсовой подготовки при СИПКПРО, ЦПО, Интернет-ресурсы и другие.
Список использованной литературы
- Лихачев Д.С. Об интеллигенции: Приложение к альманаху «Канун». Выпуск 2.СПб, Русские самоцветы, 1997.
- Ивашевский С.А. Философско-правовые приоритеты развития отечественной системы образования. Ж. Философия и общество
№ 1(49) 2008.
- Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография. М., 2005.
- Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. М., 2005.
- Роботова А.С., Леонтьева Т.В, Шапошникова И.Г, и др. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Раздел: Введение в педагогическую деятельность. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Академия, 2002.
- Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. СПб. Гуманитарный фонд «Фонд нравственных инвестиций», 2009.
- Теслинов А.Г., Безлепкин В.В., Петров В.Л., Щенников С.А. Обоснование Российской концепции непрерывного образования взрослых. Монография. М., МИМ ЛИНК, 2014.
- Сборник научных трудов под ред. Лебедевой М.Б., Сидоровой Е.В., Фрадкина В.Е. ФГНУ ИПО и ОВ РАО. Социально-профессиональный портрет педагога. СПб. 2009.
- Материалы Международной конференции, Москва 21-22 мая 2004 года. Составители: Агапова О.В., Лобанова Г.Н. Образование взрослых для новой России.
- Федеральная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы: цели, прогнозы и результаты реализации от 30.11.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
Повышение качества обучения как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: работа с обучающимися с низкой мотивацией. (Из опыта работы учителя).
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете комплекса...
Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2017-2021 годы учителя-дефектолога Черепановой Людмилы Николаевны
В данном разделе представлен перспективных план саморазвития...
Самообразование – ведущий фактор повышения профессиональной компетентности педагогов
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Сегодня повысился спрос на высококвал...
«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...
Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение ком...