Самообразование – ведущий фактор повышения профессиональной компетентности педагогов
презентация к уроку
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.
Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samosovershenstv.docx | 32.2 КБ |
organizatsiya_protsessa_samoobrazovaniya_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti_uchitelya.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
«Самообразование – ведущий фактор повышения профессиональной компетентности педагогов»
“Обучать – значит вдвойне учиться.”
Ж.Жубер
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.
Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Кто он - современный учитель?
Педагог 21 века - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Способный организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Все мы – педагоги 21 века. Поэтому основная наша задача – быть всесторонне развитой личностью, ориентироваться на потребности современного общества, постоянно развиваться в профессиональной сфере.
Способность к самообразованию проявляется прежде в неудовлетворенности, осознании несовершенства своей педагогической деятельности и стремлении к росту, самосовершенствованию и является одним из показателей профессиональной компетентности учителя.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. В нашем обществе особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует постоянного совершенствования знаний.
Основными критериями самообразования, на мой взгляд, являются эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности учащихся), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Свою деятельность в области самообразования я могу представить списком глаголов: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
Я, как педагог с небольшим стажем, пытаюсь не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. На классных часах я провожу различные тренинги с детьми, пытаясь выявить проблемы в классе, вместе с учениками мы обсуждаем и планируем занятия на текущий месяц, проводим различные мероприятия. Например, на одном из классных часов мы пытались разобраться, откуда берутся наши страхи, учились бороться со страхами и многим детям это удалось.
На родительских собраниях мы обсуждаем не только проблемы обучения и поведения учащихся, но и проводим беседы по наиболее актуальным проблемам в нашем классе. Например, на последнем родительском собрании мы говорили об интернетзависимости детей.
Система самообразования позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Владение навыками самостоятельной работы дает возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Для себя я выбрала несколько путей развития профессиональной компетентности:
- Участие в работе методических объединений, творческих групп;
- Исследовательская деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта и др.
Я участвую в работе методических объединений. Прежде всего, это ММО учителей иностранного языка г.о. Домодедово. На заседаниях ММО можно получить много полезной информации, поделиться опытом с коллегами.
Однако, большую роль в самообразовании учителя, на мой взгляд, играют сетевые сообщества или сеть творческих учителей.
Что же такое сообщество и для чего оно создаётся? В наиболее простом смысле сообщество – это множество людей, общающихся между собой. Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, добыть нужную информацию.
Оно создаётся с целью установления коммуникативных связей между учителями. Каковы его задачи? Это:
- снятие затруднений, возникающих у педагогов в преподавании предмета; - обмен педагогическим опытом; - создание условий для профессионального роста педагога; - создание коллекции методических разработок; - знакомство с нормативно - правовой документацией; - общение с коллегами различных регионов. В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:
• Обучающий семинар
• Виртуальная конференция
• Конкурс
• Проект
• Акция
• "Мастерская"или мастер-класс
• Обсуждение в чате
• Фестиваль проектов
• Телеконференция
В современном мире возникла необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.
В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одними из известных школьных сайтов являются «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru), «Завуч.инфо», «Прошколу» и др.. Это сообщества учителей и учащихся, основными задачами которых являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ.
Сеть творческих учителей даёт возможность поделиться своим опытом и воспользоваться опытом коллег, обеспечивает
• организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
• методическую поддержку педагогов в области ИКТ;
• презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;
• внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения.
Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, уроки, внеклассные мероприятия.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной
Следующий путь самообразования - проектная деятельность. Разработка проектов и мини-проектов способствует сплоченности классного коллектива, гармонизации отношений с учениками и их родителями, повышает интерес учащихся к преподаваемому предмету. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Например, в конце каждой изученной темы по английскому языку, мои учащиеся делятся на творческие группы и создают мини-проекты на английском языке. На уроках ОБЖ мы не просто зубрим параграф, творческие микрогруппы учащихся готовят презентации, используя дополнительную информацию из интернета, в конце урока ученики разгадывают кроссворды по пройденной теме.
Качество образования и воспитания напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.
Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Участие в педагогических конкурсах и фестивалях позволяет учителю раскрыть свой творческий потенциал.
Однако ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Мною разработаны проекты, программы воспитания классного коллектива, сценарии мероприятий; дидактические материалы, тесты, наглядные пособия, игры и пособия. Проводятся открытые занятия по собственным технологиям в рамках декады по иностранному языку.
Составлены перспективные планы работы с детьми; организуются выставки работ детей, различные тематические мероприятия.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя
В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых рассмотрена также н...
Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...
Презентация на тему "Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
Работа по самообразованию, способствует развитию профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению практических и теоретических знаний....
«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...
Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение ком...
Презентация на тему "Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
Работа по самообразованию, способствует развитию профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению практических и теоретических знаний....