Проблемы одаренности детей на уроке физическая культура.
методическая разработка на тему
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Проблемы одаренности детей на уроке физическая культура»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
I. Актуальные проблемы создания социально-педагогических условий подготовки одаренных и талантливых детей на школьном уровне
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.
Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Учитель должен:
• быть доброжелательным и чутким;
• разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
• быть увлеченным своим делом;
• способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• знатоком во всех областях человеческой жизни;
• быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не желание работать.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:
• творческие мастерские, круглые столы, дебаты;
• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
• факультативы;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• интеллектуальный марафон;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• сотрудничество с другими школами.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
• креативности;
• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дела могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, соревнований, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие комноненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведется постоянная индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант – это 1% способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Физическая культура и технология физического воспитания одаренных детей с направленным развитием двигательных способностей.
Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.
Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии, с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.
С ранней весны и до поздней осени провожу занятия на свежем воздухе. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью; наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всем учащимся класса.
Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее эффективным себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные упражнения – работой на снарядах, прыжковый бег – передачей мячей в парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой.
Широко использую варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки, гантели. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой.
Думаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые - в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения материала. Это дает возможность проявить необходимую требовательность, объективность и справедливость.
Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.
По отдельным разделам программы мной разработаны карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии...
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельно...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
«Метод проектов как один из принципов развития одаренности детей на уроках физической культуры в условиях модернизации системы образования»
На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрыт...
Программа для одаренных детей на уроках физической культуры
Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренной лично...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....