ИКТ при системно-деятельностном подходе
методическая разработка на тему

Кузнецова Наталья Александровна

ИКТ при системно-деятельностном подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_pri_sist.-deyat._podhode.docx23.27 КБ
Office presentation icon ikt_pri_sist.-deyat._podhode.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии в системно-деятельностном подходе

Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность ученика на уроке. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Уроки с использованием ИКТ способствуют эффективному повышению мотивации в процессе обучения. Новые технологии дают возможность обучать детей с разным типом восприятия информации, используя зрительные образы-схемы, рисунки, анимацию, фильмы. Возрастает эффективность процесса запоминания информации при использовании зрительного и слухового восприятия. В форме игр можно проводить разнообразные уроки – освоения нового материала или обобщения.

ИКТ позволят работать с наименьшими временными затратами на уроке, но увеличивают нагрузку при подготовке материала учителем. Демонстрационный материал должен быть легко визуально воспринимаемым и чётко отобранным, исходя из целей урока. Использование новых технологий позволяет вовлекать в учебную деятельность учащихся с разными способностями и уровнем подготовки.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций, видеофильмов.

Использование ИКТ на уроках:

1. Формирует высокую степень мотивации, повышает интерес к процессу обучения;

2. Повышает интенсивность обучения;

3. Обеспечивает объективность оценивания результатов;

4. Увеличивает долю самостоятельной работы;

5. Расширяет границы учебного пространства

6. Мотивирует учащихся к самообразованию

При подготовке и проведении уроков на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ, а именно:

1 Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2 Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3. Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.

Учащиеся, получая из сети учебно-значимую информацию, приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Желательно использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) так как есть ряд преимуществ как для учителей так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить

изучаемый материал.

Преимущества для учителя:

-позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.

-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

-позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

-вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию.

-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

-отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,

Совмещение видео-, аудио-и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут

быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1. Демонстрация фильмов, анимации.

2. Выделение (нужной области).

3. Гиперссылки.

4. Последовательность шагов.

5. Интерактивность.

6. Движение объектов.

7. Моделирование.

Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов.

-Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;

-Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;

-Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;

-Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;

-Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;

-Анимация позволяет смоделировать реальную биологическую картину;

Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников биологии

Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя

Используя ИКТ на своих уроках я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно:

- экономия времени на уроке;

- глубина погружения в материал;

- повышенная мотивация обучения;

-возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

-возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся,т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

ВЫВОД:

ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-коммуникативные технологии в системно-деятельностном подходе

Слайд 2

Использование ИКТ на уроках: Формирует высокую степень мотивации, повышает интерес к процессу обучения; Повышает интенсивность обучения; Обеспечивает объективность оценивания результатов; Увеличивает долю самостоятельной работы; Расширяет границы учебного пространства Мотивирует учащихся к самообразованию

Слайд 3

Различные формы ИКТ Готовые электронные продукты Мультимедийные презентации , Ресурсы сети Интернет.

Слайд 4

Учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Слайд 5

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board

Слайд 6

позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов. позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учителя:

Слайд 7

Преимущества для учащихся: делает занятия интересными и развивает мотивацию. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,

Слайд 8

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Слайд 9

Возможности презентаций: Демонстрация фильмов, анимации. Выделение (нужной области). Гиперссылки. Последовательность шагов. Интерактивность. Движение объектов. Моделирование.

Слайд 10

Электронные версии мультимедиа учебников Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов; Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; Игровые моменты пробуждают интерес к предмету; Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания; Анимация позволяет смоделировать реальную картину

Слайд 11

Использование разных форм ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Слайд 12

Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар "Системно-деятельностный подход"

Для учителей-предметников...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...