Метод проектов на уроках физики
статья на тему

Запорожцева Ольга Ивановна

Статьярассказывает о механизме применения метода проектов на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_poektov_na_urokah_fiziki.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил:  учитель физики

                       Запорожцева Ольга Ивановна


Глава 1:

Основные понятия

Проект – замысел разработанный план.

Деятельность – занятие, труд.

Исследовать – подвергнуть научному изучению.

Исследование – научный труд, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Имеет два уровня:

1.Эмпирический – основанный на опыте (метод исследования, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщений). Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.

2.Теоретический – рассмотрение, исследование. Дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Включает:

  • Эксперимент
  • Моделирование
  • Анализ
  • Синтез…

Наиболее распространённым является деление исследований на:

  • Фундаментальные и прикладные
  • Количественные и качественные
  • Уникальные и комплексные

Глава 2

Элементы проектной и исследовательской деятельности

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулированию ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядочение и поиск информации

Проектно – исследовательская деятельность на учебном занятии

Глава 3

Квалификационные требования к учителю

Учителю нужно знать:

  • Как составить учебно – тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся
  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием
  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения
  • Как разработать учебный проект или исследование
  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования
  • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять
  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной или исследовательской деятельности

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.

Можно оценивать:

  • Степень самостоятельности в выполнении этапов работы над проектом
  • Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли
  • Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН
  • Количество новой информации, использованной для выполнения проекта
  • Степень осмысления использованной информации
  • Уровень сложности и степень владения использованными методиками
  • Оригинальность идеи, способа решения проблемы
  • Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования
  • Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности
  • Владение рефлексией
  • Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации

        


Глава 4

Планирование работы по самообразованию с учётом метода проектов

Тема: Разработка дидактических материалов с учётом дифференциации

Направление № 1

Разработка Л/Р с 7 по 11 класс с учётом обязательного минимума (базового) их выполнения и:

  • Правом выбора учеником той работы, которая ему кажется более интересной для исследования
  • Правом выбора учеником той работы, которая соответствует его приобретённым ЗУН (дифференциация)
  • Правом выбора учеником выполнения дополнительных работ, согласно его интересам  в данной области (или с учётом дифференциации)

Направление № 2

Разработка тестовых заданий:

  • По теории
  • Умение решать задачи (простейшие и по нарастающей сложности)
  • Обозначение, написание, название и единицы измерения физических величин (физический диктант)
  • Знание формул
  • Завершение крупной темы, раздела
  • Полугодие (сессия)
  • Годовое тестирование

Направление № 3

Изучение дополнительного материала:

1.Связь науки и практики (где в повседневной жизни или технике применяются изучаемые темы)

  • Подготовка презентаций
  • Чтение энциклопедических статей
  • Интернет

2.Самостоятельная работа учащихся:

  • Доклады
  • Рефераты
  • Мини исследовательские работы

Цели:

  1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности
  2. Повышение интереса к физической науке
  3. Контроль знаний
  4. Развитие практических умений

Задачи:

  1. Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки
  2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию
  3. Способствовать усовершенствованию приобретённых ЗУН

Предполагаемый результат:

  • Повышение качества знаний
  • Развитие интереса к физической науке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Использование метода проектов на уроках физики

Метод проектов позволяет использовать на уроках физики интеграцию предметов естественно-научного цикла: химии, биологии, информатики. На таких уроках учащиеся учатся самостоятельно проектировать свои ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Статья на тему "Метод проектов на уроках физики"

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет ак...

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...