Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната
материал на тему

Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-_formirovanie_kultury_povedeniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната»        

   Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Культура поведения –неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе.   

     Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура, большое место занимает культура речи. Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.  

     Небрежность во внешнем виде, невнимательность, бестактность постепенно формирует соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому одной из основных задач развития личности и социализации ребенка является вооружение знаниями правил культурного поведения, формирование устойчивых привычек их выполнять. 

     Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.  Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

     Изучение возрастных закономерностей культурно-нравственного воспитания детей указывает на то, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности в целом.

  Анализ психолого-педагогических исследований показывает что, если дети с нормальным развитием постепенно усваивают принятые в обществе правила поведения и применяют их в различных жизненных ситуациях, то у детей с интеллектуальными нарушениями имеется целый ряд причин, препятствующих формированию нравственно-этических представлений, основ этической культуры. К ним, прежде всего, следует отнести низкую любознательность и слабую восприимчивость к новому, недостаточность мышления и других познавательных процессов, нарушения эмоциональной сферы и поведения. К числу неблагоприятных факторов также следует отнести низкий культурный уровень семей части воспитанников, наличие отрицательного опыта внутрисемейных отношений, при котором ребенок достаточно рано сталкивается с негативными ценностями и образцами поведения.

    Таким образом, достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут восполнить этот пробел.

В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих обучающихся заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил.

    Работа с детьми с нарушением интеллекта требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Воспитателям надо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ему в оптимальном для него режиме. Систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы. 

        Мы стремимся учить детей доброте, умению осознать свои поступки, различию меж тем «что такое хорошо и что такое плохо», умению вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки. 
Конечно, у нас возникает много вопросов в ходе работы: как преодолеть лень воспитанника? Как заставить слушаться? Как бороться с грубостью детей? Как воспитывать чувство ответственности, уважения к окружающим? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности? Как сделать, чтобы воспитанники выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными к людям, хорошими товарищами?
В нашем распоряжении множество средств воспитания. Хотелось бы обратить внимание на такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. 
Пути применения их разнообразны. Мы часто недооцениваем, какой силой обладает слово, то суровое и холодное, то поощрительное, ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое. Мы стараемся продуманно относиться к каждому разговору с детьми, так как значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон, время проведения, место, специально организованна беседа или воспользовались подходящим случаем, как бы, между прочим. Все эти беседы проводим с тем, чтобы заставить детей задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей. 
    В процессе организации жизни и деятельности детей вырабатываются необходимые навыки и привычки. И чтобы то, чему мы, беседуя, учим детей, к чему призываем, реализовывалось в их повседневной жизни, отношению к людям, нужна, как писал А.С.Макаренко: «…соответствующая гимнастика поведения». Мы показываем на практике преимущества следования нормам морали, чтобы воспитанник мог сам почувствовать важность и справедливость гуманных принципов, определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках. Также для этого проводим различные занятия, разбираем случаи, описанные в литературе, предлагаем различные случаи для анализа, принятия решения. 
Конечно, лучше всего целенаправленное влияние на детей осуществлять не через прямое, открытое воздействие, а косвенно – посредством специально организованной ситуации. 

      В ходе коррекционного воспитания накапливаются и изменяются  состояния и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ими социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать  и регулировать  свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.

    У воспитанников школ-интернатов масса проблем. Одна из главных – влиться в современное общество и самостоятельно строить свою жизнь. И основная  миссия коррекционной  школы -  помощь в социальной адаптации воспитанников.

   Школа-интернат  должна готовить ребенка  к самостоятельной  жизни и деятельности  в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его  полноправным и активным тружеником, который  наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой  и общественной деятельности  приносить пользу обществу.

   Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы  их самостоятельное поведение  в жизни соответствовало  существующим в обществе социальным нормам. И здесь  большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм.  Соблюдение  этих норм  обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение  вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.

    Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном  развитии полноценную социальную адаптацию в обществе.

    Наличие интеллектуального дефекта  существенно затрудняет  эту работу и вероятность отклонений в поведении человека. Но накопленный десятилетиями опыт  показывает, что люди с нарушениями  в развитии интеллекта обладают возможностями и потребностями  в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Также Л.С. Выгоцкий  писал, что  умственная отсталость – это первичное ядерное поражение  головного мозга, на него наслаиваются  вторичные признаки умственной отсталости  такие как  нарушения характера поведения. Они не являются  обязательными ядерными  и поддаются  педагогической коррекции. В абсолютном большинстве случаев  эти отклонения  возникают в результате неправильного взаимодействия ребенка  с окружающей средой.  У детей с нарушениями в развитии интеллекта  часто  наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое  беспокойство, которые также создают  трудности их воспитания. Эти отрицательные  черты – обычно следствие  не только органических  особенностей ребенка, но и условий неустройства быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому  для детей  с нарушениями в интеллектуальном развитии очень важно создание спокойной обстановки, систематичность требований. Воспитание культуры поведения  у детей с интеллектуальной недостаточностью  является весьма трудным, но вместе с тем  совершенно необходимым делом. В ходе повседневной кропотливой работы  у детей с проблемами в развитии интеллекта формируются соответствующие умения и навыки, а также привычки.

    Большой положительный опыт воспитания и обучения детей  в школе –интернате показывает, что умственно отсталые дети  могут достичь такого уровня развития, который  позволяет  большинству из них  по окончании школы  трудиться  и быть полезными обществу.

     Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  коррекционных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся  детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы.

    Целенаправленное  формирование жизненно необходимых  навыков поведения для детей с ОВЗ имеет особое значение.  

    Большинство таких детей  не посещают детский сад, где обычно закладываются  основы правильного поведения. Если школа  не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся  не в состоянии  приобрести самостоятельно необходимые привычки  и  навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях  они приобретут  неправильные  способы поведения. Практика показывает, что от своевременного  начала таких   занятий  зависит успех всей воспитательной работы. Известно,  что детский возраст является наиболее благоприятным  для укрепления каких-либо привычек. Интенсивная коррекционно-воспитательная работа  с первых  дней появления  ребенка в школе  помогает добиться  довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники  с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить  принятые в нашем обществе  нормы поведения.

Часто дети не следуют правилам культуры  поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях,  которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Поэтому ребенок  не всегда выполняет  обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых.

 Большое значение в воспитании культуры поведения  имеет личный пример взрослого. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами.   Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые  должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

  Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.

    Любой человек, в том числе и наш воспитанник, какого возраста он бы не был, стремится к успеху, благополучию, комфорту. И задача воспитателя помочь усвоить определенный уровень духовной культуры, научить взаимодействовать самим с собой, с социумом, с внешним миром. А такие вопросы как раз и решаются в процессе работы по формированию культуры поведения, чувств и общения. Поэтому работу в данном направлении необходимо активно продолжать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.

Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся....

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...