Модульное описание опыта работы
статья на тему
Предварительный просмотр:
Модуль1.
Базовая модель опыта
l. ПРОТИВОРЕЧИЯ.
---------------------------
- между значительным объемом информации и неумением учащихся самостоя-
тельно выделить главное в изучаемом материале, неумением
его осмыслить;
- между общеклассной формой обучения и индивидуальным развитием личности
каждого учащегося;
- между теоретической информацией и умением уч-ся использовать ее в
практической деятельности
ll. ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА.
---------------------------------------
- дифференцированный подход в обучении школьников;
-развитие познавательной активности учащихся на основе применения разных
видов самостоятельной работы ;
-формирование прочных и глубоких знаний, умение применять их на практике;
-создание условий для систематического и последовательного формирования
логического мышления
lll. ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВТОРА.
--------------------------------------------------
- формирование общеучебных знаний,умений и навыков на основе применения
алгоритмов ;
- система поэтапного формирования физических знаний;
- обучение и отработка навыков самостоятельной деятельности учащихся;
- организация системного контроля уровнем знаний, умений, навыков
учащихся
lV. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
--------------------------------------
Сущность опыта заключается в применении поблемно-развивающего обучения. Данное обучение включает в себя оптимальное сочетание репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности учащихся по усвоению системы научных понятий, способов логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, выделения главного.
В целом опыт Кочуковой Л.П. базируется на исследованиях Ю.К.Бабанского «Оптимизация учебно-воспитательного процесса, элементы технологии УДЕ.
Разноуровневые уроки, проблемное изложение материала, использование различных приемов, поддерживающих интерес уч-ся, применение демонстрационных и лабораторных опытов – все это позволяет развивать познавательные интересы уч-ся.
Использование обучающих самостоятельных работ формируют у школьников умения:
- выделять из материала главное;
- усваивать материал на уроке;
- рационально запоминать изученный материал.
V. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
-----------------------------------------
Использование различных видов самостоятельной работы при изучении нового материала, при закреплении и проверке знаний позволяет учителю добиться:
- развития логического мышления учащихся;
- привития навыков самостоятельной работы;
- получения хороших результатов в обучении.
Vll. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
-------------------------------------------------
Учащиеся приобретают прочные знания, на протяжении всего периода
обучения у них поддерживается интерес к физике, что расширяет их круго-
зор, развивает мышление, позволяет учавствовать в олимпиадах по физике.
Успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний – 40%.
Vlll. ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА.
-------------------------------------
Кочукова Л.П. выступала с сообщениями об опыте работы на педагогических советах, на методических советах в своем коллективе, на заседаниях РМО учителей физики.
Модуль 2.
Приемы, используемые учителем по формированию системы самостоятельной работы уч-ся в ходе изучения ими физики.
Прием: решение качественных задач
Цель: активизировать внимание учащихся на физическую сущность изучаемых явлений и процессов, способствовать развитию научного и логического мышления.
Описание приема:
1)учитель задает качественный вопрос , просит объяснить что-либо(процесс, явление);
2)учащиеся отвечают на вопрос путем устных умозаключений, которые опираются на изученные законы;
3)учащиеся раскрывают физическую сущность изучаемых явлений.
Требования:
1)при ответе использовать слова-опоры( значит, следовательно, так как);
2)вопрос должен быть доступным.
Прием: физический диктант
Цель: проверить знание учащимися формул, определений, законов по какой- либо теме, способствовать развитию памяти, внимания.
Описание приема:
1) учитель диктует начало фразы(определение, закон, единицы измерения);
2) учащиеся записывают в тетрадях ее окончание;
3) учащиеся проверяют диктант друг друга, сверяя ответы с контрольной карточкой, оценивают работы;
4) анализ ошибок, допущенных в диктанте, проводит учитель с помощью учащихся.
Требования:
1)вопросы-фразы не должны быть громоздкими;
2) вопросы должны быть конкретными.
Прием: обучающая самостоятельная работа.
Цель:
научить учащихся самостоятельно добывать знания, способствовать развитию умения выделять главное в изучаемом материале, слушать и анализировать ответы друг друга.
Описание приема.
1) прочти теоретический материал;
2) ответь на вопросы;
3) выслушай ответы соседа;
4) сделай записи в тетради или составь опорный конспект по изученному вопросу.
Требования:
- материал должен быть доступен для самостоятельного изучения;
- учащиеся должны знать ранее пройденный материал, необходимый для изучения нового.
Прием : изучение физической величины (закона, теории) по обобщенному плану.
Цель: научить уч-ся работать по плану, выделять главное в изучаемом материале, внимательно воспринимать информацию и рационально запоминать .
Описание приема.
- прочти теоретический материал;
- ответь на вопросы , используя план изучения физической величины (закона, теории) ;
- сделай записи в тетрадь.
Требования:
- материал должен быть доступен для самостоятельного изучения;
- учитель должен оказывать помощь в вопросах, которые вызвали затруднения
Модуль 3.
Развивающий урок по теме:
«Механическое напряжение. Закон Гука»
- Постановка принятие целей уч-ся. Мотивация деятельности.
Интегрирующая дидактическая цель.
2. Актуализация знаний . Подготовка к практической деятельности.
3. Практическая деятельность учащихся.
Обучающая самостоятельная работа в группах
- Виды деформаций. Абсолютное и относительное удлинения.
- Механическое напряжение.
- Закон Гука. Модуль Юнга. Предел прочности.
Закрепление знаний. Коррекция.
4. Обобщение. Выводы. Подведение итогов.
5. Задание на дом (дифференцированный подход)
№ п/п | Учебный материал с указанием знаний | Управление обучением |
1. | Постановка и принятие целей. Входной контроль | 5 мин. |
2. | Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: знать: 1.Виды деформаций твердых тел. 2. Определение абсолютного и относительного удлинения. 3. Определение механического напряжения в с.о.п. 4. Закон Гука. уметь:
| 2 мин.
|
3 | Цель: изучить определения упругой и пластической деформаций, абсолютного и относительного удлинения в с.о.п. Задание 1 Приведи примеры упругой деформации, пластической деформации. Задание 2 Вычисли абсолютное удлинение стальной проволоки длиной 4 м, если к ней подвесили груз и длина проволоки стала 4, 002 м. Задание 3. Определи относительное удлинение стального троса, используя данные предыдущей задачи. Задание 4. Запиши в тетрадь и запомни определение абсолютного и относительного удлинения в с.о.п. Контроль. Каков физический смысл относительного удлинения? | Внимательно прочитать. Сделать записи в тетрадь. Работа самостоятельно 2 мин. Сверься с эталоном. Работа самостоятельно 3мин. Работа самостоятельно 3 мин. |
4 | Цель: изучить определение механического напряжения в с.о.п. Задание 1 -Прочти определение -Запиши в тетрадь определение по плану:
Задание 2. К концам стальной проволоки сечением 1 мм приложены растягивающие силы по 200 Н каждая. Найти механическое напряжение, возникающее в проволоке. Контроль: сверь полученные ответы с ответами в эталоне. Оцени свою работу. | Работу выполнить в тетрадь. При затруднении обратитесь к соседу по парте или к учителю. 5 мин.
|
5 | Цель: Вывести закон Гука; раскрыть физический смысл модуля Юнга и предела упругости и прочности. Задание 1.
5) Прочти и запомни определения предела упругости и прочности. Задание 2. Найди напряжение, возникающее а стальном тросе, при его относительном удлинении 0,001. Задание 3. Реши задачу 3 на стр.323 учебника. Контроль. Модуль упругости алюминия 70 ГПа. Как это следует понимать? (см. таблицу 2, стр. 160 «Сборник задач по физике» под ред. А.П. Рымкевича. Назовите самый прочный материал из предложенных в таблице. | Работа самостоятельно 5 мин.
Работа в парах. Взаимопроверка. Работа в парах. Сверка полученного результата с эталоном. Работа со всем классом |
6 | Обобщение. Достиг ли ты поставленной цели? | Рефлексия. 2 мин. |
7 | Выходной контроль. | 10 мин. Экспертная оценка. |
8 | Задание на дом. П.69, №670 (Р), № 672(Р) – для желающих. | 2 мин. |
Модуль 4.
Решение качественных задач
Отличительная черта качественных задач в том, что их условия акцентируют внимание учащихся на физической сущности рассматриваемых явлений, процессов, законов. Решают качественные задачи чаще всего устно путем логических умозаключений, которые опираются на определения и законы физики. Качественные задачи приучают школьников мыслить, рассуждать, анализировать явления, поэтому их можно назвать логическими задачами.
Виды качественных задач:
- объясни явление;
- предскажи явление;
- выяви общие черты и существенные различия явления, процесса;
- сравни предметы и явления в количественном отношении;
- «Что нужно сделать для того, чтобы…»;
- «Что произойдет, если…»;
- «Где применяется? Где наблюдается?»
- «В чем состоит преимущество данного прибора перед другим?»
Примеры качественных задач задач:
- Чем объясняется распространение в воздухе запахов бензина, дыма, духов и других веществ?
- Что нужно сделать , чтобы увеличить КПД идеальной тепловой машины?
- Можно ли обычным ртутным термометром измерить температуру одной капли горячей воды? Почему?
- В каком состоянии находятся при комнатной температуре следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот?
- На столе вагона, движущегося прямолинейно и равномерно, лежит мяч. Как он будет двигаться относительно стола, если вагон станет поворачивать вправо?
Качественные задачи играют важную роль в формировании понятий. Достигается это благодаря тому, что при их решении внимание учеников не отвлекается на математические расчеты, а полностью сосредотачивается на выявлении существенного в явлениях и процессах, на установлении взаимосвязи между ними.
Модуль 5.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы
с учебной литературой
Методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой основывается на структурно-логическом анализе содержания учебных дисциплин естественно-научного цикла. Анализ содержания учебных дисциплин позволяет выделить в них в качестве основных структурных элементов знаний научные факты, понятия, законы, теории, научную картину мира. Опыт работы показывает, что для выработки умения работать с учебником и справочной литературой необходимо формировать у учащихся умение самостоятельно добывать знания. Для этого применяю рекомендации к усвоению знаний, записанные на стенде и карточках. Они служат ориентировочной основой в процессе приобретения учащимися новых знаний и одновременно выполняют роль планов обобщенного характера при построении ответов. Примеры планов обобщенного характера:
План изучения физического явления
1. Признаки явления
2. Условия , при которых протекает явление
3. Сущность явления
4. Связь данного явления с другими
5. Количественная характеристика явления :
- величины , характеризующие явление ;
- связь между величинами;
- формулы , выражающие эту связь.
6. Примеры использования явления
7. Примеры вредного или полезного действия на окружающую среду
План изучения физического закона
1. Когда и кем открыт , сформулирован закон
2. Связь между какими величинами или явлениями устанавливает данный закон
3. Формулировка закона (словесная , математическая , графическая)
4. Опыты , подтверждающие справедливость закона
5. Объяснение закона на основе современных научных теорий
6. Примеры использования закона на практике
7. Границы применимости закона
План изучения физической величины
1.Какое свойство тел характеризует данная величина
2. Определение
3. Формула , выражающая связь данной величины с другими
4. Классифицирующий признак
5. Единицы величины
6. Способы измерения величины
План изучения прибора
1. Название , назначение прибора
2. Внешний вид и отличительные признаки
3. Принцип действия
4. Схема устройства
5. Правила пользования
6. Область применения
Применение в учебном процессе обобщенных планов ускоряет процесс формирования у учащихся умений самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в тексте и предупреждает механическое заучивание текста. Все это положительно сказывается на качестве знаний учащихся, которые становятся более осознанными и глубокими. При этом работа с текстов приобретает творческий характер. Ответы учащихся становятся четкими, краткими по форме, глубокими по содержанию, т.е. ответами по существу.
Модуль 6.
Урок решения ключевых задач.
Решение задач по теме: «Применение законов Ньютона»
Цели урока:
- сформировать умение уч-ся использовать алгоритм, применять теоретические знания при решении задач
- способствовать развитию умения анализировать условие задачи и выбирать вариант задания соответственно уровню знаний;
- способствовать развитию мышления, внимания.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: обобщенные планы, таблицы
Ход урока
- Подготовка к учебной деятельности (Актуализация знаний, погружение)
- Расскажите о законах Ньютона в соответствии с обобщенными планами
( три ученика у доски)
- Какие задачи можно решить, зная 2 закон Ньютона?
- Сформулируйте основную задачу механики.
- Мотивация. Постановка и принятие целей учащимися.
Работать будем по плану:
- Решение типовой задачи (алгоритм)
- Аналогичная задача с планом решения и необходимой дополнительной помощью.
- Задача со свернутым решением или с указанием для решения.
- Несколько задач для самостоятельного решения по выбору.
- Творческое задание.
Вы должны:
- усвоить алгоритм решения задач по теме;
- научиться решать задачи самостоятельно, используя разные варианты подсказок, если необходимо
3.Практическая деятельность учащихся
Показ учителем решения задачи. Уч-ся участвуют в поиске решения, ведется диалог.
1)Вес тела в лифте
Человек массой М находится в лифте. Найти вес человека, если:
А) лифт покоится или равномерно движется ( учитель решает)
Б) лифт движется с постоянным ускорением , направленным вверх (учитель решает с помощью уч-ся)
В) лифт движется с постоянным ускорением , направленным вниз (уч-ся выполняют сам-но чертеж и работают по алгоритму)
Алгоритм решения задач динамики
- Изобразите силы, действующие на каждое тело в ИСО
- Запишите для каждого тела второй закон Ньютона в векторной форме
- Выберите координатные оси.
- Запишите второй закон Ньютона в проекциях на оси.
- Решите систему уравнений с учетом дополнительных условий.
2) Решить самостоятельно задачу по выбору из сборника задач по физике
(в общем виде)
3) Взаимопроверка.
4. Подведение итогов урока. Повторение алгоритма решения задач.
5. Задание на дом:
составь задачу на нахождение ускорения или силы и реши ее.
Модуль 7.
Урок изучения нового материала на основе применения обучающих самостоятельных работ
Тема урока: «Уравнение Клапейрона – Менделеева »
Цели:
- вывести уравнение состояния идеального газа , на опыте показать зависимость между объемом , давлением и температурой; раскрыть физический смысл универсальной газовой постоянной, постоянной Лошмидта.
- способствовать развитию логического и научного мышления, внимания.
Оборудование: манометр, термометр, линейка, сосуд.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока.
1.Орг.момент . Постановка целей урока.
2.Мотивация
Уравнение состояния идеального газа используется для определения макропараметров газа.
3.Проверка знаний. Подготовка к практической деятельности.
1)Самостоятельная работа (10-12 мин.)
а) по карточкам ( 915К ) (работа в тетрадях) - репродуктивный уровень
Цель: проверить знание основного уравнения идеального газа и умение применять его при решении задач.
б) решение задачи № 5(стр.251) - частично-поисковый уровень
Цель: проверить знание закона Дальтона и умение применять его при решении задач.
в) совместное решение учителя и уч-ся задачи №4(стр.251) (5 мин.)
2) повторение формул
4. Изучение нового материала
1)Обучающая самостоятельная работа.
Цель: вычислить значение постоянной Лошмидта
- прочти пункт;
- реши задачу.
Задача.
Определи значение концентрации идеального газа при нормальных условиях ( P = 105 Па, t = 00 С).
2) среднее расстояние между молекулами ;
3) уравнения состояния идеального газа (учитель выводит уравнение на доске с помощью учащихся)
- вывод уравнения;
- опытное подтверждение
- применение.
5. Закрепление изученного материала.
Качественная задача ( №1 стр.254) (устно)
6. Итоги урока. Выводы.
7. Оценки. Домашнее задание: п.52, задача №2(стр.254)
Уч-ся к следующему уроку должны:
- знать уравнение состояния идеального газа и уметь применять его при решении задач( репродуктивный уровень);
- уметь выводить уравнение состояния идеального газа ( частично-поисковый уровень)
Тема урока: «Изопроцессы. Газовые законы.»
Цели урока:
- сформировать знания об изопроцессах , изучить газовые законы в соответствии с обобщенным планом.
- способствовать развитию научного мышления, расширению политехнического кругозора уч-ся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование: таблицы, обобщенные планы.
Ход урока.
- Орг.момент. Постановка целей.
- Мотивация. Актуализация знаний.
- Проверка знаний.
- вывод уравнения состояния идеального газа ( два ученика у доски);
- самостоятельная работа
- по карточкам 96Т( репродуктивный уровень);
- №3, №4 (стр.254)
Цель: проверить умение уч-ся применять знания при решении задач.
- Изучение нового материала.
- Изотермический процесс. Закон Бойля – Мариотта.(учитель объясняет и вместе заполняют таблицу))
- Обучающая самостоятельная работа (уч-ся разбиваются на две группы)
Цель: изучить изобарный и изохорный процессы по плану.
План.
- Определение процесса.
- Постоянная величина.
- Закон (в с.о.п.)
- График
А) прочти пункт;
Б) приготовься отвечать по плану.
5. Закрепление.
Заполни таблицу.
Изопроцесс | Постоянная величина | Закон | График |
6. Итоги урока.
7.Оценки.
8.Домашнее задание : п. 53, подготовиться к лабораторной работе.
Модуль 8.
Использование дифференцированного обучения при решении задач по физике
Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы».
Тип урока : урок комплексного применения знаний.
Оборудование: справочные материалы, карточки.
Ход урока.
- Орг. момент. Постановка целей.
- Подготовка к практической деятельности.
- проверка знания формул ( учитель называет формулу, учащиеся поднимают карточки)
- работа у доски с деформированными заданиями ( 2 ученика)
- Практическая деятельность учащихся.
- решение качественной задачи ( №1, стр.254)
Какие задачи можно решить, используя уравнение состояния идеального газа ?
- №499(Р) – на доске;
- Самостоятельная работа
Цель : проверить умение применять уравнение Клапейрона – Менделеева и газовые законы при решении задач
1 вариант - №3 (стр.254) или №477(Р) ,
№ 511(Р)– репродуктивный уровень
2 вариант - №4 (стр.254)или №478(Р)
№ 4(стр.260) – частично-поисковый уровень
Проверка с помощью карточки-ключа.
- Итоги урока. Оценивание.
- Задание на дом :
самостоятельно выбрать задачу по данной теме из сборника задач и решить ее.
Решение задач (2 часа)
Цели: 1.Овладение учащимися системой знаний по теме.
2.Овладение методом решения задач по теме: 1) на нахождение величин, характеризующих изученные явления, в конкретных ситуациях (количественные задачи); 2) на объяснение или предсказание поведения объектов в конкретных ситуациях ( качественные задачи).
Дидактические средства:
1.Набор карточек с моделями и формулами для каждого учащегося или один набор на двоих.
2.Заготовка классификационной таблицы элементов знаний по теме ( шапка и пустые графы) одна на двоих.
3.Карточки с текстами задач.
4.Карточка-ключ с решением 1-ой задачи.
5.Алгоритм решения задач.
Ход урока.
1.Орг. момент. Постановка целей.
2.Актуализация знаний.
Перед вами карточки, на которых выписаны сведения о газах . Я буду называть номер карточки, а ваша задача- вспомнить названия моделей и явлений, определение понятий и формулировки законов. Внимание! Карточка№1.
Карточка№2.
Карточка№3.
П.У нас много информации о газах. Что нужно сделать , чтобы ее легче было держать в памяти?
У. Эту информацию нужно классифицировать : составить таблицы или опорный лист и решить задачи.
3.Составление классификационной таблицы.
П. Предлагаю распределить все знания соответственно этапам решения. Перед вами заготовка ( шапка) таблицы. Ваша задача – заполнить ее карточками. На эту работу дается 2 минуты.( ученики раскладывают карточки )
4.Формулировка типовой задачи и выделение метода решения ( 15 мин.)
Решение задач под руководством преподавателя ( 15 мин.)
П. Вторую и третью задачи решаем по алгоритму. Я называю номера действий, а вы их выполняете в тетради, затем проверяем.
Задача 2. Выполните 1-е действие. (Пауза.)
Проверяем. ( Преподаватель оформляет верное решение на доске. Таким же образом проходят все действия задач 2 и 3)
Самостоятельное решение задач(30 мин.)
П. Задачи 4,5,6 решайте самостоятельно, старайтесь не подглядывать в метод решения. В четвертой задаче все действия обозначьте цифрами, в пятой и шестой – по необходимости. Обязательно нужно выполнить действия 1-9.
Проверка.
Выполнение контрольного задания (10 мин.)
Решим задачу 7 на отметку. Обязательно нужно выполнить действия 1-9. Если кто не сможет решить задачу самостоятельно, можно воспользоваться алгоритмом, но при этом придется сесть отдельно и ваша отметка будет не выше четверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)
Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"
Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...
Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...