Школа молодого педагога.Тема: «Типы современных занятий»
методическая разработка по теме
Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы современных занятий в ДОД | 858.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учебное занятие- это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формировани е и развитие умений и навыков».
Тип учебного занятия Дидактическая цель Структура Нетрадиционные формы проведения занятия Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации Орг.момент Актуализация знаний и умений Мотивация. Целеполагание Организация восприятия Организация осмысления Первичная проверка понимания Организация первичного закрепления Анализ Рефлексия Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка
Учебное занятие закрепления знаний Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников Орг.момент Мотивация Актуализация знаний и способов действий Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях Самостоятельное применение знаний Контроль и самоконтроль Коррекция Рефлексия Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие
Учебное занятие комплексного применения знаний Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности Орг.момент Целеполагание. Мотивация Актуализация комплекса знаний и способов деятельности Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях Самоконтроль и контроль Коррекция Рефлексия « Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности Орг.момент Целеполагание Мотивация Анализ содержания учебного материала Выделение главного в учебном материале Обобщение и систематизация Рефлексия Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактического материала) Лекция , экскурсия
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний 1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие) 2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности) Мотивация Самостоятельное выполнение заданий Самоконтроль Контроль Анализ Оценка Коррекция Рефлексия На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях
Формы учебных занятий Занятия в учебном кабинете Выездные занятия
Занятия в у чебном кабинете: * тематические (изучение или повторение одной учебной темы); * комплексные или интегрированные (изучение 1 учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности); * игровые (изучение учебного материала в процессе игры); * итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей)
Выездные занятия: * учебные экскурсии; * практические занятия на местности;
Подготовка занятия в учебном кабинете Предварительная подготовка педагога к занятию включает: 1) определение темы занятия; 2) продумывание общего хода занятия; 3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия; 4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей; 5) подбор методических материалов по теме занятия; 6) выполнение практической работы; 7)составление плана занятия. Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает: -приход педагога за 10 минут до его начала; -проветривание учебного кабинета; -подготовка методических материалов к занятию; -проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия Предварительная подготовка педагога к занятию включает: 1) определение темы и содержания занятия; 2) определение места проведения занятия; 3)выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки заданий и определение оптимального пути проезда до места занятия; 4) оформление приказа руководителя образовательного учреждения на проведение выездного занятия. Предварительная подготовка детей к выездному занятию: -рассказ о месте проведения занятия; -изложение содержания учебных занятий; -обсуждение формы выполнения заданий; -обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Подготовка и проведение итоговых занятий Итоговые занятия могут проводиться: - по окончании учебного года; -после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка детей к итоговому занятию включает: 1) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в учебном процессе; 2) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения); 3) обсуждение с обучающимися формы и критериев оценки результатов занятия; 4) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию (кроме того, можно предложить детям принести свои работы, в ыполненные за отчётный период).
Основные этапы современного занятия 1. Организационный (организация начала занятия: постановка задач, сообщение темы и плана занятия); 2. Проверочный ( п роверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы); 3. Подготовительный ( подготовка к восприятию нового содержания ) . 4 . Основной (получение новых знаний); 5 . Контрольный (практическая работа по закреплению знаний, умений, навыков); 6 . Итоговый (подведение итогов занятия, формулирование выводов); 7. Рефлексивный (мобилизация детей на самооценку)
Примерная структура плана-конспекта проведения занятия 1. Титульный лист (наименование объединения, год обучения, Ф.И.О. педагога дополнительного образования, время и место проведения занятия) 2. Дата «__» _______ года 3. Номер занятия 4. Раздел 5. Тема занятия 6.Цель и задачи 7. Оборудование, дидактический материал 8. Ход занятия 9. Литература, используемый дидактический материал и ТСО
План открытого занятия (общая структура плана занятия) 1.Вступительная часть: - название детского объединения; - дата, место, время проведения занятия; - номер и год обучения учебной группы; - Ф.И.О. педагога (полностью); - тема занятия. 2.Концепция занятия, включая цели и задачи. 3.Ход занятия: -краткое содержание и время теоретической части занятия; -задание(содержание), этапы выполнения и время практической части занятия; -подведение итогов, занятия-приёмы работы с детьми и время. 4.Средства обучения –наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература. 5.Прогнозируемые результаты занятия (должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия)
Образец плана-конспекта открытого занятия в системе ДО Творческое объединение _______________________ Учебная группа __________, год обучения ________ Тема: Цель: Задачи: I . Образовательные II. Развивающие III. Воспитательные Оборудование занятия: I. Дидактический материал для проведения занятия (плакаты, шаблоны, инструкционные карты, технологические карты, образцы поделок ) II. Материально-техническое оснащение занятия (аудиальные, аудивизуальные, средства автоматизации процесса обучения)
Ход занятия: 1 этап. Организационный момент (2мин) 2 этап. Введение в тему занятия (3мин) 3 этап. Объяснение темы занятия (8мин) 4 этап. Практическая работа (15мин) 5 этап. Физ.минутка (3мин) 6 этап. Практическая работа (10мин) 7 этап. Подведение итогов (2мин) 8 этап. Рефлексия (2мин) Дата_________ Педагог дополнительного образования: (Ф.И.О. ________ Подпись)
Средства обучения * словесные- учебные пособия, раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); * визуальные - реальные предметы, инструменты, материалы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и др.); * аудиальные - музыкальный центр, магнитофон, аудиозаписи, МП3 диски и др.); * аудивизуальные - телевизор, видеомагнитофон, DVD центр, видеофильм и др.); * средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, обучающие кабинеты.
Методы обучения, используемые на занятиях: -наглядный; - словесные; -метод практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы; -метод наблюдения; -исследовательские методы; -метод проблемного обучения; -методы программированного обучения; -проектно-конструкторские методы; -метод игры.
Формы проведения занятий: -учебное занятие; -занятие-экскурсия; -занятие-практикум; -конференция; -защита проектов; -олимпиада; -турнир; -викторина; -КВН; -конкурс; -эстафета; -познавательные игры; -встречи со специалистами.
Принципы обучения -принцип воспитывающего обучения; -принцип научности; -принцип связи обучения с практикой; -принцип систематичности и последовательности; -принцип доступности; -принцип наглядности; -принцип сознательности и активности.
«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей» Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); Технология индивидуального обучения ; Коллективный способ обучения; Технологии адаптивной системы обучения; Педагогика сотрудничества («проникающая технология»); Технология КТД; Технология ТРИЗ; Проблемное обучение; Коммуникативная технология; Технология программированного обучения; Игровые технологии; Технологии развивающего обучения; Информационные технологии; Здоровьесберегающие технологии. Групповые технологии; Культуровоспитывающая технология; Технология развития критического мышления.
«Занятие – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность педагога и учащихся в значительной мере сосредотачивается на занятии. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения занятия, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо чтобы педагог в ходе подготовки занятия постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого учителя. Разработки занятий
В материале представлены разработки занятий школы молодого учителя...
Школа молодого педагога. Интерактивное занятие с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины"
У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно, если он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию. Ин...
Занятие с молодыми педагогами. Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов»
Данное занятие проводилось в рамках "Школы молодого специалиста"....
План-конспект занятия «Введение в образовательную программу « Школа молодого журналиста» (13-15 лет)
Цель: введение в пространство дополнительной образовательной программы «Школа молодого журналиста ». Задачи:Пробудить интерес к предмету «жур...
Методическая разработка учебного занятия Школы молодого педагога "Аукцион знаний"
Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. ...
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами в рамках работы Городской школы молодого педагога
quot;Правило трех рук"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурмистрова Е.Ю.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурм...