«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».
учебно-методический материал на тему

Полосинов Виталий Иванович
«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.45 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска» Советского района СК

Выступление на тему:

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

Учитель истории и обществознания

В.И. Полосинов

2015 г.

     Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос о принятии концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию истории в условиях принятия этой концепции, не утихли дискуссии о содержании единого учебника. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания истории в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения.

     Согласимся с мнением профессора Е.Е. Вяземского, который говорит о том, что «педагогов России волнуют проблемы построения системы исторического образования, отвечающей потребностям общества, государства и конкретного человека, основанной на осознании общенационального интереса, способствующей воспитанию гражданственности молодежи,  формированию общероссийской гражданской идентичности личности».

    Действительно, в последние десятилетия тема формирования идентичности актуализируется и в ученом, и в педагогическом сообществе с позиций приоритетов государства и различных идеологических «мы-групп». Тому подтверждение мы находим не только в многочисленных исторических исследованиях, но и в последних нормативных документах. К примеру, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается: «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания». Это положение находит отклик в Историко-культурном стандарте, где «одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности».

     Находясь в ситуации поиска приоритетов деятельности учителя истории в данном направлении, я хотел бы обсудить с вами следующий круг вопросов:

1. Какой смысл следует вкладывать в понятие «российская идентичность»?

2. Как может современный урок истории способствовать формированию личности россиянина, его духовно-нравственному становлению?

      Размышляя над содержанием понятия «российская идентичность», не могу не отметить его актуализацию в историографическом дискурсе именно в современный период. На основании проведенных мной исследований учебников истории СССР 1960-80-х гг., смею заметить, что понятие «российская идентичность» как таковое не формировалось в советский период, и не актуализируется вплоть до распада СССР.

        Прежде, чем современными политиками и педагогами был поставлен вопрос о формировании «российской идентичности», длительное время школа «работала» над формированием «советской идентичности». Полагаю, что этот опыт стоит учитывать для понимания содержания понятия «российская идентичность» и при постановке новых воспитательных задач ведь понятие «российская идентичность», неверно приравнивать лишь к этнической или политической идентичности.

       Сегодня мы часто слышим выражения: «российская нация», «единый народ России», «мы – многонациональный народ России», но все-таки не до конца понимаем, какой более точный смысл вкладывается в концепт «росссийской идентичности». Воспитательная деятельность школы в свете требований ФГОС должна быть направлена на формирование у обучающихся российской идентичности, которая понимается как «осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России» и конструируется слиянием государственно-гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности.

      Преподавание истории в школе во многом зависит от политической обстановки и от тех акцентов, которые делает государство, формулируя задачи школьных курсов. В.В. Путин говорит о том, что «в российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации».

     Согласимся с этим, но все, же следует задуматься над тем, как избежать механического подстраивания содержания учебников под идеологические стандарты. Опыт социалистических 60-80-х гг. наглядно показал однобокость идеологизации и политизации школьных учебников.

      Приобщение учеников к великому культурному наследию наших предков начинается именно с изучения восточнославянской культуры и истории,  которая своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Именно тогда впервые в истории происходит осознание русским народом своего предназначения, зарождается процесс становления русского национального самосознания, самоидентификации, что нашло яркое отражение в знаменитых памятниках древнерусской культуры.

       К примеру: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

       Сегодня воспитательное пространство урока истории неразрывно связано с формированием у обучающихся «российской идентичности» через приобщение учеников к традициям становления древнерусского государства, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре. Древнерусское государство – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация: для изучения культуры каждого из вышеназванных периодов истории государства российского характерно воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку

       Итак, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России».

      Полагаю, бесспорно следующее утверждение: общая задача педагогов, общества и государства – воспитывать НАСТОЯЩЕГО РОССИЯНИНА, определившись с сущностью понятия «российская идентичность» на основе огромного нравственного и духовного потенциала нашей культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 1. «Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

Слайд 2

Мнение - профессор Е.Е. Вяземский «педагогов России волнуют проблемы построения системы исторического образования, отвечающей потребностям общества, государства и конкретного человека, основанной на осознании общенационального интереса, способствующей воспитанию гражданственности молодежи, формированию общероссийской гражданской идентичности личности».

Слайд 3

« Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания»

Слайд 4

1. Какой смысл следует вкладывать в понятие « российская идентичность»? 2. Как может современный урок истории способствовать формированию личности россиянина, его духовно-нравственному становлению?

Слайд 5

ФГОС «осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России ».

Слайд 6

В.В. Путин «в российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации».

Слайд 7

« российская идентичность» Древнерусское государство Московское царство Российская империя Советский Союз Российская Федерация

Слайд 8

«Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России».

Слайд 9

Часть 2. «За бугром»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

Презентация к статье :МЕСТО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖЫ

Презентация выступления на 12–ой Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, пер...

Формирование российской гражданской идентичности в процессе изучения отечественной истории

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают у...

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории"

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...

Социальное проектирование как фактор формирования российской гражданской идентичности

Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, гражданского и патриотического воспитания; это свободное отождествление себя с р...

Технологическая модель "Формирование российской гражданской идентичности"

Данная модель показывает дидактические условия формирования российской гражданской идентичности: отбор содержания (т.н. "обогащающая модель") и технологизация обучения (т.е. оптимальная рабо...

Историческое краеведение как средство формирования российской гражданской идентичности

В статье выделяется один из главных аспектов современного исторического образования - формирование российской гражданской идентичности, указывается на роль краеведческой работы в этом процессе....