Образовательные технологии. ТОГИС
презентация к уроку на тему

Кульбацкая Ирина Владимировна

Описание технологии образования в глобальном информационном сообществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_togis_kulbatskaya_iv.ppt59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОГИС Технология образования в глобальном информационном сообществе (В.В. Гузеев)

Слайд 2

Характерные особенности Отказ от акцента на передачу информации Развитие учащихся в открытом информационном пространстве за счет целесообразно подобранной системы задач, формирование у учащихся системы личностных ценностей, значимых для социума Функции учителя – менеджер образовательного процесса и эксперт: постановка целей и планирование результатов, организация деятельности учащихся, управление ею и экспертиза полученных результатов Преобладающие методы обучения – проблемный и модельный Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса Главный элемент учебного процесса – решение задач.

Слайд 3

ТОГИС (формула С.В. Федотовой) Технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология применяется в следующих направлениях: выработка навыков научного исследования , организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных телекоммуникационных средств генерирование способов решения проблемной задачи рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности

Слайд 4

Последовательность процедур ТОГИС ВП - вводное повторение (в виде беседы) ИНМ(О) – изучение нового материала (основной объем) как коллективное решение познавательных задач (практикум) с использованием данных из книг, CD-ROM , информационной сети. Результат – осмысление материала и акцентирование способов деятельности, соответствующих минимальному уровню планируемых результатов обучения З(РДЗ) – развивающее дифференцированное закрепление ( главный элемент блока уроков ). Основной состав класса под руководством учителя и отдельные группы учеников решают задачи общего, а затем продвинутого уровня. Каждая задача обсуждается. Деятельность группы оценивается участниками обсуждения. Группы динамичны, их состав определяется результатами мониторинга успешности (срезов). Организационная форма урока – семинар-практикум. Последующие уроки проектируются в зависимости от результатов предыдущего урока. Большие затраты времени - рамки урока раздвигаются до академической пары и более ИНМ(Д) – изучение нового материала (дополнительный объем) ОП – обобщающее повторение (обобщающий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности с акцентом на способах) Кон – итоговый трехуровневый контроль Кор – уроки коррекции

Слайд 5

Учебные задачи При решении задач акцент делается на способах решения , а не на содержании Структура задачи – трехкомпонентная: познавательная задача (содержание – условие и цель – требование) информационная задача (поиск и обработка информации) – ведущий компонент. Предпочтение тем источникам, в которых наиболее четко прослеживается соответствие существующему образовательному стандарту. Компоненты информационной задачи следует предъявлять в явном виде как дополнительный список заданий, направленный на формулирование вывода (выделите ключевые слова для информационного поиска; найдите и соберите необходимую информацию; обсудите и проанализируйте собранную информацию; сделайте выводы; сравните Ваши выводы с выводами известных людей) коммуникационная задача (указания коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей) Знания и умения – результат деятельности по решению задач (т.е. нужны не для закрепления знаний и умений). Среди задач продвинутого уровня - предпочтение – задачам, для которых не существует однозначного решения. «Спорные вопросы науки создают на уроке ситуацию всеобщего незнания, так как пока нет правильного, заранее известного решения < … > Собственное мнение ученика выступает в данном случае как продукт интеллектуальной самостоятельности» (Л.А. Краснова )

Слайд 6

Степень соответствия традиционным задачам ТОГИС базируется на трехуровневом планировании результатов обучения в виде системы задач. Образовательный стандарт заложен в систему задач минимального уровня. Умение решать эти задачи с вероятностью 0,8 – владение материалом на уровне стандарта. В дальнейшем – решение задач общего и продвинутого уровней. Овладение стандартом – вспомогательная цель , база для развития деятельности и обретения ценностей Основные результаты применения ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов Дополнительный результат – умение добывать информацию и свободно с ней работать. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных дискуссий, защиты своей позиции

Слайд 7

Педагогический результат решения учебных задач Решение учебных задач способствует формированию системы ценностных предпочтений (формируется как результат собственной деятельности, размышлений и дискуссий, как плод собственных морально-этических представлений) деятельностных умений , т.е. набора действий при работе с информацией: терминологические изыскания выделение ключевых слов контекстный поиск информации анализ информации формулировка выводов сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой при необходимости – коррекция выводов и выведение следствий из них Итог – решая учебные задачи, учащиеся достигают всех целей, обеспечивающих их вхождение в открытое гражданское общество

Слайд 8

Ресурсное обеспечение Открытый список планируемых результатов обучения – ключ к информационным ресурсам. Ключевые имена, даты, факты – основание для поиска данных. Планируемые результаты обучения должны содержать только самое существенное. Необходимо обеспечить приращение деятельности в результате изучения темы Структура содержания – крупные темы с небольшим числом обязательных для усвоения элементов Система задач – основной принцип отбора задач – их ценность для развития деятельности и обретения культурных ценностей. Система задач – трехуровневая структура. Образовательный стандарт заложен в задачи минимального уровня. Знание содержания материала – побочный продукт работы над задачами. Тексты задач - в виде собственно текстов, аудиозаписи, визуальные образы Ресурсное обеспечение ТОГИС – обязательное наличие печатного пособия и мультимедийного приложения к нему

Слайд 9

Структура учебного пособия ТЕМА (РАЗДЕЛ) Планируемые результаты изучения этого раздела (минимум) Понятия Имена и факты Представления Способ действий Задачи минимального уровня для групповой и индивидуальной работы в классе Задачи общего уровня для групповой и индивидуальной работы Задачи продвинутого уровня Итоговое обсуждение

Слайд 10

Проектно-технологическая деятельность учителя Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник, перечень информационных источников, научные и культурные образцы) Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков

Слайд 11

Литература Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...