Рабочая программа кружка по математике 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5v_kruzhok.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Кировского района городского округа город Уфа РБ
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
протокол № 1 директор МБОУ СОШ№9
от « » августа 2015г. __________________/А.З. Мулюков /
Принято на заседании приказ №_____от____________2015г.
научно-методического совета
протокол №1
от « » августа 2015г.
Рабочая программа
кружка
«Занимательная математика»
для 5в класса
Разработана
Азаровой Ольгой Евгеньевной
учителем математики высшей квалификационной категории
г.Уфа
2015г.
1.Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
Формы работы различны:
- Коллективная работа с теоретическим материалом.
- Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Цели курса:
- Развивать начала математического и логического мышления.
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
- Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
- Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Задачи курса:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
3.Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 102 ч из расчета 1 ч в неделю с 5 по 7 класс.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 часов в неделю, всего 34 часов.
4. Описание ценностных ориентиров в содержании программы:
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизии реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.
5.Содержание программы:
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Данная программа содержит
большое количество задач разного уровня: задач на дроби и проценты, входящих в ОГЭ; нестандартных, логических, комбинаторных задач, требующих определенных подходов ( составление уравнений, принцип Дирихле, графы ).
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
- умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
- умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
- умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
- умением применять теорию в решении задач;
- умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.
5. Содержание учебного курса
Методики и технологии обучения и воспитания:
Основным методом обучения математике данного курса является метод обучения через задачи. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает умственное развитие детей. Перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Материал курса раскрывается через задачи комбинированным путем, т. е.
как конкретно-индуктивным, так и дедуктивным. Задачи подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе решения задач особое внимание отводится их оформлению. Решения задач обсуждаются коллективно, анализируются различные способы решения, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Расположение задач в серии по принципу нарастающей трудности стимулирует развитие самостоятельности учеников.
Наряду с серьезными задачами в программу включены занимательные и задачи олимпиадного характера, позволяющие возбуждать и поддерживать у детей интерес к математике. Одной из форм работы в этом направлении является проведение викторин, решение и составление математических кроссвордов, построение логико – смысловых моделей.
В программе немаловажная роль отводится разноуровневым тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание. Ученик рассматривается не как сосуд, который надо наполнить, а как факел, который надо зажечь.
В соответствии с этим система контроля в форме разноуровневых тестов предусматривает проверку результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
6.Предполагаемые результаты:
Планируемый результат и способы его определения:
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Межпредметные связи:
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.
В результате изучения курса, учащиеся должны:
знать/понимать:
- историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
- понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
- способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
- виды симметрии и ее роль в жизни человека;
уметь:
- использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
- анализировать полученную информацию;
- планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
- выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
- решать комбинаторные задачи;
- выполнять задания на клетчатой бумаге;
- различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
- применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
- измерять высоту окружающих предметов;
- решать геометрические головоломки;
- измерять площадь области, используя различные методы.
7. Целевая реализация настоящей программы.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 5 класса. В 5в классе обучаются дети 10-11лет, которые владеют математикой на разных уровнях.
8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1.дополнительная литература:
1.И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
2. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград
3.«Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград
4.Володкович В.А. Сборник логических задач. – Москва.: «Дом педагогики»,1998.
5.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – Москва: «Просвещение»,1984.
6.Севрюков П.Ф.Подготовка к решению олимпиадных задач по математике.-Москва:»Илекса»,2007.
7.Шевкин А.В. Школьная олимпиада по математике. – Москва: «Русское слово»,2002.
2.Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Online.ya-geniy.ru»
2. Сайт fizmatolimp.ru
3.Сайт «www.pedsovet.ru»;
4.Сайт «nsportal.ru»
5.Сайт window.edu.ru/window
6. Сайт sch58ufa.ru
7. Сайт газеты «Первое сентября»;
8.Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
9. Календарно- тематическое планирование курса:
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
1 | Первые шаги в геометрии. | 1 | 2.09 | Лекция, работа со справочной литературой |
2-3 | Конструирование. | 2 | 9.09 16.09 | Практическая работа, работа в группах. |
4-5 | Геометрические головоломки. | 2 | 23.09 30.09 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
6-9 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 4 | 7.10- 28.10 | Работа в группах. |
10-15 | Решение логических задач. | 6 | 11.11-16.12 | Самостоятельная работа, работа в группах. |
16-19 | Решение комбинаторных задач. | 4 | 23.12- 3.02 | Взаимопроверка, самостоятельная работа. |
20-21 | Задачи со спичками. | 2 | 10.02 17.03 | Практическая работа, работа в группах. |
22-25 | Поиск закономерностей. | 4 | 24.02-16.03 | Самостоятельная работа, тестирование. |
26-28 | Ребусы. | 3 | 23.03- 13.04 | Математический диктант. |
29-31 | Магические квадраты. | 3 | 20.04- 4.05 | Самостоятельная работа. |
32-33 | Творческий проект. | 2 | 11.05-18.05 | Индивидуальное задание, зачёт. |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 25.05 | Тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»
Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Увлекательная математика каждому» 7 класс
Рабочая программа кружка по математике 7 класс...