Рабочая программа кружка по математике 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Азарова Ольга Евгеньевна

программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5v_kruzhok.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Кировского района городского округа город Уфа РБ

Рассмотрено на заседании МО                                            Утверждаю

протокол № 1                                                                 директор МБОУ СОШ№9          

от «      » августа 2015г.                                                 __________________/А.З. Мулюков /                                                                                                                  

Принято на заседании                                                   приказ №_____от____________2015г.

научно-методического совета

протокол №1

от «      » августа 2015г.

           

Рабочая программа

кружка

«Занимательная математика»

для  5в  класса

Разработана

                                                                                Азаровой Ольгой  Евгеньевной

                                                                                         учителем математики   высшей квалификационной категории                                                                                        

г.Уфа

2015г.

1.Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.

 В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится  для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Курс «Занимательная математика»  - это нетрадиционная  форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду  с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Обязательным элементом будет являться  работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

Формы работы различны:

  • Коллективная работа с теоретическим материалом.
  • Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности,  вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.

2.  Общая характеристика учебного предмета:

Цели курса:

  • Развивать начала математического и логического мышления.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
  • Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи  курса: 

 - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

 - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

 - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

 - практика решения олимпиадных заданий.

 3.Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 102 ч из расчета 1 ч в неделю с 5 по 7 класс.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 часов в неделю, всего 34 часов.

4. Описание ценностных ориентиров в содержании программы:

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизии реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

5.Содержание программы:

     В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Данная программа содержит

большое количество задач разного уровня: задач на дроби и проценты, входящих в ОГЭ; нестандартных, логических, комбинаторных задач, требующих определенных подходов ( составление уравнений, принцип Дирихле, графы ).

Данный курс направлен на:

  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  • последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
  • развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий  с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи,  логические задачи, практические геометрические задания.

Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:

  • умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
  • умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
  • умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
  • умением применять теорию в решении задач;
  • умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

      Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.

Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической  работой.

5. Содержание учебного курса

Методики и технологии обучения и воспитания:

      Основным методом обучения математике данного курса является метод обучения через задачи. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает умственное развитие детей. Перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся.

      Материал курса раскрывается через задачи комбинированным путем, т. е.

как конкретно-индуктивным, так и дедуктивным. Задачи подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе решения задач особое внимание отводится их оформлению. Решения задач обсуждаются коллективно, анализируются различные способы решения, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Расположение задач в серии по принципу нарастающей трудности стимулирует развитие самостоятельности учеников.

       Наряду с серьезными задачами в программу включены занимательные и задачи олимпиадного характера, позволяющие возбуждать и поддерживать у детей интерес к математике. Одной из форм работы в этом направлении является проведение викторин, решение и составление математических кроссвордов, построение логико – смысловых моделей.

      В программе немаловажная роль отводится разноуровневым тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание. Ученик рассматривается не как сосуд, который надо наполнить, а как факел, который надо зажечь.

      В соответствии с этим система контроля в форме разноуровневых тестов предусматривает проверку результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

6.Предполагаемые результаты:

Планируемый результат и способы его определения:

   Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

    Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

    Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Межпредметные связи:

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.

В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать:

  • историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
  • понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
  • способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
  • виды симметрии и ее роль в жизни человека;

уметь:

  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
  • анализировать полученную информацию;
  • планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
  • выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
  • решать комбинаторные задачи;
  • выполнять задания на клетчатой бумаге;
  • различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
  • применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
  • измерять высоту  окружающих предметов;
  • решать геометрические головоломки;
  • измерять площадь области, используя различные методы.

7. Целевая реализация настоящей программы.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 5 класса. В 5в  классе обучаются дети 10-11лет, которые владеют математикой  на разных уровнях.

                             

8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

1.дополнительная литература:

1.И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

2. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград

3.«Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград    

4.Володкович В.А. Сборник логических задач. – Москва.: «Дом педагогики»,1998.

5.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – Москва: «Просвещение»,1984.

6.Севрюков П.Ф.Подготовка к решению олимпиадных задач по математике.-Москва:»Илекса»,2007.

7.Шевкин А.В. Школьная олимпиада по математике. – Москва: «Русское слово»,2002.

2.Интернет-ресурсы:

1. Сайт «Online.ya-geniy.ru»

2. Сайт fizmatolimp.ru

3.Сайт «www.pedsovet.ru»;

4.Сайт «nsportal.ru»

5.Сайт window.edu.ru/window

6. Сайт sch58ufa.ru

7. Сайт газеты «Первое сентября»;

8.Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

9. Календарно- тематическое планирование  курса:

Тема

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Первые шаги в геометрии.

1

2.09

Лекция, работа со справочной литературой

2-3

Конструирование.

2

9.09

16.09

Практическая работа, работа в группах.

4-5

Геометрические головоломки.

2

23.09

30.09

Практическая работа, самостоятельная работа.

6-9

Задачи на разрезание и складывание

фигур.

4

7.10-

28.10

Работа в группах.

10-15

Решение логических задач.

6

11.11-16.12

Самостоятельная работа,

работа в группах.

16-19

Решение комбинаторных задач.

4

23.12-

3.02

Взаимопроверка, самостоятельная  работа.

20-21

Задачи со спичками.

2

10.02

17.03

Практическая работа, работа в группах.

22-25

Поиск закономерностей.

4

24.02-16.03

Самостоятельная работа, тестирование.

26-28

Ребусы.

3

23.03-

13.04

Математический диктант.

29-31

Магические квадраты.

3

20.04-

4.05

Самостоятельная работа.

32-33

Творческий проект.

2

11.05-18.05

Индивидуальное задание, зачёт.

34

Итоговое занятие.

1

25.05

Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Рабочая программа  кружка по математике «ЮНЫЙ  МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской       Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....

Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»

Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...

Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики"  108 часов (3 часа в неделю)...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности.  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны...