Игровые технологии на уроках математики
статья на тему

Статья.

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается     живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости  любознательности».  (В.А. Сухомлинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               средняя общеобразовательная школа №648                                                                          Колпинского  района  Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроках математики

Автор статьи: Садикова Нина Алексеевна,                                                             учитель математики высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург                                                                                             2013г.


      «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается     живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости  любознательности».  (В.А. Сухомлинский).

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.   Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса», «технология  лечения», «технология управления». Такое использование термина позволяет сделать следующие выводы: 

  • термин пришел в педагогику из технических наук;
  • технология - способ преобразования чего-либо;
  • технология предусматривает последовательность в действиях.

Под образовательной технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса,   объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников». Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  • научным:  педагогические технологии  -  часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  • процессуально - действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.    

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.                                                                                                                                                                                                                                              

В структуру образовательной  технологии входят:  

  1. концептуальная основа;
  2. содержательная часть обучения:
  • цели обучения - общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;
  1. процессуальная часть – технологический процесс:
  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности школьников;
  • методы и формы работы учителя;
  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

Основными критериями  педагогических технологий являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

При обучении математике наиболее популярны педагогические технологии:

  • на основе гуманизации  и демократизации педагогических отношений;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
  • педагогические технологии на основе методического усовершенствования дидактического реконструирования  учебного материала.        

Составной частью педагогических технологий являются игровые технологии. Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и  включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.                                                

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций и классификации  педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность, у каждого вида игры своя полезность. Наиболее важными функциями игры являются:

  1. функция межнациональной коммуникации,
  2. функция самореализации человека в игре,
  3. диагностическая функция игры,
  4. коммуникативная игра,
  5. игротерапевтическая  функция игры,
  6. функция коррекции в игре,
  7. развлекательная функция игры.

Функция межнациональной коммуникации.                                               

Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,  общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью.                                                   

Функция самореализации человека в игре.                                                             

Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,  конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже  имеющиеся проблемы у человека и моделировать  их снятие.

Коммуникативная игра.                                                                                               

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст  сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимных уступок  никакой игры между ними быть не может.                                                                                                                       

Диагностическая функция игры. 

Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказуемостью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество);  во-вторых, игра сама по себе – это особое  «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры.                                                           

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в учении, в общении с окружающими. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.  

Функция коррекции в игре.                                                       

Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.                                                                    

Развлекательная функция игры.

Развлечение – это влечение к разнообразной деятельности.  Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии,  выводящей на развлекательность.                                                                                

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста,  умеренность в использовании игр на уроках.                                                        

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, удовлетворяющей возрастные потребности  учеников. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще в древности. Широкое применение игра находит и в образовательном процессе. В современной  школе игровая  деятельность используется в следующих случаях:                                                                                                                      

  • в качестве самостоятельных технологий  для освоения понятия, темы  и даже раздела учебного предмета;                                                                                
  • как элемента более обширной  технологии;                                                            
  • в качестве урока или его части  (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);                                                                                          
  • как технологии  внеклассной работы (игры типа «Зарница»,  «Орленок).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.  В отличие от игр вообще                                                педагогическая игра обладает существенным признаком - четко    поставленной  целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. При проведении уроков в форме различных педагогических игр используют активные и интерактивные методы обучения.                                                                         

В структуру игры как  деятельности входит: планирование, реализация цели,  анализ результатов. Основными взаимосвязанными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат.                                                                  

В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющимися, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое  употребление предметов (замещение реальных вещей  условными), реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.                                                                              

Игровые  технологии  занимают важное место в образовательном  процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд функций:                                                                                                                  

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;                  

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;                                                

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.              

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекателъными  возможностями.  Являясь развлечением, отдыхом, игра способна  перерасти  в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.                                                                      

Педагогические игры   классифицируют:                                                                      

1. По  характеру педагогического процесса:                                                        

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;                  

б) познавательные, воспитательные, развивающие;                                            

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;                                                  

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.                          

2. По характеру игровой методики:                                                                        

а) предметные, сюжетные;                                                                                      

б) ролевые, деловые, имитационные;                                                                    

в) игры - драматизации ,инсценировки,                                                                                                              

г) игры – исследования, открытия и др.                                                                  

3. По организационным формам:                                                    

а) индивидуальные,

б) парные,

в) групповые, коллективные.                                        

4.По игровой среде:                                                                                                

а) игры с предметами и без предметов;                                                                        

б) с различными средствами передвижения;                                                        

в) компьютерные и с ТСО;                                                                                      

г) настольные,  комнатные,  уличные, на местности.                                                

5. По продолжительности:                                                                                      

а) короткие игры, используемые для развития интереса к учебной    деятельности и решения отдельных конкретных задач;                                      

б) игровые оболочки: продолжительные по времени игровые формы организации учебной деятельности ,ограниченные рамками одного или нескольких уроков, к ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы - игры;                                                                                                                          

в) длительные развивающие игры, рассчитанные на различные временные промежутки.                                                                                                              

6. С готовыми  «жесткими» правилами и  «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.                                                      

7. Игры, сочетающие свободную игровую организацию деятельности и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.        

8. По предметной области:                                                                                    

а) математические, физические, экологические;

б) музыкальные, театральные, литературные;

в) трудовые, технические;

г) физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические;

д) народные, обществоведческие, управленческие, экономические.

Виды уроков с использованием игровых технологий:                                          

  1. имитационные, деловые, ролевые, комплексные игры;                                
  2.  организация учебного процесса с использованием    игровых заданий:  урок - соревнование, урок - путешествие, урок – КВН, пресс- конференция,  аукцион, урок - спектакль;                                                            
  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;                                      
  4. использование игры на определённом этапе урока;                                        
  5. различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, диспуты,   олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.                                                                                                              

Уроки с  игровыми заданиями:

  • урок – путешествие,
  • урок - мастерская,
  • урок  - соревнование,
  • урок – КВН,
  • урок – конференция,
  • урок - аукцион, урок – спектакль и др.                                                                                              

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока:

1) на организационном этапе;                                                                                    

2) на этапе проверки домашнего задания;                                                                

3) на этапе усвоения новых знаний и способов действий;                                      

4) на этапе первичной проверки понимания изученного;                                        

5) на этапе закрепления новых знаний и способов действий;                                  

6) на этапе обобщения систематизации знаний;                                                      

7) на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий;                    

8) на этапе коррекции знаний и способов действий;                                                

9) на этапе информации о домашнем задании.                                                     

На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.  Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы,  значения   для  развития  обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес   для педагогов.  Не раз возникала попытка научной классификации игры  и  определение ее одним исчерпывающим понятием. Но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим  путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность  психологическими и социальными факторами.  Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъективной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.


Литература

  •  Селевко Г.К,  Современные образовательные технологии,

        М.Народное образование, 1998г.

  •  Гузеев В.В, Образовательная технология: от приема до  философии, М. Сентябрь, 1996г.
  •  Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики,  М. Просвещение, 2002г.
  •  Барышникова Н.В, Игровые технологии на уроках

        Волгоград: Учитель, 2007г.

  • Коваленко В.Г, Дидактические игры на уроках математики М.Просвещение, 1990г.
  • http://www.kgau.ru
  • http://www.google.ru/
  • http://nsportal.ru
  • http://www.mami.ru
  • http://charko.narod.ru
  • http://cito-web.yspu.org
  • http://psylist.net
  • http://thl.narod.ru/
  • http://www.moluch.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...