Игровые технологии на уроках математики
статья на тему
Статья.
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности». (В.А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx | 44.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №648 Колпинского района Санкт-Петербурга
Игровые технологии на уроках математики
Автор статьи: Садикова Нина Алексеевна, учитель математики высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург 2013г.
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности». (В.А. Сухомлинский).
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса», «технология лечения», «технология управления». Такое использование термина позволяет сделать следующие выводы:
- термин пришел в педагогику из технических наук;
- технология - способ преобразования чего-либо;
- технология предусматривает последовательность в действиях.
Под образовательной технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников». Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально - действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В структуру образовательной технологии входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
- процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Основными критериями педагогических технологий являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
При обучении математике наиболее популярны педагогические технологии:
- на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- педагогические технологии на основе методического усовершенствования дидактического реконструирования учебного материала.
Составной частью педагогических технологий являются игровые технологии. Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность, у каждого вида игры своя полезность. Наиболее важными функциями игры являются:
- функция межнациональной коммуникации,
- функция самореализации человека в игре,
- диагностическая функция игры,
- коммуникативная игра,
- игротерапевтическая функция игры,
- функция коррекции в игре,
- развлекательная функция игры.
Функция межнациональной коммуникации.
Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью.
Функция самореализации человека в игре.
Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра.
Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимных уступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры.
Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказуемостью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры.
Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в учении, в общении с окружающими. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Функция коррекции в игре.
Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры.
Развлечение – это влечение к разнообразной деятельности. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроках.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, удовлетворяющей возрастные потребности учеников. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще в древности. Широкое применение игра находит и в образовательном процессе. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемента более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. При проведении уроков в форме различных педагогических игр используют активные и интерактивные методы обучения.
В структуру игры как деятельности входит: планирование, реализация цели, анализ результатов. Основными взаимосвязанными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющимися, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов (замещение реальных вещей условными), реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекателъными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Педагогические игры классифицируют:
1. По характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
2. По характеру игровой методики:
а) предметные, сюжетные;
б) ролевые, деловые, имитационные;
в) игры - драматизации ,инсценировки,
г) игры – исследования, открытия и др.
3. По организационным формам:
а) индивидуальные,
б) парные,
в) групповые, коллективные.
4.По игровой среде:
а) игры с предметами и без предметов;
б) с различными средствами передвижения;
в) компьютерные и с ТСО;
г) настольные, комнатные, уличные, на местности.
5. По продолжительности:
а) короткие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач;
б) игровые оболочки: продолжительные по времени игровые формы организации учебной деятельности ,ограниченные рамками одного или нескольких уроков, к ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы - игры;
в) длительные развивающие игры, рассчитанные на различные временные промежутки.
6. С готовыми «жесткими» правилами и «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
7. Игры, сочетающие свободную игровую организацию деятельности и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
8. По предметной области:
а) математические, физические, экологические;
б) музыкальные, театральные, литературные;
в) трудовые, технические;
г) физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические;
д) народные, обществоведческие, управленческие, экономические.
Виды уроков с использованием игровых технологий:
- имитационные, деловые, ролевые, комплексные игры;
- организация учебного процесса с использованием игровых заданий: урок - соревнование, урок - путешествие, урок – КВН, пресс- конференция, аукцион, урок - спектакль;
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
- использование игры на определённом этапе урока;
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, диспуты, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.
Уроки с игровыми заданиями:
- урок – путешествие,
- урок - мастерская,
- урок - соревнование,
- урок – КВН,
- урок – конференция,
- урок - аукцион, урок – спектакль и др.
Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока:
1) на организационном этапе;
2) на этапе проверки домашнего задания;
3) на этапе усвоения новых знаний и способов действий;
4) на этапе первичной проверки понимания изученного;
5) на этапе закрепления новых знаний и способов действий;
6) на этапе обобщения систематизации знаний;
7) на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий;
8) на этапе коррекции знаний и способов действий;
9) на этапе информации о домашнем задании.
На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее одним исчерпывающим понятием. Но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъективной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
Литература
- Селевко Г.К, Современные образовательные технологии,
М.Народное образование, 1998г.
- Гузеев В.В, Образовательная технология: от приема до философии, М. Сентябрь, 1996г.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики, М. Просвещение, 2002г.
- Барышникова Н.В, Игровые технологии на уроках
Волгоград: Учитель, 2007г.
- Коваленко В.Г, Дидактические игры на уроках математики М.Просвещение, 1990г.
- http://www.kgau.ru
- http://www.google.ru/
- http://nsportal.ru
- http://www.mami.ru
- http://charko.narod.ru
- http://cito-web.yspu.org
- http://psylist.net
- http://thl.narod.ru/
- http://www.moluch.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровые технологии на уроках математики
о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...
Использование игровых технологий на уроках математики
Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....
Игровые технологии на уроках математики
Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...
Игровые технологии на уроках математики
Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках математики"...
Статья "Игровые технологии на уроках математики"
В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...