Как реализовать индивидуальный подход в обучениии
статья по теме
Рассмотрены способы индивидуализации обучения, даны практические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические рекомендации | 75.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Как реализовать индивидуальный подход в обучении?
Деление на «сильных» и «слабых» очень условно. Эпштейн, Эдисон, русские выдающиеся математики Остроградский и Лужин в годы обучения числились в отстающих.
Моя первая задача, когда получаю новый класс — выявить потенциальные способности учеников. Это можно сделать на основе математических задач, не прибегая к
специальному тестированию. Однако, по тем или иным причинам, у детей могут быль
пробелы в знаниях, которые не позволяли им «блеснуть». И тут на помощь приходят
всевозможные задания на сообразительность, логические задачи. Не стоит жалеть на них
времени, особенно в 5, 6, 7 классах. Кроме того, развиваются способности учащихся и
увлечение математикой.
В дальнейшем способные или заинтересованные ученики всегда остаются в поле зрения.
В расчете на них строится внеклассная работа ( в 5-7 классах — математический кружок, в
8 — 11 классах — факультатив ). По мере необходимости оказывается психологическая
поддержка, если угасает интерес к предмету, важно создавать для них «ситуации успеха».
Дидактика Я.Коменского, прекрасно работающая в условиях тоталитарного общества,
плохо вписывается в современные условия. На данном этапе делаются попытки учесть
изменившиеся обстоятельства, накапливается опьп, на основе которого в будущем
возникнут новые направления и произойдет бурное развитие педагогики как науки. Одна
из таких попыток — индивидуализация обучения.
Стиль обучения для каждого ребенка оригинален. Поняв этот стиль, можно помочь ему лучше учиться, используя его сильные стороны. Собственный стиль учителя тоже влияет на обучение. Определяется стиль обучения, в основном, типом восприятия. Их три.
1. Аудиторный (слуховой ) тип:
- любят общаться, много разговаривают;
- музыкальны;
- в чтении предпочитают истории с диалогами;
проговаривают вслух решение задачи, или шевелят губами, пытаясь что-то
запомнить;
- не терпят тишину во время занятий;
- лучше успевают по гуманитарным предметам, чем по точным.
Учителя с аудиторным типом восприятия (а их большинство) воспитывают
учеников, втолковывая, что они сделали неправильно, и как нужно поступать в
следующий раз;
- много поощряют, хвалят, объясняют;
во время семинаров и педсоветов любят вполголоса комментировать
выступающих.
2. Зрительный тип:
- наблюдательны;
- любят смотреть телевизор, читать;
- при запоминании закрывают глаза;
не могут долго слушать, не имея перед собой зрительной информации
отключаются;
- легко выполняют задания по написанной инструкции или схеме.
Учителя со зрительным типом восприятия встречаются реже, как правило,
преподают точные науки ( воспитывают взглядом ).
3. Кинестетический тип:
- активны, энергичны, не могут долго сидеть на месте;
- учатся на своих ошибках;
- свой внешний вид безразличен;
- увлекаются спортом;
- почти не реагируют на устные замечания
Учителя с кинестетическим типом встречаются редко, в основном, учителя физкультуры.
Вероятно, вы определили свой тип восприятия и поняли, какие ученики чаще всего оказываются у вас «за бортом».
Конечно, в условиях обычной массовой школы работать с каждым учеником по индивидуальной схеме невозможно. Но кое-что все-таки удается. Во-первых, это работа с заинтересованными родителями. К сожалению, рассчитывать на поддержку всех родителей не приходится. Остается сочетать на уроке различные приемы обучения.
Для учеников аудиторного типа эффективны:
- вопрос — ответ;
- лучше усваивают материал, обсуждая его, пересказывая своими словами;
- хорошо воспринимают информацию, положив ее на мелодию;
- особенно откликаются на хорошие слова.
Ученикам зрительного типа следует
- показать, как делается, а не рассказать;
- нужна тишина;
- для них лучше прочитать, чем услышать;
- забывают так же быстро, как и запоминают — важна запись;
- использовать графики, схемы, таблицы;
- выделять важную информацию с помощью цвета;
- составлять письменный план перед выполнением задания.
Для учеников кинестетического типа эффективны:
- эксперименты, практические работы, игры;
- работа у доски;
- учебные карточки;
- использование моделей;
- метод проб и ошибок;
- если надо запомнить большой объем информации, поможет песня в стиле рэп.
Высказав желание обучаться по тому или иному направлению, ученик готов к повышенным требованиям в выбранной области. Если нет четкой мотивации, обучение превращается в муку для учителя и ученика.
Применение дифференцированных заданий — важный аспект индивидуализации обучения ( учащиеся сами выбирают уровень трудности ). В 5-7 классах, например, ученикам нравиться выполнение заданий, оформленных в виде полосы препятствий.
Способы индивидуализировать обучение:
1. Опираться на поддержку родителей.
2. Сочетать на уроке различные приемы, эффективные для того или другого типа
восприятия.
3. Выявлять потенциал способных учеников и психологически их поддерживать.
4. Проводить внеклассную работу ( кружки, факультативы, олимпиады ).
5. Применять дифференцированные задания и модульные уроки.
Самое главное — эмоциональная поддержка каждого учащегося. В любом возрасте искреннее одобрение — как «глоток свежего воздуха». Для «зрителей» - выражением лица, улыбкой, для «слушателей» - словами, тоном голоса, для «кинестетиков» - -доброжелательным прикосновением. Если опираться на положительные стороны каждого ребенка, обучение будет успешным для всех.
В математике необходима зачетная система обучения, когда любой ученик обязан сдать пропущенную или неусвоенную тему. хотя бы на уровне обязательных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании
Выступление на педсовете....
Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе
Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке в начальных классах....
Индивидуальный подход в обучении русскому языку
Для педагога индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогической работы, который должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, позволять видеть одновременно весь класс и отдель...
Индивидуальный подход в обучении русскому языку
Для педагога индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогической работы, который должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, позволять видеть одновременно весь класс и отдель...
Индивидуальный подход в обучении иностранному языку
Как осуществлять индивидуальный подход при обучении иностранному языку...
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения
Преимущество создания индивидуальной траектории образования состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика....