Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения
методическая разработка
Преимущество создания индивидуальной траектории образования состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения
Махмутова Зухра Кальмухаметовна,
Заведующая кафедрой технических наук
МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»,
руководитель школы ГМО учителей г. Тобольска,
учитель информатики
Среди современных концепций обучения детей с признаками одаренности наиболее известна концепция Джозефа Рензулли. Поведение одаренного человека отражает взаимодействие трех качеств: общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу, креативность, умение нестандартно мыслить. Хотя одаренность и связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять со степенью развития одной или нескольких способностей. Недопустимо рассматривать интеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей, эмоциональной включенности, способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявление и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизиологических сфер человека: познавательной и личностной сферы. Следовательно, чтобы составить индивидуальную траекторию развития учащегося с признаками одаренности необходимо учитывать не только особенности интеллектуальной сферы, но и личностные качества учащегося. Каждый обучающийся неповторим. Он может иметь высокий уровень умственного интеллекта, но заниженную самооценку, быть очень критичным к себе. Индивидуальная траектория развития должна быть сбалансирована, построена таким образом, чтобы способствовать всестороннему развитию ученика с признаками одаренности, предусматривать развитие всех психофизиологических сфер развития, отвечать потребностям ученика, способствовать реализации его творческого потенциала. Для этого мы использовали методику «интеллектуальный портрет» (А.И.Савенков)
Параметры, по которым проводилась диагностика, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. В познавательной сфере: Оригинальность мышления, гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, классификация и категоризация, высокая концентрация внимания, память извлечь нужную информацию. В сфере личностного развития: увлеченность содержанием задачи, уровень мотивации, перфекционизм, социальная автономность, лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор.
Рассматривая общий интеллектуальный портрет 11а,11б классов, можно количественно определить степень выраженности отдельных качеств в познавательной сфере. Мы видим, что в 11а классе хорошо выражено преимущественное развитие памяти, высокой концентрации внимания, гибкость мышления. В 11б доминируют развитие гибкости мышления, продуктивность то есть возможность генерировать идеи, умение классификации и категоризации, т. е умение структурировать информацию. Все эти соответствующие доминирующие качества в классах объяснимы и соответствуют профильности класса. Эти портреты подтверждают правильность программы обучения, мы создаем образовательную среду, она и формируют профильность каждого класса
В сфере личностного развития доминируют у 11а юмор и широта интересов, что соответствует гуманитарному классу. В11б увлеченность содержанием задач, социальная автономность, лидерство, соревновательность. Сфера личностного развития более ровно развита во всех двух классах, это объяснимо, воспитательный уклад у нас одинаков, все ученики гармонично развиваются.
Проанализировав обе гистограммы, можно определить средние показатели в познавательной сфере, и в сфере личностного развития по параллели. Соотнести с этими показателями данные всех учащихся, выявить учащихся с наиболее выраженными признаками одаренности.
Далее были составлены интеллектуальные портреты учеников с признаками одаренности Мои задачи при сравнении портретов: использовать данные интеллектуального портрета для прогнозирования успешности того или иного ребенка, скорректировать работу по формированию творческих умений, познавательных и личностных качеств, при оформлении неподготовленной речи, использовать результаты диагностики для построения индивидуальной траектории развития.
Для построения индивидуальных образовательных траекторий мы сочли необходимым изучить сформированность ЗУН у учеников с признаками одаренности. Для изучения выносились общеучебные умения, специальные учебные и творческие умения.
Далее, изучив интеллектуальные возможности учеников с признаками одаренности, проведя мониторинг (ЗУН, творческих умений), совместно с учеником выстраиваем собственную траекторию усвоения учебной дисциплины, развития творческих умений.
При составлении индивидуальной программы, учитывалось следующее:
Содержание преподавания. Корректирование тематического планирования с учетом требований к учебной программе и включающее задания, по развитию сложных творческих умений.
Использование инновационных технологий: технологии развивающего обучения, технологии дифференцированного обучения, проблемный метод, метод обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, проектный метод с мультимедийной поддержкой.
Внеурочная деятельность по предмету.
В урочной и внеурочной деятельности активно использую ЦОР для организации обучения и развития учеников, именно ЦОР позволяют создать условия для максимальной реализации творческого потенциала. В преподавания информатики использование ЦОР открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. В сфере организации самостоятельной творческой работы учащихся ЦОР играют серьезную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе. Прежде всего, они становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности. Электронные презентации реализуют творческий потенциал детей, активизируют их познавательную активность, ориентируют в современных проблемах науки, культуры, социальной жизни. Уроки с мультимедийной презентацией способствуют развитию сложных творческих умение, необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации, сайта можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, ресурсы Интернет.
Преимущество создания индивидуальной траектории образования состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может выбрать один из подходов; образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное или выборочное, или расширенное усвоение темы. Начинать следует с первоначальных несложных образовательных объектов. Затем, осознавая созданные им свои знания и способы познания, ученик фиксирует их в виде личного образовательного продукта, тем самым он развивает свои познавательные личностные способности. Затем личный опыт сопоставляется с общим образовательным продуктом. Личный образовательный потенциал ученика реализуется через выявление и развитие его индивидуальных способностей. Движение ученика по траектории можно проследить и скорректировать при помощи таблиц успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения
В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....
Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения
Несколько лет работаем по индивидуальным планам в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать в 10 - 11 классе на профиль...
Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании
Выступление на педсовете....
Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)
ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...
Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К
Аннотация: В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...