«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
статья по теме
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abrosimova_e.a._doklad_sovr_probl_prof_obr.docx | 29.32 КБ |
Современные проблемы профессионального образования | 155.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ПСХТ
Доклад на тему:
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
Выполнила:
преподаватель
математики
Абросимова Е.А.
с. Починки, 2014 г.
Сегодня много говорят о качестве профессионального образования. О каком качестве, спрошу Вас, вообще может идти речь, если студенты практически не хотят учиться? Уместно вспомнить пословицу: «Научить нельзя – научится можно». Можно сколько угодно контролировать, так называемые, «знания», с помощью тестов, контрольных и курсовых, которые благополучно скачиваются из Интернета, можно пытаться достичь идеальных показателей на экзаменах, заставив вызубрить наизусть теоретические определения…, но если человек не понимает сути явления, не имеет практических навыков работы по выбранному профилю, можно со всей ответственностью сказать, что специалистом его назвать нельзя.
Весьма уместно здесь вспомнить иронию, позвучавшую в одной из телевизионных передач, посвящённых малому бизнесу - «Шесть принципов маркетинга Филиппа Котлера…, и почему они не работают в России». Не все те, даже самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются внедрять в нашу экономическую действительность, соответствуют российской ментальности. Всё это относится и к системе отечественного образования. Однако, некоторые методологии, именно методологии, например, тренинги и деловые игры, использование мультимедийных средств обучения, безусловно, очень способствуют повышению качества профессионального образования всех уровней. И тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими дисциплинах, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения именно практических профессиональных навыков.
Попытки Министерства образования повысить качество обучения за счёт снижения количества училищ, техникумов, вузов не обоснованы. И, к сожалению, не действенны. Преподаватели не должны страдать из-за нерадивости студентов. Наличие диплома государственного образца не гарантирует качества образования ни в одном образовательном учреждении! Более того, подобная практика губительна в рыночных условиях для качества образования. Государственная аккредитация также не даёт ощутимых улучшений в этом направлении. Не могут чиновники от образования судить о его качестве по сданным или не сданным тестам или экзаменам! Судить о качестве образования могут только работодатели! - Те, к кому на предприятия сегодня приходят молодые специалисты. Поэтому весьма актуальным мне кажется сегодня привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной практики, а на весь период обучения. Чтобы учебный процесс был интегрирован каким-то образом в производственный.
Перейдя на систему платного образования, многие образовательные учреждения забыли не только о качестве, но и о собственном имидже. Почему-то у нас бытует мнение, что если студент оплатил обучение, то он едва ли не хозяин в образовательном учреждении, а потому должен получить диплом в любом случае. Зарубежный опыт платного обучения предусматривает не только штрафные санкции за некачественную и безответственную учёбу студентами, но и не выдачу дипломов, если студент не проходит аттестационные испытания с соответствующим уровнем знаний. Практика не предусматривает отчисление из образовательного учреждения, а возвращает неуспевающего студента на предыдущий курс до тех пор, пока он не будет хорошо подготовлен и не сдаст квалификационные требования. Этот опыт уже используется многими коммерческими образовательными учреждениями, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует в виду имеющихся ограничений Министерства образования. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов помогает образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».
Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие в системе начального профессионального образования, как никто другой знаем, как трудно начитать работу с первокурсниками , у которых отсутствует мотивация к изучению наших предметов, ведь многие пришли к нам не только для того, чтобы получить рабочую профессию, а чаще всего с целью "убежать от ЕГЭ". Справедливы слова замечательного педагога В.А.Каревой, сказанные ею на лекции: "Хоть пой, хоть пляши перед учеником, делай все, что хочешь, но не жди положительных результатов, если он не работает сам". В то же самое время мы просим переиздать учебники с учетом современных требований. Нам нужно развивать мотивацию к обучению у наших подопечных, ведь в будущем высококвалифицированный рабочий должен будет заимствовать передовой опыт, учиться и доучиваться, заниматься самообразованием, чтобы не отстать и не потерять квалификацию. Сегодня наша задача - развивать профессиональные и универсальные компетенции нашего ученика, готовить его к тому, чтобы самообразование и самообучение сопровождали его всю жизнь.
Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы образования, её переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.
Спасибо за внимание!
ГБОУ СПО ПСХТ
Доклад на тему:
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
Выполнила:
преподаватель
математики
Абросимова Е.А.
с. Починки, 2014 г.
Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране и нашей области все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.
ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Поэтому весьма актуальным, мне кажется, сегодня привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной практики, а на весь период обучения. Чтобы учебный процесс был интегрирован каким-то образом в производственный.
«В целом, по региону имеет место тенденция приближения структуры и объема подготовки кадров в системе профессионального образования к структуре научно-промышленного комплекса и социальной сферы.
Созданию системы профессионального образования, ориентированной и быстро реагирующей на запросы рынка труда, способствует областная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы». Ее основная цель – обеспечить устойчивую работу организаций путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением и развитием кадрового потенциала области.
Для координации взаимодействия организаций и учреждений профобразования Нижегородской области, согласованности действий на рынке труда органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, повышения эффективности использования сети учреждений профессионального образования в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики создан координационный совет при губернаторе. В него входят руководители министерств и ведомств, органов местного самоуправления районов и городов области, представители ассоциаций промышленников и предпринимателей и учреждений профессионального образования.»
– Какие требования предъявляют работодатели Нижегородской области к учреждениям профессионального образования и их выпускникам?
– Главная претензия работодателей сегодня – это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Она может проявляться по-разному: как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к поведению в бизнес-среде. В качестве мер для выхода из такой ситуации большинство работодателей видит, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, дополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства.
Таким образом, можно отметить ряд основных проблем, сформулированных работодателями.
- В быстроразвивающихся отраслях с большим количеством хозяйствующих субъектов (IТ, строительство, торговля, риэлторские услуги) спрос на выпускников велик, однако небольшие компании не могут позволить себе тесно сотрудничать с учебными заведениями и готовить для себя кадры. Эти отрасли нуждаются в медиаторе, который сможет сформулировать общие требования к подготовке выпускников и установить взаимодействие с профильными образовательными учреждениями.
- Для отраслей, находящихся в состоянии стагнации или неустойчивого роста (химия, приборостроение, многие секторы машиностроения), характерен умеренный спрос на выпускников. Взаимодействие с учебными заведениями у большинства работодателей из этих отраслей сводится к приему студентов на практику. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, плохо представляют себе современные требования к выпускникам и общую потребность рынка в специалистах, которых готовят. Поэтому многие вчерашние студенты вынуждены перепрофилироваться, работать по другим специальностям.
- Проблемы преподавательского корпуса – в недостатке современных практических знаний и опыта, слабом притоке молодых кадров, оторванности преподавания от современного бизнеса, недостатке обмена между преподавателями и научным сообществом. «Продвинутые» работодатели направляют своих специалистов в качестве преподавателей в учебные заведения, обучают преподавателей у себя, организуют им специальные стажировки.
- Серьезные различия в качестве подготовки специалистов по одним и тем же специальностям в разных образовательных учреждениях. Это значит, что, наряду с актуализацией образовательных стандартов, требуется ужесточение внешнего контроля за качеством подготовки выпускников в учреждениях профессионального образования.
- Отсутствие ориентиров по количеству и структуре требующихся кадров. Попытки учреждений профессионального образования самостоятельно прогнозировать потребность в специалистах и подстраивать под них свои планы приводят к сильным диспропорциям на рынке труда. Для надежного прогнозирования требуются совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы профессионального образования.
(Из интервью с В.П..Шанцевым)
Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.
Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется деятельность преподавателя (преподавание) и студента (учение). Следовательно, учебный процесс – это взаимодействие преподавателя и студента, их сотрудничество. Сотрудничество стоит рассматривать как соучастие, взаимодействие, партнерство, т.е. – в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
Возможность такого сотрудничества может обеспечить связь обучения с жизнью и витагенным (жизненным) опытом.
Результаты анкетирования показали, что особое место среди источников витагенной информации современного студента занимает всемирная сеть Интернет. А такие источники витагенной информации как средства массовой информации, литература, произведения искусства; социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс вне сети Интернет постепенно отходят на второй план для студентов этих учебных заведений.
Опрос показал, что 83% опрошенных студентов всем видам источников получения витагенной информации предпочитают всемирную сеть Интернет. Нам нужно развивать мотивацию к обучению у наших подопечных, поэтому необходимость применения новых информационных технологий при обучении продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности общей подготовки будущих специалистов, а использование сети Интернет как источник витагенной информации в обучения можно взять за основу.
Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие в системе начального профессионального образования, как никто другой знаем, как трудно начитать работу с первокурсниками , у которых отсутствует мотивация к изучению наших предметов, ведь многие пришли к нам не только для того, чтобы получить рабочую профессию, а чаще всего с целью "убежать от ЕГЭ". Справедливы слова замечательного педагога В.А.Каревой, сказанные ею на лекции:"Хоть пой, хоть пляши перед учеником, делай все, что хочешь, но не жди положительных результатов, если он не работает сам".
При каких условиях процесс формирования профессиональных и универсальных компетенций становится гармоничным и эффективным? Только при условии, если в нем полноценно реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, с учетом особенностей обучения и воспитания в системе профессионального образования. Почему считается, что наши учащиеся будут менее успешны, чем выпускники других учебных заведений? Новый подход к оценке деятельности педагога доказывает, что эффективность обучения не измеряется только знаниевыми критериями(что знает и с какими задачами справляется), но и показателями здоровья, воспитанности, будущего трудоустройства, востребованности на рынке труда, степень квалификации и др. Многие проблемы профессионального обучения, в частности, проблемы повышения эффективности обучения еще требуют разрешения. Так одна из проблем - это проблема оснащения кабинетов современным оборудованием, проблема преодоления лоскутности, мозаичности знаний и представлений, не позволяющая нашим учащимся сформировать единую картину мира и др. Мы молоды, мы хотим работать по-новому. У нас все получится.
Литература
1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
2.Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. М., 1983, с.106
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
4.Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ПСХТ
Доклад на тему:
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
Выполнила:
преподаватель
математики
Абросимова Е.А.
с. Починки, 2014 г.
Сегодня много говорят о качестве профессионального образования. О каком качестве, спрошу Вас, вообще может идти речь, если студенты практически не хотят учиться? Уместно вспомнить пословицу: «Научить нельзя – научится можно». Можно сколько угодно контролировать, так называемые, «знания», с помощью тестов, контрольных и курсовых, которые благополучно скачиваются из Интернета, можно пытаться достичь идеальных показателей на экзаменах, заставив вызубрить наизусть теоретические определения…, но если человек не понимает сути явления, не имеет практических навыков работы по выбранному профилю, можно со всей ответственностью сказать, что специалистом его назвать нельзя.
Весьма уместно здесь вспомнить иронию, позвучавшую в одной из телевизионных передач, посвящённых малому бизнесу - «Шесть принципов маркетинга Филиппа Котлера…, и почему они не работают в России». Не все те, даже самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются внедрять в нашу экономическую действительность, соответствуют российской ментальности. Всё это относится и к системе отечественного образования. Однако, некоторые методологии, именно методологии, например, тренинги и деловые игры, использование мультимедийных средств обучения, безусловно, очень способствуют повышению качества профессионального образования всех уровней. И тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими дисциплинах, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения именно практических профессиональных навыков.
Попытки Министерства образования повысить качество обучения за счёт снижения количества училищ, техникумов, вузов не обоснованы. И, к сожалению, не действенны. Преподаватели не должны страдать из-за нерадивости студентов. Наличие диплома государственного образца не гарантирует качества образования ни в одном образовательном учреждении! Более того, подобная практика губительна в рыночных условиях для качества образования. Государственная аккредитация также не даёт ощутимых улучшений в этом направлении. Не могут чиновники от образования судить о его качестве по сданным или не сданным тестам или экзаменам! Судить о качестве образования могут только работодатели! - Те, к кому на предприятия сегодня приходят молодые специалисты. Поэтому весьма актуальным мне кажется сегодня привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной практики, а на весь период обучения. Чтобы учебный процесс был интегрирован каким-то образом в производственный.
Перейдя на систему платного образования, многие образовательные учреждения забыли не только о качестве, но и о собственном имидже. Почему-то у нас бытует мнение, что если студент оплатил обучение, то он едва ли не хозяин в образовательном учреждении, а потому должен получить диплом в любом случае. Зарубежный опыт платного обучения предусматривает не только штрафные санкции за некачественную и безответственную учёбу студентами, но и не выдачу дипломов, если студент не проходит аттестационные испытания с соответствующим уровнем знаний. Практика не предусматривает отчисление из образовательного учреждения, а возвращает неуспевающего студента на предыдущий курс до тех пор, пока он не будет хорошо подготовлен и не сдаст квалификационные требования. Этот опыт уже используется многими коммерческими образовательными учреждениями, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует в виду имеющихся ограничений Министерства образования. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов помогает образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».
Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие в системе начального профессионального образования, как никто другой знаем, как трудно начитать работу с первокурсниками , у которых отсутствует мотивация к изучению наших предметов, ведь многие пришли к нам не только для того, чтобы получить рабочую профессию, а чаще всего с целью "убежать от ЕГЭ". Справедливы слова замечательного педагога В.А.Каревой, сказанные ею на лекции: "Хоть пой, хоть пляши перед учеником, делай все, что хочешь, но не жди положительных результатов, если он не работает сам". В то же самое время мы просим переиздать учебники с учетом современных требований. Нам нужно развивать мотивацию к обучению у наших подопечных, ведь в будущем высококвалифицированный рабочий должен будет заимствовать передовой опыт, учиться и доучиваться, заниматься самообразованием, чтобы не отстать и не потерять квалификацию. Сегодня наша задача - развивать профессиональные и универсальные компетенции нашего ученика, готовить его к тому, чтобы самообразование и самообучение сопровождали его всю жизнь.
Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы образования, её переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.
Спасибо за внимание!
ГБОУ СПО ПСХТ
Доклад на тему:
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
Выполнила:
преподаватель
математики
Абросимова Е.А.
с. Починки, 2014 г.
Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране и нашей области все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.
ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Поэтому весьма актуальным, мне кажется, сегодня привлечение к образовательному процессу руководителей профильных предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной практики, а на весь период обучения. Чтобы учебный процесс был интегрирован каким-то образом в производственный.
«В целом, по региону имеет место тенденция приближения структуры и объема подготовки кадров в системе профессионального образования к структуре научно-промышленного комплекса и социальной сферы.
Созданию системы профессионального образования, ориентированной и быстро реагирующей на запросы рынка труда, способствует областная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы». Ее основная цель – обеспечить устойчивую работу организаций путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением и развитием кадрового потенциала области.
Для координации взаимодействия организаций и учреждений профобразования Нижегородской области, согласованности действий на рынке труда органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, повышения эффективности использования сети учреждений профессионального образования в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики создан координационный совет при губернаторе. В него входят руководители министерств и ведомств, органов местного самоуправления районов и городов области, представители ассоциаций промышленников и предпринимателей и учреждений профессионального образования.»
– Какие требования предъявляют работодатели Нижегородской области к учреждениям профессионального образования и их выпускникам?
– Главная претензия работодателей сегодня – это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Она может проявляться по-разному: как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к поведению в бизнес-среде. В качестве мер для выхода из такой ситуации большинство работодателей видит, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, дополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства.
Таким образом, можно отметить ряд основных проблем, сформулированных работодателями.
- В быстроразвивающихся отраслях с большим количеством хозяйствующих субъектов (IТ, строительство, торговля, риэлторские услуги) спрос на выпускников велик, однако небольшие компании не могут позволить себе тесно сотрудничать с учебными заведениями и готовить для себя кадры. Эти отрасли нуждаются в медиаторе, который сможет сформулировать общие требования к подготовке выпускников и установить взаимодействие с профильными образовательными учреждениями.
- Для отраслей, находящихся в состоянии стагнации или неустойчивого роста (химия, приборостроение, многие секторы машиностроения), характерен умеренный спрос на выпускников. Взаимодействие с учебными заведениями у большинства работодателей из этих отраслей сводится к приему студентов на практику. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, плохо представляют себе современные требования к выпускникам и общую потребность рынка в специалистах, которых готовят. Поэтому многие вчерашние студенты вынуждены перепрофилироваться, работать по другим специальностям.
- Проблемы преподавательского корпуса – в недостатке современных практических знаний и опыта, слабом притоке молодых кадров, оторванности преподавания от современного бизнеса, недостатке обмена между преподавателями и научным сообществом. «Продвинутые» работодатели направляют своих специалистов в качестве преподавателей в учебные заведения, обучают преподавателей у себя, организуют им специальные стажировки.
- Серьезные различия в качестве подготовки специалистов по одним и тем же специальностям в разных образовательных учреждениях. Это значит, что, наряду с актуализацией образовательных стандартов, требуется ужесточение внешнего контроля за качеством подготовки выпускников в учреждениях профессионального образования.
- Отсутствие ориентиров по количеству и структуре требующихся кадров. Попытки учреждений профессионального образования самостоятельно прогнозировать потребность в специалистах и подстраивать под них свои планы приводят к сильным диспропорциям на рынке труда. Для надежного прогнозирования требуются совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы профессионального образования.
(Из интервью с В.П..Шанцевым)
Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.
Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется деятельность преподавателя (преподавание) и студента (учение). Следовательно, учебный процесс – это взаимодействие преподавателя и студента, их сотрудничество. Сотрудничество стоит рассматривать как соучастие, взаимодействие, партнерство, т.е. – в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
Возможность такого сотрудничества может обеспечить связь обучения с жизнью и витагенным (жизненным) опытом.
Результаты анкетирования показали, что особое место среди источников витагенной информации современного студента занимает всемирная сеть Интернет. А такие источники витагенной информации как средства массовой информации, литература, произведения искусства; социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс вне сети Интернет постепенно отходят на второй план для студентов этих учебных заведений.
Опрос показал, что 83% опрошенных студентов всем видам источников получения витагенной информации предпочитают всемирную сеть Интернет. Нам нужно развивать мотивацию к обучению у наших подопечных, поэтому необходимость применения новых информационных технологий при обучении продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности общей подготовки будущих специалистов, а использование сети Интернет как источник витагенной информации в обучения можно взять за основу.
Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие в системе начального профессионального образования, как никто другой знаем, как трудно начитать работу с первокурсниками , у которых отсутствует мотивация к изучению наших предметов, ведь многие пришли к нам не только для того, чтобы получить рабочую профессию, а чаще всего с целью "убежать от ЕГЭ". Справедливы слова замечательного педагога В.А.Каревой, сказанные ею на лекции:"Хоть пой, хоть пляши перед учеником, делай все, что хочешь, но не жди положительных результатов, если он не работает сам".
При каких условиях процесс формирования профессиональных и универсальных компетенций становится гармоничным и эффективным? Только при условии, если в нем полноценно реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, с учетом особенностей обучения и воспитания в системе профессионального образования. Почему считается, что наши учащиеся будут менее успешны, чем выпускники других учебных заведений? Новый подход к оценке деятельности педагога доказывает, что эффективность обучения не измеряется только знаниевыми критериями(что знает и с какими задачами справляется), но и показателями здоровья, воспитанности, будущего трудоустройства, востребованности на рынке труда, степень квалификации и др. Многие проблемы профессионального обучения, в частности, проблемы повышения эффективности обучения еще требуют разрешения. Так одна из проблем - это проблема оснащения кабинетов современным оборудованием, проблема преодоления лоскутности, мозаичности знаний и представлений, не позволяющая нашим учащимся сформировать единую картину мира и др. Мы молоды, мы хотим работать по-новому. У нас все получится.
Список литературы
1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
2.Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. М., 1983, с.106
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
4.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы инклюзивного образования.
Актуальность. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не с...
Распространение и обобщение опыта работы для воспитателей и комендантов студенческих общежитий профессиональных образовательных учреждений Нижегородской области в рамках курсов « Актуальные проблемы воспитания учащейся и студенческой молодёжи»
Цель: познакомить слушателей с методами работы воспитателей в студенческом общежитии ГБОУ СПО "Арзамасский коммерческо-технический техникум"...
Проблема вырубки лесов в Нижегородской области
В данной презентации раскрывается суть проблемы бырубки лесов в Нижегородской области и приводится вариант решения этой проблемы....
Современный проблемы гуманитарного образования
Интеграция учебных предметов гуманитарного цикла способствует формированию ключевых навыков и умений, выработке ценностей обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителей-предмет...
2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, п. Селенгинск
2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, ...
Современные проблемы технологического образования школьников
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергет...
Современные проблемы инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей,...