Выступление на педсовете "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании"
статья на тему
Результат проектной работы творческих групп воспитателей на заданную тему. Презентация к выступлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.32 КБ |
![]() | 183.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
сл 1
Творческими группами воспитателей проведена проектная работа по теме "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании".
---------------------------------------------------------------------------------------
Суть разработанной академиком О С Газманом в 90-х годах концепции педагогической поддержки детей в образовании состоит в том, чтобы помочь воспитаннику преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
--------------------------------------------------------------------------------------
сл 2
В рамках этого проекта воспитателям было предложено:
1) рассмотреть методы педагогической защиты, поддержки и
2) найти способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации.
-------------------------------------------------------------------------------------
сл 2
Методы педагогической защиты воспитатель использует в своей работе, когда воспитанник не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться.
сл 2
Они подразделяются на три большие группы:
- Методы защиты от окружающей среды
- Методы педагогической защиты от людей
- Методы педагогической защиты ребенка от самого себя
Исходя из нашей ситуации, о которой будет сказано ниже, нами были рассмотрены два последних метода.
------------------------------------------------------------------------------------
Методы педагогической поддержки используются воспитателем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры (предупреждающие, предохранительные действия), помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
сл 2
Они следующие:
- Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости
- Методы поддержки физического здоровья ребенка
- Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- Методы педагогической поддержки развития способностей.
- Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Исходя из нашей ситуации нами были рассмотрены три первых метода.
----------------------------------------------------------------------------------
сл 3
Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации рассматривались творческими группами воспитателей прямые и
превентивные.
------------------------------------------------------------------------------------
сл 4
Ситуация, предложенная для рассмотрения, такова:
"Младших воспитанников обижают, унижают, дразнят старшие по возрасту дети".
Возникающие в связи с этим проблемы: возможный травматизм как физический, так и психический. Самовольные уходы потерпевших.
-------------------------------------------------------------------------------------
В ходе проектной работы были рассмотрены методы педагогической защиты, поддержки и было принято решение:
чтобы справиться с проблемами, которые могут возникнуть в ходе данной возможной ситуации целесообразно использовать
сл 5
- такие методы педагогической защиты:
- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
- метод “параллельного действия” (например, использование совета семьи в разрешении конфликта);
- метод “правила и закона” (актуализация позиции воспитанников к проблеме жизнедеятельности в семейном коллективе в соответствии с законами как средствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
- метод “торможения” (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
- метод “мажора” (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей)
- метод “угашения переживаний” (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
- метод “прямого действия” (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя) и др.
сл 6
- и такие методы педагогической поддержки
1) Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
сл 6
2) Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
- метод “устранения плохих привычек”;
- метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
- метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
сл 6
3) Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод “оптимального режима жизни”;
- метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работая над заданным проектом, творческие группы были также нацелены и на поиск способов решения проблемы, выхода из трудной ситуации.
В итоге определилось следующее: предложены возможные
сл 7
- прямые способы:
- прекращение насмешек со стороны детей,
- прекращение драки
- прекращение издевательств
- беседа с воспитанником,
- беседа с ребятами в семье в отсутствии воспитанника
- беседа с воспитанником с целью снятия эмоционального напряжения
- семейное собрание
- анализ конфликтных ситуаций
- индивидуальная встреча с участниками драк
сл 8
- превентивные способы:
- Поиск адекватного занятия для воспитанника, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по достоинству (участие в праздниках, КТД).
- Привлечение к делам в семье для раскрытия творческого потенциала воспитанника.
- Обращение к ребятам в семье за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родственниками. Консультации врачей.
- Тренинг общения, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи. Подтверждение уникальности ребенка.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возвращаясь к теме проектной работы необходимо сделать вывод:
сл 9
реализация концепции педагогики поддержки возможна в том случае, если основу профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
1) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
3) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
4) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
5) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу");
6) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
рассмотреть методы методы педагогической защиты педагогической поддержки Методы защиты от окружающей среды Методы педагогической защиты от людей Методы педагогической защиты ребенка от самого себя Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости Методы поддержки физического здоровья ребенка Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка: Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Методы педагогической поддержки развития способностей. Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности 2) найти способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации.
Прямые Превентивные
Ситуация, предложенная для рассмотрения, такова: "Младших воспитанников обижают, унижают, дразнят старшие по возрасту дети" . Возникающие в связи с этим проблемы: возможный травматизм как физический, так и психический. Самовольные уходы потерпевших.
методы педагогической защиты: ме тод открытого вмешательства в конфликт метод беседы метод “параллельного действия” метод “правила и закона” метод “торможения” метод “мажора” метод “ угашения переживаний” метод “прямого действия”
методы педагогической поддержки 1) Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости , положительного эмоционального настроя, веры в свои силы 2) Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка 3) Методы поддержки физического здоровья ребенка
прямые способы: прекращение насмешек со стороны детей, прекращение драки прекращение издевательств беседа с воспитанником, беседа с ребятами в семье в отсутствии воспитанника беседа с воспитанником с целью снятия эмоционального напряжения семейное собрание анализ конфликтных ситуаций индивидуальная встреча с участниками драк
превентивные способы: Поиск адекватного занятия для воспитанника, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по достоинству (участие в праздниках, КТД). Привлечение к делам в семье для раскрытия творческого потенциала воспитанника. Обращение к ребятам в семье за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родственниками. Консультации врачей. Тренинг общения, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи. Подтверждение уникальности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28999.jpg)
Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-469056-1408458676.jpg)
Преемственность в обучении как основа педагогической поддержки ребёнка в современном образовании
Мною разработана программа " Преемственность обучения и воспитания", которая помогает преодалеть трудности ребёнку, их родителям и учителям....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-39938-1549571584.jpg)
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании...
Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»
Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-984685-1512996529.jpg)
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
Выступление на МО воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366894-1637912680.jpg)
Выступление на районном методическом объединении в рамках методической недели "Современным детям - современное образование!"
Презентация выступления демонстрирует обобщение методического и практического опыта применения в образовательном процесе современных образовательных технологий и приемов, позволяющих осуществить иннов...