Одаренность ребенка
статья на тему
В статье предложены формы и методы работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_rebenka.murzina_e.a.odt | 812.29 КБ |
rabota_s_odarennymi_detmi.murzina_e.a.pptx | 375.7 КБ |
lichnostnostnyy_podhod.murzina_e.a.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность ребенка
Выявление и поддержка талантливых детей- одно из основных направлений развития общего образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа». Учеными давно установлено, что каждый ребенок владеет множеством способностей, хранящихся в нем в виде задатков. В связи с этим возникает необходимость раскрыть эти способности как можно более в раннем возрасте, используя для этого разные формы и приемы работы, направленные на создание для ребенка ситуации успеха для реализации своих способностей.
- Одарённые дети, или вундеркинды (от нем.Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны общеобразовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста;
- Одаренными и талантливыми учащимися являются те,
которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей;
- Одаренные дети – дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями;
- Одаренность –системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Признаки одаренности:
- -наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- природно обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;
- интуитивность;
- познавательный интерес, информационная эрудиция;
-высокий уровень интеллектуального развития;
-нестандартность мышления;
- диалектическое мировоззрение;
- оригинальность в решении обучающе-познавательных
вопросов;
-инициативность;
-целенаправленность в выборе видов деятельности;
-неординарность подходов;
-интенсивность умственного труда;
-высокий уровень сознательности и культуры;
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии,
самоанализа и самоконтроля.
Виды одаренности
- По степени сформированности:
а) актуальная одаренность;
б) потенциальная одаренность; - По форме проявления:
а) скрытая одаренность;
б) явная одаренность; - По возрастному развитию:
а) ранняя одаренность;
б) поздняя одаренность;
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач.
Формы и методы работы с одарёнными детьми начальной школы.
Основное направление начальной школы в работе с одаренными-выявление способностей ребёнка :
- - тестирование с привлечением психологов с целью выявления
умственных способностей интеллекта;
- - наблюдение за детьми;
-беседы с родителями, воспитателями д/с;
- диагностика;
- использование специальных развивающих программ;
-ориентирование программ на более сложное содержание, направленное на увеличение объёма знаний и развитие умственных операций;
-проведение предметных недель;
- проведение школьных Предметных олимпиад, участие в городских конкурсах и олимпиадах.
Формы и методы работы с одарёнными детьми средней школы.
Основное направление средней школы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся :
- - проведение целенаправленных диагностик, наблюдений за детьми, проявившими высокую результативность в начальной школе;
- использование технологий, направленных на развитие творческих, индивидуальных, коммуникативных способностей ребенка;
- поуровневая дифференциация учащихся;
формирования надпредметных навыков;
- - проведение тематических предметных декад;
-проведение недели науки;
-участие в городских, региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-сотрудничество со школой Космонавтики г.Железногорска; с заочной естественно-научной КГУ;
-вовлечение детей в общественную жизнь школы, города, края через школьный парламент, д/о СМиД;
-организация работы научного общества «Импульс»;
-привлечение социума.
Формы и методы работы с одарёнными детьми старшей школы.
Основное направление в.работе старшей школы — углубление знаний учащегося в соответствии с его творческими способностями и профессиональной направленностью
- -создание разноуровневых и профильных классов;
-анкетирование по профессиональной направленности;
- корректировка образовательных программ, постепенный переход на предметно-урочную систему;
- работа клуба «Импульс»;
- участие в конференциях, марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
-привлечение детей к процессу соуправления;
-реализация стратегии ускорения;
-создание мобильных групп одарённых учащихся для выполнения творческих работ, организации проектной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия для раскрытия личностного потенциала учащихся Разработка и реализация программы «Одаренность ребенка» Психолого - педагогическое сопровождение одаренных и способных учащихся; Использование новых образовательных технологий; Обеспечение условий для участия школьников в различных конкурсах , олимпиадах и конференциях; Создание базы данных «Одаренные дети»; Повышение квалификации педагогов через курсы ПК, семинары, методические совещания с целью методического поиска, творчества при работе с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми начальной школы. Основное направление начальной школы в работе с одаренными детьми - выявление способностей ребёнка : тестирование с привлечением психолога с целью выявления умственных способностей интеллекта; наблюдение за детьми ; беседы с родителями, воспитателями д /с ; диагностика; использование специальных развивающих программ ; ориентирование программ на более сложное содержание, направленное на увеличение объёма знаний и развитие умственных операций; проведение предметных недель; проведение школьных предметных олимпиад, участие в городских, краевых, международных конкурсах и олимпиадах.
Формы и методы работы с одарёнными детьми средней школы . Основное направление средней школы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся : проведение целенаправленных диагностик, наблюдений за детьми , проявившими высокую результативность в начальной школе ; использование технологий, направленных на развитие творческих, индивидуальных, коммуникативных способностей ребенка; поуровневая дифференциация учащихся; проведение тематических предметных декад ; участие в городских, региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; сотрудничество со школой Космонавтики г.Железногорска; вовлечение детей в общественную жизнь школы, города, края через д /о СМиД ; организация работы научного общества учащихся «Импульс»; привлечение социума.
Формы и методы работы с одарёнными детьми старшей школы . Основное направление в работе старшей школы — углубление знаний учащегося в соответствии с его творческими способностями и профессиональной направленностью: - анкетирование по профессиональной направленности; - корректировка образовательных программ; -участие в конференциях, марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; - привлечение детей к процессу соуправления ; - создание мобильных групп одарённых учащихся для выполнения творческих работ, организации проектной деятельности.
Результативность работы школы в конкурсах и соревнованиях
Результаты работы НОУ «Импульс» Кол-во призовых мест(городская НПК «Старт в науку» 2011-2012 уч.год 2012-2013 уч.год 2013-2014 уч.год 1 место 2 2 место 1 2 3 место 3
Предварительный просмотр:
Личностный подход к учащимся на уроках математики как условие гуманизации образования.
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является личностно- ориентированное обучение.
Ведущая педагогическая идея:
Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей. Методика оценивания и самооценивания достижений учащихся в контексте личностно-ориентированного подхода нацелена на формирование у обучающихся способности адекватно оценивать свои возможности и достижения, навыка самомониторинга, представления о таком процессе деятельности, который может привести к успешному результату. Эта методика способствует поиску и формированию личной шкалы ценностей и внутренней программы действий, побуждает учащихся к развитию заинтересованности и потребности в самоизменении. Методика связана с понятием рефлексии в педагогической науке, она эффективна для формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности и жизненно важных компетентностей. Эта методика открывает возможности для подрастающего поколения работать со своими недостатками и проблемами в развитии. Развитие системы оценивания и самооценивания на основе личностно-ориентированного подхода прошло путь от применения метода портфолио и ведения дневников личных достижений до внедрения рейтинговой системы. Критерии рейтинговой системы в определённой степени соответствуют ключевым компетенциям. Результаты учебной деятельности в рейтинге определяются не оценками по предметам, а отношением к процессу обучения. Старательность, систематическая работа, стремление узнавать больше, чем предлагает школьная программа, активная внеурочная деятельность по предмету играют в рейтинге большую роль, чем порой результат. В средней школе в связи с необходимостью профессионального самоопределения рейтинговая система пополнилась по желанию учащихся новыми критериями: «профессиональное самоопределение» и «коммуникативные компетенции». Рейтинговая система оценивания служит определённым стимулом для личностного роста и помогает решать проблему мотивации к учению. Рейтинговая система оценивания существует параллельно с традиционной. Результаты рейтинга постоянно обсуждаются на классных часах и родительских собраниях. Ожидаемые результаты: успешная самореализация выпускника.
Цель современного образования — развить базовые способности личности, помочь формированию ключевых образовательных компетенций, заинтересовать учащихся в саморазвитии.
Приложение № 1. Критерии рейтинга
Ключевые образовательные компетенции | Критерии рейтинговой системы |
Ценностно-смысловая компетенция | «участие в научных мероприятиях» |
Общекультурная компетенция | «прочитанные книги», «доброе дело» |
Учебно-познавательная компетенция | «отношение к учёбе», «участие в олимпиадах» |
Информационная компетенция | «участие в олимпиадах», «участие в научных мероприятиях» |
Коммуникативная компетенция | «участие в жизни класса и школы, в том числе социально-значимая деятельность», «доброе дело», «поручение» |
Социально-трудовая компетенция | «участие в жизни класса и школы, в том числе социально-значимая деятельность», «доброе дело», «поручение» |
Компетенция личностного самосовершенствования | все критерии рейтинга |
Метод личностно-ориентированного обучения | Педагогические проблемы, решаемые с помощью данного метода |
Метод портфолио | Формирование навыков рефлексии |
Ведение дневников достижений | Самоопределение + выработка программы внутренних действий + самооценка собственного познавательного и творческого труда |
Рейтинговая система | Самоопределение + выработка программы внутренних действий + самооценка собственного познавательного и творческого потенциала |
Литература:
Газета «Математика», приложение к 1 сентября.
«Нетрадиционные формы работы с родителями», Т. А. Фалькович и другие. Изд. « Знание», М. 2005 год;
«Мастерская учителя», сборник статей - общие методики. Изд. «5 за знания », М. 2005 год;
«Нестандартные формы внеклассной работы в 7-11 классах», изд. «Учитель - АСТ», Волгоград, 2006 год.
«Информатика и информационно – коммуникационные технологии: элективные курсы в предпрофильной подготовке», сборник планов и программ. Изд. «Просвещение», М. 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
«Одаренному ребенку – одаренный педагог».
Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...
Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...