Приемы коррекционной работы при нарушении чтения
методическая разработка по теме

Данный материал дает пошаговые конкретные рекомендации при предотвращении дисклексии у младших школьников, имеющих отклонение в речевом развитии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения Подготовила Бобрикова Инна Алексеевна

Слайд 2

Приём - особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия, комплекс действий

Слайд 3

Чтение включает в себя: Технические навыки Процесс понимая смысла читаемого

Слайд 4

Направления Развитие фонематической стороны речи Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов Совершенствование лексико - грамматического строя речи Формирование понимания прочитанного Автоматизация навыка слогослияния

Слайд 5

Общепринятые приемы обследования всех сторон речи А.Н. Корнев «Тест оперативных единиц чтения»

Слайд 6

Разделы коррекционной работы Дифференциация гласных и согласных звуков Работа со слоговыми таблицами Чтение слов Работа с текстом

Слайд 7

Дифференциация гласных и согласных звуков Образование слога закрепление понятия « гласные и согласные звуки и буквы » - их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы

Слайд 8

1. Таблица 2. Стихотворная форма: а) Если гласный говорят - Нет во рту у нас преград. А если согласный сказать надо Во рту возникает преграда . б) Кто тайну звуков знает, Тот любое слово напишет И прочитает.

Слайд 9

Соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве 1. ат от ут ыт ят ёт ют ит 2. та то ту тэ тя тё тю те Работа со слоговыми таблицами

Слайд 10

Слоги со стечением согласных рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры Работа со слоговыми таблицами

Слайд 11

На занятии в случайном порядке называются слоги таблицы и детям предлагается отыскать соответствующий слог и прочитать его . При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы , так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком . Работа со слоговыми таблицами

Слайд 12

мы от до сю ик ну ве ах уф ёш ро ба лё га зя эс согласный - гласный пот сыр кав лый дол жив рук чан вон тёс зил шин риж дей под так согласный – гласный - согласный согласный – согласный – гласный / гласный - согласный бра ичер арс для сту пре чту евн кча шки явн вре гти язг трю овт Приемы работы со слоговыми таблицами по книге А.Н. Корнева

Слайд 13

Иное использование таблиц Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова , состоящие из слогов , входящие в таблицу В процессе работы логопед по очереди называет слова , а учащиеся отыскивают слоги в таблице , из которых состоит это слово Можно предложить детям маркировку слова определённым цветом

Слайд 14

буквы слоны курица магазин морозы собака сапоги вилка крысы саночки круги дворы брюки ландышы бук ка дво сло ма ба ки мо лан ги ноч ца сы зин со вил ку кры ри са ды вы кру брю ги ны ры зи са ка зы ки по га ро ши

Слайд 15

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Слайд 16

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова; дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.; дети читают хором.

Слайд 17

Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.) ŸПрочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя. ŸПрочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо. ŸНайди в списке слово, произнесённое взрослым. ŸНайди в списке слово, изображённое на картинке. Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Слайд 18

Работа с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием, например: Гора, горка, горушка, гористый, пригорок Горе, горько, горевать, горюшко, горемычный, пригорюнился Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Слайд 19

Работа с текстом упражнение « Горки » – чтение словосочетаний и предложений , составленных из букв разной высоты . Детям предлагается прочитать вторую половинку слова , а затем всё слово полностью . Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком , его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов . После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного . Ребёнок снова прочитывает обязательно от начала до конца , ища при этом ответ на поставленный вопрос .

Слайд 20

Работа с текстом



Предварительный просмотр:

Приемы коррекционной работы при нарушении чтения

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

№1 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

В своем выступлении, посвященном приемам коррекционной работы при нарушенях чтения я собрала и обобщила то, что, надеюсь, будет полезным тем или иным образом для каждого из нас, то, что было результативным в моей практике.

№2 Выбрав тему, я задумалась над тем, что лежит в основе понятия «прием». Прием это особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия или комплекс действий следующий в определенном порядке.

№3 Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Поэтому правильно подобранные приемы могут гарантировать хороший результат.

№4 Мы знаем, что коррекционная работа по исправлению нарушений чтения проводится на логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1.Развитие фонематической стороны речи.

2.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Автоматизация навыка слогслияния.

4.Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

5.Формирование понимания прочитанного.

Важно понять, на каком этапе владения чтением находится каждый ребенок, т.к. на каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

№5 Немаловажную роль в правильной организации и проведении коррекционной работы играет грамотная и своевременная диагностика. Наряду с общепринятыми приёмами обследования всех сторон речи можно использовать, к примеру, методику предложенную А.Н.Корневым и его «Тест оперативных единиц чтения», то есть того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении и узнать насколько навык чтения автоматизирован.

Определив, на каком этапе находится большинство учеников группы, мы составляем программу коррекционного воздействия.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогслияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. Поэтому для того чтобы более предметно рассмотреть этот вопрос, давайте выделим несколько разделов :

№6 1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.Работа со слоговыми таблицами.

3.Чтение слов.

4.Работа с текстом.

№7 

1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

Включает в себя в первую очередь образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результату обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и буквы» так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы. №8 Для этого мы используем общепринятую таблицу для разделения на гласные и согласные звуки, а так же лучшего запоминания детьми можно использовать стихотворную форму

Если гласный говорят -

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв., то есть образовании слога.

Кто тайну звуков знает,

Тот любое слово напишет

И прочитает

№9

2. Работа со слоговыми таблицами.

Зачастую мы сталкиваемся с тем, что ребенок при изучении определенной буквы путает ее с другой. Если это гласные, то гласные первого и второго ряда, если согласные, то очень часто парные и слияние слогов получается неверным. В таких случаях полезно применять задание типа «соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве, ставя изучаемую букву в разные позиции, сопровождая словесной инструкцией например: ат от ут ыт - ят ёт ют «Читай плавно, определи последний звук в каждом слоге»; та то ту и т.д. тя тё тю – «Прочитай слоги. Где согласные звучат твердо? а где мягко? Что повлияло на смягчение согласных? Распредели слоги в два столбика»

№10 Большую трудность у ребенка вызывают слоги со стечением согласных, поэтому изучая новую букву, используя слоговые таблицы, нужно ставить ее в разные позиции идя от простых к сложным с раннее изученными буквами. Например, Р: рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры. Сопровождая инструкцией: читай слоги в строчках четко, размеренно, без остановок.

По мере большего изучения количества букв и развития навыка чтения инструкцию меняем: читай слоги четко, быстро, без ошибок. тат тот тут, тят тёт тют Эти и другие приемы в системе даны в книге Узоровой и Нефедовой «Быстрое обучение чтению»

№11 Работу со слоговыми таблицами когда большинство букв изучено можно организовать по-другому. Приёмы работы с ними подробно описаны в книге А.Н.Корнева «Нарушение чтения и письма»

На занятии логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком.

№12 Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесённые взрослым или учеником. Причём слоги перечисляют с определённым интервалом (2-3 секунды) после окончания игры проверяются результаты, кто из детей нашёл слоги.

сг-гс

мы

от

до

сю

ик

ну

ве

ах

уф

ёш

ро

ба

лё

га

зя

эс

сгс

пот

сыр

кав

лый

дол

жив

рук

чан

вон

тёс

зил

шин

риж

дей

под

так

ссг- гсс

бра

ичр

арс

для

сту

пре

чту

евн

кча

шки

явн

вре

гти

язг

трю

овт

 

Используя данные таблицы, дети получают и выполняют и другие задания логопеда:

ŸПрочитайте слоги, которые начинаются с гласной буквы. С согласной буквы.

ŸНайти и прочитать слоги. В которых есть мягкий согласный.

ŸПрочитать слог, в котором есть заданная буква, например «а» или «и».

ŸПрочитать 1, 2, 5 строчку или столбик.

ŸНайти, прочитать заданный слог или слово и придумать с ним слово и т.д.

Чтение слоговых таблиц можно осуществлять по-разному, например

- в горизонтальном направлении.

- в вертикальном направлении.

- по спирали.

№13 Работая со слоговыми таблицами можно использовать другие приемы. Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящие в таблицу. В процессе работы логопед по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают слоги в таблице, из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определённым цветом, например слоги слова «коза» закрасить красным цветом, «лужа» – зелёным и т.д. №14 Позднее слова из правого столбика читает кто-нибудь из детей, а другие отыскивают их в таблице. На последующих занятиях можно предложить детям из слогов, закрашенных одинаковым цветом, составить слова при закрытом правом столбике слов.

бук

ка

дво

сло

ма

ба

ки

мо

лан

ги

ноч

ца

сы

зин

со

вил

ку

кры

ри

са

ды

вы

кру

брю

ги

ны

ры

зи

са

ка

зы

ки

по

га

ро

ши

 

буквы                        слоны

курица                      магазин

зима                          морозы

собака                      сапоги

вилка                        крысы

саночки                    круги

дворы                       брюки

ландыши

№15 

3. Чтение слов.

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

В данном разделе я хочу рассказать о приемах предлагаемых  Г.Г.Мисаренко в «Дидактическом материале для развития техники чтения в начальной школе». Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп по мере их усложнения.

В конце каждой группы расположены словосочетания и предложения соответствующего уровня. На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столбиков слов. Оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний, постепенно от занятия к занятию время чтения слов уменьшается, а словосочетаний увеличивается. Затем словосочетания заменяются предложениями. Автор предлагает разнообразные приемы.

№16 а)        ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б)        ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каж¬

дый — по 3 слова;

в)        дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг

другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;

г)        дети читают хором;

№17 Необходимо также уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях. Они вводятся постепенно. С учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.

Чтобы выяснить на сколько хорошо ребенок ориентируется в прочитанном материале можно использовать приемы, позволяющие сформулировать правильные ответы используя наглядную опору.

Примерные вопросы и задания:

Ÿ        Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.)

Ÿ        Прочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.

Ÿ        Прочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо.

Ÿ        Найди в списке слово. Произнесённое взрослым

Ÿ        Найди в списке слово, изображённое на картинке.

Ÿ№18        Чтение однокоренных слов даёт возможность детям не только совершенствовать навык чтения. Но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия можно предложить детям не просто прочитать заданный столбик слов, в которых выделен корень. Но и поработать с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием, например:

Гора, горка, горушка, гористый, пригорок.

Горе, горько, горевать, горюшко, горемычный, пригорюнился.

Детям предлагаются карточки со словами, их необходимо разложить в два столбика по смыслу.

№19

4. Работа с текстом

Можно использовать упражнение «Горки» – чтение словосочетаний и предложений, составленных из букв разной высоты. Интересный приём чтения второй половинки слова. Детям предлагается прочитать вторую половинку слова, а затем всё слово полностью.

При чтении абзаца общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться, что это единственный и правильный ответ.

№20-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у ...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

игровые приемы коррекционной работы по автоматизации звуков

В данной работе представлен материал, который поможет значительно  облегчить работу по автоматизации звуков у детей....

«Основные методы и приемы коррекционной работы с детьми-дизартриками»

Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.1.      Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.2.      Основные этапы исправле...