Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности
материал на тему

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с природой; • формирование экологической культуры обучающихся; • воспитание бережного и ответственного отношения к природе. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий. В настоящее время проблема формирования экологической компетентности обучающихся, продиктованная необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, ставит учителя перед необходимостью реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической компетентности учащихся. Решение глобальных экологических проблем, которые существуют в наше время, определяется экологической культурой и экологической компетентностью граждан. Компетентностный подход указывает, что экологическая компетенция – одна из особенностей экологичной личности. Вместе с экологической культурой, категория экологической деятельности считается основополагающей, которая связана с экологическим мировоззрением, экологическим мышлением и экологическими ценностями. В масштабах онтологического подхода определяется значение базисных понятий компетентностного подхода в экологическом образовании: • «учиться знать» - познавать окружающую среду (составление экологических познаний и умений); • «учиться делать» — творение собственных креативных продуктов, создание учебных проектов в области экологии; • «учиться жить» — охрана среды обитания; • «учиться быть» — определение жизненного маршрута, самореализация в ходе экологической работы. Как считает Д.С. Ермаков, «экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности». Составными элементами экологической компетенции являются: • здоровьесбережение - следование нормам ЗОЖ; • ценностно-смысловые ориентации – ценностные элементы жизни, экологические ценности; • интеграция - экологический подход как основа целостной идеологии современника; • гражданственность - следование правам и обязанностям в рамках охраны окружающей среды; • ответственность, долг; • самостоятельное развитие, рефлексия - определение цели существования, воспитание профессиональных эко-ориентаций, овладение экологической культурой; • социальные согласованности - социальное взаимодействие, сотрудничество в ходе решения экологических задач; • деятельность - определение и поиск решения экологических проблем, экологические изыскания, создание и исполнение экологических проектов (разработка плана, создание проекта, модели, прогноза, применение ИКТ . • Участники: Анфилатов Олег, 8Г (сертификат участника), Барновский Павел, 8Г (сертификат участника), Тумакова Ксения, 10А (диплом победителя II степени) • Развитие экологической компетентности осуществляется при помощи творческой деятельности 7.Участие в областном семинаре «Совершенствование содержания дополнительных общеобразовательных программ эколого-биологической направленности». Семинар проводился в г. Мурманске на базе МОЦДОД «Лапландия». Цель семинара- повышение профессиональной компетенции педагогических работников образовательных организаций Мурманской области. 8.Проведение Всероссийского урока-приключения «В диких условиях» (урок с элементами профориентации и экологического образования); (участники- учащиеся 11 классов: Чохели Максим, Гейд Сергей, Сидлецкая Марина, Гусев Роман, Мазур Александр. Диплом победителей получили: Сидлецкая Марина, Чохели Максим, Мазур Александр). 9. Проведение Всероссийского экологического урока «Хранители воды» (урок с элементами профориентации и экологического образования); участники: учащиеся 8А класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему:

«Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

                                                                       Выполнила:

учитель биологии, Е.Н. Гуликова

г. Североморск

2014-2015 г.г.

Цель – развитие экологического мышления обучающихся.

Задачи:

  •  формирование  познавательного интереса к природе родного края;
  • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с природой;
  • формирование экологической культуры обучающихся;
  • воспитание бережного и ответственного отношения к природе.

Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

В настоящее время проблема формирования экологической компетентности обучающихся, продиктованная необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, ставит учителя перед необходимостью реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической компетентности учащихся.

Решение глобальных экологических проблем, которые существуют в наше время, определяется  экологической культурой и экологической компетентностью граждан.

Компетентностный подход указывает, что экологическая компетенция – одна из особенностей экологичной личности. Вместе с экологической культурой, категория экологической деятельности считается основополагающей, которая связана с экологическим мировоззрением, экологическим мышлением и экологическими ценностями.

В масштабах онтологического подхода определяется значение базисных понятий компетентностного подхода в экологическом образовании:
• «учиться знать» - познавать окружающую среду (составление экологических познаний и умений);
• «учиться делать» — творение собственных креативных продуктов, создание учебных проектов в области экологии;
• «учиться жить» — охрана среды обитания;
• «учиться быть» — определение жизненного маршрута, самореализация в ходе экологической работы.

Как считает Д.С. Ермаков, «экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности».

Составными элементами экологической компетенции являются:

  • здоровьесбережение - следование нормам ЗОЖ;
  • ценностно-смысловые ориентации – ценностные элементы жизни, экологические ценности;
  • интеграция - экологический подход как основа целостной идеологии современника;
  • гражданственность - следование правам и обязанностям в рамках охраны окружающей среды;
  • ответственность, долг;
  • самостоятельное развитие, рефлексия - определение цели существования, воспитание профессиональных эко-ориентаций, овладение экологической культурой;
  • социальные согласованности -  социальное взаимодействие, сотрудничество в ходе решения экологических задач;
  • деятельность - определение и поиск решения экологических проблем, экологические изыскания, создание и исполнение экологических проектов (разработка плана, создание проекта, модели, прогноза, применение ИКТ . 

Реализация методической темы

1. Подготовка обучающихся 8 классов к участию в областной дистанционной викторине, посвящённой Дню экологических знаний (Жарова Александра, Шевченко Алексей).

2.Подготовка обучающихся к участию в школьном и муниципальном этапах  олимпиады по биологии и экологии:

  • Победители школьного этапа олимпиады по биологии: ученики 8 класса: Прохорова В., Подгорная С., Дубов Д.; победители школьного этапа олимпиады по экологии: Ярёменко Н. (призёр муниципального этапа олимпиады по экологии), Малышко А., Русиновская Я., Гейдт С., Сейитмедова А., Шейкина Д.

3. Подготовка обучающихся к участию в региональном этапе олимпиады по экологии: Ярёменко Н. (написание исследовательской работы «Исследование микроэкологических условий школьного помещения» для участия в региональном этапе олимпиады по экологии )

4.Участие во Всероссийском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Урок 2020». Номинация – Основное общее образование

  • Диплом призёра
  • На конкурс была представлена разработка урока «Витамины- источник здоровья» (используются технологии критического мышления; проблемное обучение; развитие экологической компетентности обучающихся достигается при помощи применения на уроке элементов практической работы)

5.Подготовка обучающихся  к участию во Всероссийской предметной олимпиаде по биологии «Волшебство природы»

6. Подготовка обучающихся к конкурсу детского творчества «Мы- здоровое поколение!»

  • Участники: Анфилатов Олег, 8Г (сертификат участника), Барновский Павел, 8Г (сертификат участника), Тумакова Ксения, 10А (диплом победителя II степени)
  • Развитие экологической компетентности осуществляется при помощи творческой деятельности

7.Участие в областном семинаре «Совершенствование содержания дополнительных общеобразовательных программ эколого-биологической направленности». Семинар проводился в г. Мурманске на базе МОЦДОД «Лапландия». Цель семинара- повышение профессиональной компетенции педагогических работников образовательных организаций Мурманской области.

8.Проведение Всероссийского урока-приключения «В диких условиях»  (урок с элементами профориентации и экологического образования); (участники- учащиеся 11 классов: Чохели Максим, Гейд Сергей, Сидлецкая Марина, Гусев Роман, Мазур Александр. Диплом победителей получили: Сидлецкая Марина, Чохели Максим, Мазур Александр).

9. Проведение Всероссийского экологического урока «Хранители воды» (урок с элементами профориентации и экологического образования); участники: учащиеся 8А класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка: Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Справка: Трансляция  опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, экспертная деятельность

Транслирование опыта практических результатов  профессиональной деятельности, экспертная деятельность...