Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
материал по теме

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt.docx880.98 КБ
Файл trebovaniya_k_oformleniyu_lab.prakt_rab_3.docx148.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33

РОЛЬ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии

Составил преподаватель Новикова Н.А.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся; ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Метод широко применим при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Вовлечение в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у учащихся трудолюбие, способность освоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Метод необходим в системе непрерывного образования, в повышении квалификации и самообразования, переучивании на другую профессию.

РОЛЬ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

1. Понятие опорного конспекта;

2. Функции опорного конспекта в обучении;

3. Классификация видов опорного конспекта;

4. Использование опорного конспекта в процессе преподавания предмета профессионального цикла;

Заключение

Сложные и многообразные социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе, предъявляют высокие требования к уровню подготовки специалистов. Поэтому тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

Одним из методических приемов является использование на уроках опорных конспектов, способствующих наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления учащихся.

Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают учащихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются состояние «могу и умею» и чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.
Все это, в конечном счете, содействует повышению уровня самооценки учащихся, способствует повышению профессиональных качеств будущих специалистов. Применение опорных конспектов в обучении значительно облегчает труд преподавателя и учащегося, способствует целостному восприятию предмета, развивает умственные способности учащихся, обеспечивает высокое качество знаний.
Цель работы – раскрыть понятие, роль и применение опорного конспекта в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

  1. Понятие опорного конспекта

Опора – способ выделить существенное, главное в учебном материале, средство визуализации учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы с широким использованием ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов повышения мнемонического эффекта. Она в большей степени, чем любая схема учитывает психологические особенности восприятия информации, поскольку не приемлет жесткую структуру.

Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова [6], который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов.
Опорный конспект - это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов. Под опорным сигналом понимается ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий некое смысловое значение и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию [4].

Следовательно, опорный конспект – это опорные сигналы заданной информации.
Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровню значимости.

Составление опорно-ассоциативных конспектов - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памяти как бы в роли «носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающими в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

При отборе материала следует предусматривать возможные затруднения учащихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, определить вопросы, которые школьники могут рассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это в той или иной степени находит отражение в опорном конспекте.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Остановимся подробнее на этих требованиях [6].

Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4-5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;

Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации.
Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

В процессе обучения важно не только уметь составлять опорный конспект педагогу. Ученые обосновывают возможность использования опорных конспектов как средства развития учащихся путем привлечения их к самостоятельной разработке опорных конспектов.

В.Ф. Шаталов рассматривает опорные сигналы (конспекты) как новый дидактический инструмент, в котором можно запрограммировать и содержание образования, и обучение практическим умениям и навыкам, и формирование у учащихся мировоззрения и нравственности.


2 Функции опорного конспекта в обучении

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы в обучении. На основе опорного конспекта можно организовать различные формы учебной работы с использованием учебника, первоисточника, наглядных пособий.

В опорных конспектах, по словам В.Ф. Шаталова, "и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят. Но главная цель - изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал (темы, раздела) стал доступен, отпечатался в долговременной памяти... Листы опорных сигналов обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке учеников к урокам, и при всех видах устных ответов: это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой [6].
Опорный конспект - не самоцель, а средство (разумеется, в совокупности с другими) для достижения цели процесса обучения. По образному выражению психолога Л.М. Фридмана, он "является как бы фонарем", который освещает учащимся предстоящий путь изучения всей учебной темы [2].
Опорный конспект как структурно-логическая форма схематизированного представления учебного материала выполняет рад дидактических функций. Важнейшими из них являются [5]:

  1. Концентрированная и предельно формализованная информация в логической структуре становится тем костяком, вокруг которого группируются ведущие идеи и основные понятия, позволяющие увидеть в целом изучаемое событие или закономерности явления, выстроить сквозные схемы процессов общественного развития.
  2. Опорный конспект выполняет роль наглядно-образного и абстрагированного восприятия причинно-следственных связей и процессов общественного развития. И это особенно важно, если исключено применение другой наглядности.
  3. Обеспечивается эффект визуального восприятия изучаемой информации, т. е. исключается "сплошное письмо" в ее прочтении.
  4. Опорный конспект дает возможность проверки знаний всех учащихся на каждом уроке, помогает найти общность их ошибок и микропробелы в изучаемой теме, позволяет ежеурочно выставлять учащимся оценку за учебный труд.
  5. Опорный конспект, являясь "официальной шпаргалкой" и важнейшим компонентом мнемонической памяти, акцентирует внимание и учителя, и учащихся на главных вопросах и существенных моментах темы урока, снимает психологическое напряжение и боязнь потерять нить повествования и последовательность рассуждений в случае неожиданного вопроса, непроизвольной дискуссии и другой непредвиденной ситуации, а также мгновенно оперировать новыми терминами, именами и т. п., не опасаясь что-либо напутать или исказить.
  6. Опорный конспект исключает "зубрежку" учебного материала и, наоборот, активизирует мышление учащихся (анализ через синтез), требует осознанного и творческого отношения учащихся к усвоению новых знаний, систематической подготовки к каждому уроку.
  7. Опорные сигналы, основанные на определенных ассоциациях, устойчивых и повторяющихся символах, являются надолго запоминающейся иллюстрацией к эмоциональному рассказу учителя и способствуют увеличению темпа речи учителя в полтора раза и более, при этом не снижается качество восприятия учащимися учебного материала.
  8. Использование опорного конспекта позволяет изучать ту или иную тему крупными блоками, сокращая время на усвоение. В итоге опережение в подаче новых знаний делает возможным подразделять учебные занятия на: а) уроки 1-го этапа усвоения учебного материала с конспектом; б) уроки 2-го этапа - без конспекта (но углубленно) на семинарах, практикумах, диспутах и других уроках, раскрывающих самостоятельность учащихся в творческом осмыслении и практическом применении полученных знаний.
  9. При "озвучивании" опорного конспекта, т.е. воспроизведении вслух учебного материала по конспекту у обучаемых развиваются логическое и ассоциативное мышление, речь, память.
  10. Опорный конспект заменяет тексты докладов, лекций и других выступлений. В этой связи необходимо давать учащимся творческие задания по составлению опорного конспекта к тексту параграфа или отдельной темы курса. Это приучит их к смысловому анализу текста и условно-графическому кодированию его. Полученные учащимися умения работать с опорным конспектом востребуются в последующей практической деятельности.
  11. Использование опорного конспекта снимает вопрос о дисциплине учащихся на уроке, т. к. работа с опорными сигналами требует повышенного внимания в расшифровке содержания, и урок в целом идет в напряженном ритме, когда нежелательно отвлекаться. В то же время повышается уровень внимания учащихся и к ответу товарища, т.к. рассказ его легко воспринимается, изложение ведется по общей канве и о конкретной сущности.
  12. Опорный конспект облегчает учащимся подготовку домашнего задания и самостоятельное изучение ("наверстывание") упущенного (по болезни и другим причинам) материала. Опорные сигналы подсказывают смысловую структуру текста учебника.
  13. Пользование опорными конспектами вырабатывает навыки: видеть в любом тексте ключевую структуру, вычленять главное, опорный конспект не приводит к шаблону мышления и стандартному ответу. Он, как выкройка или ноты, - для всех общий, но результаты познания учебного материала дает разные.
  14. Вариативное использование опорного конспекта в сочетании с другими дидактическими средствами и методическими приемами способствует многократному повторению новых знаний, становится ниточкой, которая "дает возможность в любое время "вытянуть" из долговременного хранилища памяти все то, что было заложено в прошлое время" [8].
  15. Учащимся всякий раз приходится, раскодируя опорный конспект, сличать опорные сигналы с сущностным содержанием текста учебника. В результате создается постоянная ситуация обучения их самостоятельной работе с книгой.
  16. Знания, получаемые учащимися, становятся умениями только в том случае, если ими (умениями) свободно пользуются. Формированию познавательных умений способствуют: составление развернутого плана-схемы изучаемого текста, заполнение листа опорного конспекта, кодирование опорных блоков опорного конспекта, выполнение логических заданий в дополнение к опорному конспекту и др.

Эффективность опорных конспектов подтверждается многочисленным опытом учителей почти всех учебных дисциплин. Тем не менее, оппоненты справедливо отмечают некоторые негативные стороны опорного конспекта [3].

По их мнению, структурно-логическая схема может способствовать некоторой упрощенности в понимании изучаемого предмета, повлиять на формирование профессионального мышления и языка, а в ряде случаев разработка целостного курса средствами условно-графической наглядности затруднена и даже невозможна.

Следует, однако, заметить, что отмеченные выше недостатки – скорее всего, результат тех трудностей, с которыми столкнулись противники опорных конспектов. Безусловно, составление опорного конспекта требует глубокого знания предмета, творческого вариативного применения их в различных ситуациях учебного процесса.


  1. Классификация видов опорного конспекта

Опорный конспект по своему содержанию обусловлен, прежде всего, содержательной сущностью учебного материала, а также дидактическими задачами того или иного этапа учебного процесса. В этой связи представляется целесообразной классификация опорного конспекта по его содержанию, способам передачи информации и видам обучающего воздействия [2].

Так, по объему и характеру освещаемых знаний, их фактологической детализации и широте аналитического обобщения учебного материала опорные конспекты подразделяются на поурочно-тематические, проблемно-тематические и обобщающие. Одни предназначены для усвоения текущих учебных знаний, другие - для самоконтроля и повторения.

Поурочно-тематический опорный конспект отражает один из узловых вопросов учебной темы, курса. Освещаемая проблема в том или ином аспекте будет интерпретироваться и на последующих уроках.

Проблемно-тематический опорный конспект представляет более широкое обобщение изучаемого материала. Сущность проблемного вопроса раскрывается на ряде уроков учебной темы и всего курса. Такой конспект востребуем на ряде уроков, т.е. по мере изучения соответствующего материала. Неоднократное обращение к нему сопровождается дополнительной и обновляемой фактологией. Проблемный характер информации требует некоторой постепенности и поэтапности ее усвоения, поиска и объяснения причинно-следственных связей и закономерностей.
Обобщающий опорный конспект посвящается узловым разделам и темам учебного предмета. Их восприятие предполагает определенную базу знаний, позволяющую, с одной стороны, углублять их на основе широкого аналитического обобщения, с другой - систематизировать разнообразие учебной информации на уровне осмысленного понимания явлений и процессов, тенденций и закономерностей общественного развития.

По способам передачи информации можно выделить три основных типа опорных конспектов: образно-символические, условно-графические, словесно-логические. На практике имеет место их различное взаимосочетание. Широкое применение получили таблицы, схемы, рисуночная символика, аббревиатура, графические образы, знаковое буквенно-цифровое кодирование, ключевые слова изречений исторических личностей, диаграммы и т. д.

Таблица - самое простое графическое изображение материала. Основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк может быть различным. Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Практически любая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.

Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо [8]:
- повысить визуальную наглядность в восприятии текстовой информации;
- произвести сравнительный анализ событий, явлений, персоналий, фрагментов текста и др.;

- осуществить группировку ряда изучаемых объектов;
- систематизировать учебные знания.

Таблицы по их функциональному предназначению разделяют на три вида:

  1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
  2.  Сравнительные - осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы. При их сравнении выделяются общие, особенные, единичные и другие признаки.
  3. Тематические, обобщающие - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов, самое существенное в них.

Табличная форма представления учебного материала эффективна, если обеспечивается его компактное расположение, сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов, когда таблицы совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками, картинками.

При разработке таблиц рекомендуется использовать как можно меньше комментирующих слов и выбирать количество ячеек, граф в соответствии со спецификой содержания текста или дидактических познавательных задач.
Схема (блок-схема) - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок. При разработке схем делается упор на визуальный ряд с максимально краткими текстовыми комментариями.

Схемы по функциональному признаку делятся на следующие типы [9]:

а) сущностные - которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;

б) логические - устанавливают логическую последовательность между частями;

в) образные - конкретизируют понимание трудных мест в учебном материале.

Схема может быть дополнена краткой текстовой информацией и другими видами иллюстраций. Схема наряду с таблицей "запирает" изучаемый материал в замкнутое пространство, побуждая обучаемого совершить разнообразные логические мыслительные операции. И таблицы, и схемы не дают готовых выводов, а подводят к осмыслению той или иной закономерности, формулированию самостоятельных оценочных суждений.
К структурно-логической форме представления учебной информации относятся графики, диаграммы, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей, отношений и т. п., так и для формирования локального образного представления познавательного фрагмента. Например, при помощи диаграмм (столбиковых, круговых) можно показать количественные и качественные стороны изучаемых явлений, графики отражают цикличность явлений и процессов, их этапы и др.

По видам обучающего воздействия следует выделить пять видов опорных конспектов под условными названиями [5]:

"Компакт" - предельно свернутая информация для первичного усвоения новых знаний. Это графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении числа опорных сигналов. Опорный конспект -"компакт", являясь ядром изучаемой темы, отражает сущность ведущих идей и понятий. Последующие занятия, в том числе самостоятельная работа учащихся, предполагают наполнение "опоры" новым содержанием в освещении взаимосвязей и закономерностей общественного развития.
"Репродукт" - конспект, освещающий сущность учебной проблемы, знание которой необходимо в дальнейшем изучении темы и курса в целом. Опорные сигналы его легко запоминаемы в своеобразном композиционном расположении на листе. Информативное насыщение "опоры" предусматривает последующее письменное воспроизведение ее по памяти.

"Консультант" - информация опорного конспекта развернутая, проблематичная, многоаспектная. Выполняет роль "подсказки" и некоего "сценария" в освещении изучаемого материала. Основное назначение "консультанта" - оказание помощи учащимся в самостоятельном овладении новыми знаниями и правилами-требованиями последовательного и обстоятельного ответа-рассказа.

Следует, однако, заметить, что консультирующую функцию несут в себе также "компакты", "репродукты" и другие виды опорного конспекта. Проявляемое воздействие их обусловлено соответствующими целевыми задачами на том или ином этапе учебного процесса.

"Репетитор" - опорный конспект обобщающего характера по отдельной учебной теме или проблемному вопросу. Содержание его может быть представлено в структурно-логической схеме, сводной таблице, развернутом плане с тезисными комментариями, кроссворде. Опорный конспект -"репетитор" предполагает самостоятельную работу учащихся по углублению и систематизации знаний, осмыслению закономерностей общественного развития, изложению собственных оценочных суждений.
В свою очередь, от учащегося требуется наличие известной базы знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей, умение анализировать факты в их причинно-следственной взаимообусловленности и делать обобщающие выводы, извлекая уроки из исторического прошлого. Опорный конспект -"репетитор" придает поисково-исследовательский характер учебным заданиям, выполнение которых непременно отмечается оценкой.

"Контролер" - "опора", достаточно полно отражающая изучаемую тему и предназначенная для воспроизведения (устно, письменно) на контрольную зачетную оценку. Контролирующая функция фактически присуща всем видам конспектов или, по крайней мере, отдельным их блокам. К тематическому зачету могут быть предложены конспекты, ранее неизвестные учащимся. Их "прочтение" доступно всем, кто систематически и добросовестно занимался. Такие опорные конспекты содержат элемент интеллектуальной игры и не исключают познавательную самостоятельность обучаемого [4].

Таким образом, опорные конспекты как средство обучения универсальны по своему дидактическому воздействию, удобны и мобильны в практическом использовании, разновариативны в построении.

Использование опорных конспектов эффективно во взаимосвязи с традиционными приемами и средствами педагогического воздействия. "Опоры" интенсифицируют процесс обучения, гарантируют быстрое и прочное усвоение основного фактического материала, высвобождают время для творческих занятий и углубленного изучения предмета. Но в любом случае они могут надежно работать только тогда, когда становятся обязательной составной частью целостной методической системы.


4 Использование опорного конспекта в процессе преподавания предмета профессионального цикла

В условиях модернизации современной профессиональной школы повышаются требования к качеству подготовки учащихся, увеличивается объём знаний. В этих условиях будущие профессионалы сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников.

Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный учащийся, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед ним проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в профессиональной школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы.
Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, целесообразно использование опорно-логических схем в виде опорного конспекта.

Н.Е. Эрганова [9] отмечает, что в основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака.

Опорный конспект, по мнению Н.Е. Эргановой, - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. В качестве наглядных средств автор рекомендует применять средства, выработанные в техническом знании, искусственные знаковые системы, метаплан-технику и их сочетания.

В опорном конспекте учебная информация разворачивается согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем - формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом объекте, с одной стороны, и общую систему учебно-познавательных действий по их формированию - с другой.

Н.Е. Эрганова отмечает следующие основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

1) Полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного.
В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации; строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала.

2) Образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.
Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного понимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.
По мнению А.Н. Щербакова [7], разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:

1. Сбор фактического материала. Этот этап играет огромную роль в плане повышения профессионального мастерства и обогащения знаний. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются из нее исторические справки, интересные факты, касающиеся изучаемой темы в плане ее связи с жизнью, техникой, производством.

2. Выделение ядра основных понятий. Из учебного материала выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие вспомнить весь материал.

3. Составление опорного конспекта. На данном этапе на листе бумаги располагается весь подобранный материал, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.

При разработке опорных конспектов необходимо придерживаться основных принципов их создания.

Структурность. Опорные конспекты состоят обычно из 4-5 отдельных или взаимосвязанных между собой блоков, которые отделяются друг от друга линиями.
Ассоциация. Элементы опорного конспекта должны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями окружающей среды.

Цветность. Опорные конспекты должны выполняться обязательно в цвете. Использование одноцветных опорных конспектов резко снижает их восприятие. Цвета можно использовать самые разные. Обычно основные моменты, на которых надо особенно сконцентрировать внимание, выделяются красным цветом. Цветами можно показывать также логическую взаимосвязь явлений.

Простота. Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Опорный конспект не должен содержать в себе избыточное количество рисунков, схем, символов, иначе восприятие его содержания сильно затрудняется.

Шрифт. К шрифту при изображении опорных конспектов предъявляются следующие требования: удобочитаемость, четкость, ясность и простота графических форм.

Использование опорных конспектов на уроках производственного обучения способствует повышению уровня знаний и профессиональных умений учащихся, воспитанию у них интереса к выбранной профессии.


Заключение

Опорный конспект - это особая форма изложения мыслей авторского текста посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов-дескрипторов, то есть основных опорных понятий.

Опорный конспект основан на ассоциациях и служит для облегчения запоминания и вспоминания материала. Конспект нужен для учащегося, чтобы научиться перерабатывать и «сворачивать» любую информацию; выделять в информации самое необходимое и главное для решения учебной задачи; упростить, облегчить запоминание насыщенного специальной терминологией текста; сохранить логическую связь сложного материала для дальнейшего его использования.

Опорный конспект содержит только основное в изучаемом материале и подает его в целостном виде (в виде рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, шифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними).

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности учащихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.


Список литературы

  1. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: Учеб. пособие / Е.П.Белозерцев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.
  2. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст]: учебное пособие / Г.Н.Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
  3. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. / Под ред. А.Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
  5. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.
  6. Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В.Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 159-167.
  7. Щербаков, А.Н. Развитие творческой активности учащихся на уроках производственного обучения профессии «Сварщик» через применение видеопособий и опорных конспектов [Текст]: Из опыта работы / А.Н. Щербаков. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 36 с.
  8. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3 т. / Под ред. С.Я.Батышева. - М.: РАО; Ассоц. "Проф. образование", 1999. - Т.1. - 586 с.; Т.2. - 440 с.; Т. 3. - 488 с.
  9. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению лабораторных работ и практических занятий

Составил преподаватель Новикова Н.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК

специальных технологических дисциплин

Протокол № ____ от «___»_______ 2012

Председатель ПЦК________ Г.И. Сафронова

Введение

Единые требования к оформлению лабораторных и практических занятий для студентов СПО и НПО разработаны на основании требований следующих нормативных документов:

ГОСТ 2.104-2006 ЕСКД. Основные надписи

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 2.321-84ЕСКД. Обозначения буквенные

ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин

ГОСТ 21.101-96 СПДС. Основные требования к рабочей документации

За время обучения в колледже студенты выполняют текстовые конструкторские и технологические документы.

В учебном процессе студенты должны выполнить и оформить лабораторные работы, практические занятия, курсовые и дипломные работы в соответствии с ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106-96 «ЕСКД. Текстовые документы».

Различают два типа текстовых документов (ТД):

- ТД, содержащие в основном сплошной текст. К таким документам относятся технические условия, технические описания, расчеты, паспорта, пояснительные записки, инструкции и т.п.;

- документы, содержащие текст, разбитый на графы. Это перечень элементов к электрической принципиальной схеме, спецификация к сборочному узлу, ведомости, таблицы и т.п.

Кроме того, при изучении общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин студенты выполняют рефераты, общие требования к которым приведены в нормативном документе ГОСТ 7.9-95 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования».

1 Структура отчета по лабораторно-практическим занятиям

 Отчет по лабораторно-практическим занятиям должна включать:

- титульный лист;

- содержание;

-  первый лист лабораторной работы или практического занятия;

- последующие листы лабораторной работы или практического занятия.

1.1 Титульный лист - это первый лист документа, который является источником информации, необходимой для обработки и поиска текстового документа. Выполняется на листах формата А4 (210х292) в соответствии с ГОСТ 2.301-68 «ЕСКД. Форматы» без основной надписи с рамкой и полями: 20 мм.- слева и по 5 мм. сверху, снизу и справа по форме , приведенной на рис. 1. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Ниже приведено содержание полей, указанных на этом рисунке:

 -поле 1 – наименование ведомства, в систему которого входит организация, разработавшая данный документ;

- поле 2 – наименование организации, в которой разработан данный документ;

- поле 3 – наименование вида работы;

- поле 4 – наименование дисциплины, по которой выполнена данная работа;

- поле 5 –слово « Группа»;

 -поле 6 – код учебной группы;

- поле 7 – слово «Студент»;

- поле 8 – фамилия и инициалы студента;

- поле 9 – слово « Преподаватель»;

- поле 10 – фамилия и инициалы преподавателя;

-поле 11 – год выпуска документа.

Текст в полях 1, 2, 3, 4 размещают посередине каждой строки.

В приложении А приведен пример оформления титульного листа.

Титульный лист оформляется только черным цветом вручную основным чертежным шрифтом h5 или набирается в текстовом редакторе  Word и распечатывается на принтере. Наименование вида работы пишут прописными буквами (кегль 14).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Рис. 1. Схема расположения полей титульного листа

1.2 Содержание  помещают на листе, следующим  после титульного листа.

Лист «Содержание» включают в общее количество листов. Лист «Содержание» выполняется на листах формата А4. Если лист «Содержание превышает по объему один лист, то первый лист имеет основную надпись (штамп) размером 40х185 мм (рис. 2, а), последующие листы, как и все листы документа, имеют основную надпись размером 15х185 мм (рис 2, б).

Рис. 2 а. Основная надпись  листа «Содержание»

  Рис. 2 б. Основная надпись последующих листах журнала

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Наименования разделов, включенные в лист «Содержание», записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы и абзацного отступа.

Содержание включает все структурные элементы документа, входящие в его состав (наименование всех разделов и подразделов) с указанием номеров листов, с которых начинаются эти элементы документа; приложения номеров разделов не имеют.

Номера разделов и подразделов по тексту документа и в содержании должны совпадать.

Лист «Содержание» должен иметь основную надпись в соответствии с ГОСТ 2.104 – 2006 «ЕСКД. Основные надписи». Указанный ГОСТ устанавливает единую форму, размеры и порядок оформления основной надписи, которую располагают в правом нижнем углу вплотную к рамке. На листах формата А4 основную надпись располагают только вдоль короткой стороны.

Пояснения заполнения граф основной надписи листа «Содержание» по полям:

- рядом со строкой «Разработал»  записывают фамилию студента;

- рядом со строкой «Проверил» фамилию преподавателя;

- в поле 2 вписывают классификационный номер студента;

- в поле 1 вписывают наименование работы;

- в поле 4 «Лист» указывают цифру «2» , так как титульный лист, является первым не нумеруемым листом;

-  в поле 5 «Листов» проставляют общее количество листов с учетом разделительных листов приложений;

- в поле 7 проставляют подписи;

- в поле 8 – дату

В основной надписи последующих листов журнала вписывают только классификационный номер и номер листа.

В приложении Б, В  приведены примеры оформления листа «Содержание».

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1  Подлинники текстовых документов выполняют одним из следующих способов:

- машинописным, при этом следует выполнять требования ГОСТ 13.1.002. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная);

- рукописным - чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко черной тушью;

- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004);

- на электронных носителях данных.

2.2 Вписывать в текстовые документы, изготовленные машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки (рукописным способом), а также, выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

2.3 Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк - не менее 3 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти ударам пишущей машинки (15 - 17 мм).

2.4 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается.

2.5 Для размещения утверждающих и согласующих подписей к текстовым документам рекомендуется составлять титульный лист.

Обязательность и особенности выполнения титульных листов оговорены в стандартах ЕСКД и СПДС на правила выполнения соответствующих документов.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ, В ОСНОВНОМ, СПЛОШНОЙ ТЕКСТ

3.1 Построение документа

3.1.1 Текст документа при необходимости разделяют на разделы и подразделы.

3.1.2 Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (часть, книги), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точки не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

3.1.3 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом - 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала, при выполнении рукописным способом - 8 мм.

При выполнении текстовых документов автоматизированным способом допускается применять расстояния, близкие к указанным интервалам

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3.1.10 Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

3.1.11 В документе (части, книге) большого объема на первом (заглавном) листе и, при необходимости, на последующих листах помещают содержание, включающее номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц).

Содержание включают в общее количество листов данного документа.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

3.1.13 Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная. Допускается вместо сквозной нумерации страниц применять нумерацию страниц в пределах каждого раздела документа следующим образом:

3                  15

раздел         страница

3.2 Изложение текста документов

3.2.1 Полное наименование изделия на титульном листе, в основной надписи и при первом упоминании в тексте документа должно быть одинаковым с наименованием его в основном конструкторском документе.

В последующем тексте порядок слов в наименовании должен быть прямой, т.е. на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем - название изделия (имя существительное); при этом допускается употреблять сокращенное наименование изделия.

Наименования, приводимые в тексте документа и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми

3.2.3 В тексте документа не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

3.2.4 В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять знак «» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «»;

- применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно),  (больше или равно),  (меньше или равно),  (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

3.2.6 Перечень допускаемых сокращений слов установлен в ГОСТ 2.316.

Если в документе принята особая система сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце документа перед перечнем терминов.

3.2.7 Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах. В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение, например «Временное сопротивление разрыву σв».

При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

3.2.8 В документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.

3.2.9 В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.

Примеры

1 Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.

2 Отобрать 15 труб для испытаний на давление.

3.2.10 Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.

3.2.11 Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Примеры

1 От 1 до 5 мм.

2 От 10 до 100 кг.

3 От плюс 10 до минус 40 °С.

4. От плюс 10 до плюс 40 °С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах, выполненных машинописным способом.

3.2.12 Приводя наибольшие или наименьшие значения величин следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)».

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание «не должно быть более (менее)».

Например, массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4 %.

3.2.13 Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изделия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой.

Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, марок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым. Например, если градация толщины стальной горячекатаной ленты 0,25 мм, то весь ряд толщин ленты должен быть указан с таким же количеством десятичных знаков, например 1,50; 1,75; 2,00.

3.2.14 Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать 1/4; 1/2 (но не ).

При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32; (50А - 4С)/(40В + 20).

3.2.15 В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример - Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле

                                                                (1)

где т - масса образца, кг;

V - объем образца, м3.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

3.2.16 Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×».

3.2.18 Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,  в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

3.3 Оформление иллюстраций и приложений

3.3.2 Если в тексте документа имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций, а для электро- и радиоэлементов - позиционные обозначения, установлен

3.4 Построение таблиц

3.4.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1

3.4.2 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

3.4.3 На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

3.4.4 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

3.4.5 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

3.4.6 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

3.4.7 Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы в соответствии с рисунком 2. При подготовке текстовых документов с использованием программных средств надпись «Продолжение таблицы» допускается не указывать.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

Таблица

В миллиметрах

Номинальный диаметр резьбы, болта, винта, шпильки

Внутренний диаметр шайбы

Толщина шайбы

легкой

нормальной

тяжелой

а

b

а

b

а

b

2,0

2,1

0,5

0,8

0,5

0,5

-

-

2,5

2,6

0,6

0,8

0,6

0,6

-

-

3,0

3,1

0,8

1,0

0,8

0,8

1,0

1,2

Продолжение таблицы

В миллиметрах

Номинальный диаметр резьбы, болта, винта, шпильки

Внутренний диаметр шайбы

Толщина шайбы

легкой

нормальной

тяжелой

а

b

а

b

а

b

4,0

4,1

1,0

1,2

1,0

1,2

1,2

1,6

42,0

42,5

-

-

9,0

9,0

-

-

Примечание - Здесь (и далее) таблицы приведены условно для иллюстрации соответствующих требований настоящего стандарта.

Рисунок 2

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, допускается не проводить.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы в соответствии с рисунком 3. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией или линией толщиной 2s.

Таблица

Диаметр стержня крепежной детали, мм

Масса 1000 шт. стальных шайб, кг

Диаметр стержня крепежной детали, мм

Масел 1000 шт. стальных шайб, кг

1,1

0,045

2,0

0,192

1,2

0,043

2,5

0,350

1,4

0,111

3,0

0,553

Рисунок 3

3.4.8 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу в соответствии с рисунком 4.

Таблица

В миллиметрах

Условный проход Dy

D

L

L1

L2

Масса, кг, не более

1

2

3

4

5

6

50

160

130

525

600

160

80

195

210

170

Рисунок 4

При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 5. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок, и т.п. порядковые номера не проставляют.

Таблица

Наименование показателя

Значение

в режиме 1

в режиме 2

1 Ток коллектора, А

5, не менее

7, не более

2 Напряжение на коллекторе, В

-

-

3 Сопротивление нагрузки коллектора, Ом

-

-

Рисунок 5

3.4.9 Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью в соответствии с рисунком 2.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических величин (например в миллиметрах, вольтах), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, «Размеры в миллиметрах», «Напряжение в вольтах», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин в соответствии с рисунком 4.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например D - диаметр, Н - высота, L - длина.

Показатели с одним и тем же буквенным обозначением группируют последовательно в порядке возрастания индексов в соответствии с рисунком 4.

3.4.10 Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если они относятся ко всей строке или графе. При этом после наименования показателя перед ограничительными словами ставится запятая в соответствии с рисунками 4 и 5.

3.4.11 Обозначение единицы физической величины, общей для всех данных в строке, следует указывать после ее наименования в соответствии с рисунком 5. Допускается при необходимости выносить в отдельную строку (графу) обозначение единицы физической величины.

3.4.12 Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначение единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы в соответствии с рисунком 6. Числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз в соответствии с рисунками 4 и 6.

Таблица

Тип изолятора

Номинальное напряжение, В

Номинальный ток, А

ПНР-6/400

6

400

ПНР-6/800

800

ПНР-6/900

900

Рисунок 6

Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах физической величины, их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы.

Обозначения, приведенные в заголовках граф таблицы, должны быть пояснены в тексте или графическом материале документа.

Приложение А

(справочное)

Пример оформления титульного листа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ №33

ЖУРНАЛ

_______________ РАБОТ

по дисциплине

«______________________________________________________»

специальность ______________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Группа

_________________

Студент

_________________

Преподаватель

_________________

2015

Приложение Б

(справочное)

Пример оформления листа содержание

Приложение В

(справочное)

Пример оформления листов работ. Лист 1.


Приложение Г

(справочное)

Пример оформления листов работ. Лист 2.


Приложение Д

(справочное)

Схема расположения текста на листах текстовых документов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка: Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Справка: Трансляция  опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с п...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, экспертная деятельность

Транслирование опыта практических результатов  профессиональной деятельности, экспертная деятельность...