Организационный блок урока.
учебно-методический материал на тему

Марьинская Татьяна Юрьевна

В материале рассмотрен вопрос об организационном блоке урока, подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon organizatsionnyy_blok.zip858.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Фабричная основная общеобразовательная школа пгт Лальск

Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС. Организационный блок.

Автор    Марьинская Т.Ю.,

учитель математики

2015 г.

                                                                            (Сл2) «Посредственный учитель излагает.

 Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет»

Уильям Уорд

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. Как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора  и состоит принципиальная новизна российского образования.         Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного  выпускника.

        Поменялась роль учителя. Теперь он не солист, а режиссёр, который организовывает работу на уроке и координирует самостоятельную деятельность учащихся.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?  

          Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

             Главное - это то, что от знаниевой модели мы должны перейти к деятельностной. Всем известна притча о мудреце, который вместо того, чтобы накормить голодного рыбой, дал ему сеть. Если  раньше мы на блюдечке преподносили детям знания, как фрукты, то сейчас, мы учим  их добывать знания.

 Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность. Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей.

(Сл. 3)Деятельность учителя  во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС.

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Так что же для  нас современный урок? Каждый на этот вопрос имеет своё мнение . (Сл. 4)Современный урок –  это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

(Сл.5)Требования к современному уроку

Хорошее начало и хорошее окончание;

•    четко сформулированные тема, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим;

•    учитель активизирует деятельность учащихся;

•    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    время сбережение и здоровье сбережение;

•    учет уровня и возможностей учащихся;

•    урок должен быть добрым.

(Сл.6)Блочная структура современного урока.

1. Организационный блок

2. Мотивационный блок

3. Информационный блок

4. Аналитический блок

5. Оценочный блок

6. Рефлексивный блок

Начало урока – один из важнейших его блоков.

Данный(организационный) блок  предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. 

(Сл.7)Целями данного блока являются:

● психологический настрой учащихся (эмоциональное состояние класса);

● обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический  настрой  на урок:

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

***

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

***

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный мир математики. А вы этого желаете? Тогда вперед!

***

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!

***

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

***

-Доброе утро, дорогие ребята! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки.

***

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

***

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

***

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

***

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

***

"Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Организационный блок требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

(Сл. 8)Организационный блок


1. Дидактическая задача блока. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока 

2. Содержание блока. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 
3. Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. 
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. 
5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность. 

(Сл. 9)Организационный блок состоит из этапов

  • Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты)
  • Вводное слово учителя
  • Инструкции и пояснения для выполнения заданий
  • Распределение по группам
  • Выработка правил работы (определение норм, процедур)
  • Конструирование пространства

(Сл.10)Цель урока

  • – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
  • - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);
  • - абстрактный характер и ценностное наполнение;
  • - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
  • -обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
  • - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.

Возможные виды целей:

  • -дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
  • - развивающие (связаны с умениями);
  • - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

(Сл. 11)Задачи в структуре урока

  • формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
  • - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;
  • - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
  • - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

(Сл.12)Ожидаемые результаты (связаны с целями и задачами)

  •  могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
  •  соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров;
  • включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
  • имеют конкретный и проверяемый характер;
  •  формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
  •  могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
  •  возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

 

Вводное слово учителя

(Сл.13) Во вводном слове учитель может обратить внимание на следующее:

  • форма проведения занятия;
  • ученики будут разделены на несколько групп (исследователи, консультанты, эксперты и др.)
  • роли будет распределять учитель (или они будут распределяться жребием, или каждый может выбрать группу по собственному желанию);
  • каждый будет придерживаться определенных правил (они предлагаются учителем или вырабатываются совместно при наличии времени для этой работы);
  • нужно сделать четыре (или любое другое количество) места для каждой группы, сдвинут столы и поставив стулья вокруг;
  • при выполнении заданий у каждой группы будут письменные инструкции, которые надо внимательно читать.

(Сл.14)Следует отметить, что в ходе занятия также могут быть инструкции по выполнению тех или иных заданий – желательно подготовить их в письменном виде, что сэкономит время и будет развивать у школьников способность воспринимать подобного рода документы, с которыми человек довольно часто сталкивается в повседневной жизни. К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы, поставленные в круг и т.п.), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока.

(Сл. 15)Какие же приемы начала урока можно использовать:

  • - рифмованное начало урока;
  • - с загадки;
  • -с ребуса;
  • - с кроссворда;
  • - с эпиграфа к уроку;
  • - с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
  • - с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
  • - с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания  проблемной ситуации.

(Сл.16)Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В 5 классе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Тут затеи, и задачи,    

Игры, шутки, всё для вас!

 Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!  

 Прозвенел звонок,

 Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и считать!

Математика сложна,

Но говорим с почтением,

 Что математика нужна

Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

 Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

Ему по плечу любая работа,

Но прежде разучим правила счёта.

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

 Пора! Тишина! К нам наука идёт…

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

 Можем мы урок начать.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

 Слушаем внимательно

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

 Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться

Математику, друзья ,

 Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

 Очень точная наука ,

 Интересная наука –

 Эта математика.

  Долгожданный дан звонок.

  Начинается урок.

  Сегодня будем мы опять

  Решать, отгадывать, смекать!

 

   Ну-ка, юный мой дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все в порядке на столе?

   Есть порядок в голове?

  Чтобы иметь знания,

   Понадобится терпение и старание.

Математика повсюду

Глазом только поведешь

И примеров сразу  уйму

ты вокруг себя найдешь.,

Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать -

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь о каких типах задач идет речь и какова тема нашего урока.

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

Если вы должны найти

Число по его дроби,

То на дробь вы поделите

Значенье этой дроби.

(Сл.17)«Расшифруй» (5 класс)

Если вы правильно выполните вычисления и выпишете в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока (Деление с остатком)

23∙11          Е

6∙10            И

77:1            О

61:61          А

400:10        Л

46∙9            Д

1313:13     Н

1236:6       С

84:6           Т

105:5         К

8∙125         М

423

253

40

253

101

60

253

206

77

206

14

1

14

21

77

1000

(Сл.18)Ребус

2" http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/robot.gif(дробь)

Миhttp://www.factroom.ru/facts/wp-content/uploads/2011/08/nose-300x296.jpg о=у(минус)

Это слово будет играть важную роль при изучении новой темы.

(19)Кроссворд

http://fullref.ru/files/17/d764e311db9b4ad8b560b0ce09c90076.html_files/0.png

http://festival.1september.ru/articles/583952/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/513592/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/595920/img5.gif

(Сл.20) Эпиграф к уроку. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.

  • "Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий"  Луций Анней Сенека (4 до н. э)
  • Роджер Бэкон (1214-1294 г.) говорил о математике: "....дверь и ключ к науке", "Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам . Более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества"
  • "Числа правят миром" древнегреческий математик Пифагор (5 век до н.э.)
  • "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"  Я.А. Каменский.  эти слова будут девизом к нашему уроку. Этот день не будет несчастным, потому что мы опять будем узнавать что-то новое. задачи на нахождение числа по его дроби мы уже решали в 5 классе, но сегодня будем решать их новы способом.

  • Ребята, французский писатель ХIХ столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело….Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

  • Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. С чем знакомились, что мы изучали с вами на последних уроках? Верно! Сегодня на уроке вам предстоит доказать, что вы владеете этими знаниями и умениями применять данные знания при решении задач.

  • Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

  • «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин).

Так давайте не будем упускать эту возможность и займемся математикой. Одно из замечательных качеств математики — развитие любознательности.

  • Сегодня у нас обобщающий урок по теме блока «Уравнения с одной переменной»

Н.Е.Жуковский сказал: “В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии”. Сегодня на уроке мы ещё раз увидим всю красоту такой математической структуры как уравнения. Ведь уравнения- одна из сквозных тем всего курса математики, проходящая красной линией с 1 по 11 класс. И нет в математике ничего изящнее, чем красиво решённое уравнения.

  • «Гений – это1% вдохновения и 99% пота» Эдисон Томас.

 Вообще-то мы уже на 99% попотели и научились складывать, вычитать и сравнивать десятичные дроби, и сегодня нам осталось только показать то чему мы научились.

  • "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения , по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".   А.Эйнштейн

  • Сегодня мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.

Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

 

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

 до чего он может додуматься сам.

 Давайте возможность каждому ребёнку

 сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова

(Сл.21)Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа т ребует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблемная ситуация».

(Сл.22)Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Трапеция» в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

C:\Users\Tatuana\Desktop\m170ee9e0.png

 Рис. 1. Четырёхугольники.

Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»

 Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»

 Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».

 Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»

 Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».

 Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.

 Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?»

 Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

(Сл.23) Прием «Проблемная ситуация». Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

 Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

 Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог).

C:\Users\Tatuana\Desktop\add7a7d.png

 Рис.2.Доли прямоугольника.

Учитель спрашивает класс: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем педагог предлагает сравнить дроби 2/5и 4/5, 7/12 и 5/12, 2/3 и 4/5 . Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.

(Сл.24)Прием «Группировка». Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока.

 Урок в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник».

C:\Users\Tatuana\Desktop\m3598ef2d.png

 Рис. 3. Набор треугольников.

Учитель предлагает провести группировку изображенных треугольников. Дети группируют. Учитель спрашивает класс: «Что является основанием для классификации?» Дети отвечают: «Внешний признак: две равные стороны». Учитель: «Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания?» Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

 Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Урок математики в 6 классе (УМК:Математика 5 класс Н. Я. Виленкин и др.)

 Тема урока: Как сложить два отрицательных числа? Учитель: «Прочитаем тему урока». Ученик: «Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?» Ученики: «Да, с помощью координатной прямой». Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7». Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?» Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой».

 (Сл.25)Приём «Исключение». Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.

 Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа». (УМК:Математика 5 класс Н. Я. Виленкин и др.) Тип урока: урок изучения нового материала. Учащимся предлагает рассмотреть ряд выражений: 2•2•2•2; 17•4•56•120; а • а • а •…• а; 3•3•3•3•3; 4•4•4•4; 7 •7•7; 5•5. Учитель начинает диалог с вопроса: «Что вы заметили общего в этих выражениях?» Ответ учащихся: «Все выражения содержат только действие умножения». Педагог задаёт следующий вопрос классу: «Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?» Ученики называют произведение 17•4•56•120. Далее учитель ведёт диалог с учениками, задавая им следующие вопросы: «Что отличает другие выражения от произведения 17•4•56•120?», «Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?», «А кто-нибудь знает, как можно записать их короче? И как называются такие записи?» После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. Учитель выслушав ответы учеников знакомит с названием объекта и спрашивает класс: «Как вы думаете какова тема урока?» Ученики формулируют тему урока. Учитель по необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

Прием «Моделирование жизненной ситуации» Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.

Урок математики в 5 классе (УМК:Математика 5 класс Н. Я. Виленкин и др.) Тема урока: Проценты.

(Сл.26) Учитель предлагает решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Проценты».

 Учитель: «Сформулируйте цель урока». Ученики: «Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты».

Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, "Рациональные числа", "Квадратное уравнение". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

 Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

(Сл.27)« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»

         В.А. Сухомлинский

(Сл.28)Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

  • Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
  • Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
  • И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
  • Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
  • Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

(Сл.29)

Урок математики обладает рядом специфических особенностей:

-Содержание урока всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.

- В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.

- Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин (физики, химии, экономики, информатики).

-Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики.

 - При обучении математике должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно подготовить образованного современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Методическая разработка организационного этапа урока

Как часто преподавателю при подготовке к уроку приходиться задавать себе вопрос: «С чего начать?».  Да, с чего же начать урок?  Как правило,  мы начинаем с трад...

Организационный момент урока.

Организационный момент урока очень важен, так как является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождени...

 Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока».

Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока»....

Организационная структура урока

Технологическая карта урока по литературе....

Использование “ icebreakers” в качестве речевой разминки на организационном этапе урока английского языка.

Данная статья познакомит учительниц и учителей английского языка с разминками «icebreakers»....