Методические материалы
учебно-методическое пособие на тему

Казымова Людмила Николаевна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdans._stanovl._lichnosti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

               “ Средняя    школа   № 2  г.  Дубны    Московской    области ”.

                         Гражданское  становление

             личности  в   подростковом   возрасте.

                                                                              Учитель    Казымова  Л.Н.

        2010 год

      Становление  гражданского  общества  и  правового  государства  в  нашей  стране  во  многом  зависит  от  уровня  гражданского образования  и  патриотического  воспитания.  Сегодня  коренным  образом  меняются  отношения  гражданина  России  с  государством  и  обществом.  Гражданин  получил  большие  возможности  реализовать  себя  как  самостоятельную  личность  в  различных  областях  жизни  и  в то  же время  возросла  ответственность  за  свою  судьбу  и  судьбы  других  людей.

 

      Воспитание подрастающего поколения — дело сегодня важное, нужное и ответственное. Тут нет готовых моделей, готовых рецептов: ведь каждый ребенок — человек особенный, ни на кого не похожий; увидеть в нем уникальную личность и помочь его становлению, воспитание гражданина своего Отечества — вот те задачи, которые решают педагоги.

 

    Детский  возраст  является  наиболее  оптимальным  для  системы  гражданско  - патриотического  воспитания,  так  как  это  период  самоутверждения,  активного  развития  социальных  интересов  и  жизненных  идеалов. Только  через  активное вовлечение  в  социальную  деятельность  и  сознательное  участие  в  ней,  через  изменение  школьного  климата,  развитие  самоуправления  можно  достигнуть  успехов  в  этом  направлении.

        Классным  руководителем  5 “Б”  класса  я стала  в  2007  году. Сейчас в  7  “Б”  классе 10  учащихся,  из  них  2  девочки,  8  мальчиков.

        Цель  воспитания:

     -  гражданско – патриотическое  воспитание  в  подростковом  возрасте;

     -  пропаганда  и   популяризация  среди  молодёжи  здорового  и  безопасного  образа  жизни;

     -  совершенствование  и  выработка  новых  форм  и  методов подготовки  к  безопасному  поведению  в  чрезвычайных  ситуациях  по  оказанию  само – и  взаимопомощи.

 

  Работу по содержанию системы воспитания школа ведёт по четырём направлениям: работа с учителями, работа с учащимися, работа с родителями и работа с внешкольными организациями.

   Я остановилась на двух направлениях:

     - работа с учащимися;

     - работа с родителями.

  Дети, обучающиеся в классе, неоднородны по социальному статусу своих родителей, что накладывает отпечаток на поведение, обучение и нравственное воспитание детей.

  Совесть, доброта, честность, убеждения - все эти свойства не даются человеку от рождения- всё это смысловые установки личности, которые формируются в совместной деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов.

   Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путём сравнения себя с другими людьми и путём сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

   Активная самооценка позволяет правильно поставить цели воспитания. Она формируется в тех случаях, когда человек выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, учебном заведении, на отдыхе, критически сопоставляет себя с окружающими.

   Если результат этих контактов - заниженная самооценка, учащиеся начинают находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Они теряют уверенность в себе. Им становится труднее учиться, сложнее контактировать с товарищами, участвовать в общих делах. Ценностные отношения и их осмысление зависят от возраста и степени развития учащихся. И так как такое можно предвидеть, то согласно особенностям развития составляется программа работы, имеющая 3 важные особенности:

  1. Каждый ребёнок строго индивидуален, его вхождение в общество

     субъективно, задача педагогов правильно нивелировать его   индивидуальность.

  1. Жизнь ребенка - постоянное изменение, а конкретные предметные программы предполагают некоторую статичность.
  2. Социальная действительность настолько динамична, что зачастую не позволяет предвидеть даже ближайшее будущее. Тем не менее необходимо обеспечение условий вхождения каждой личности в социальную жизнь на данном уровне культуры с учётом возрастных особенностей.

    Поведение и усвоение школьной программы зависит от степени подготовленности учащихся. Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у некоторых детей сочетаются с ослабленным нервно-психическим здоровьем.

   Неблагополучные семейные отношения, которые приводят к эмоциональным      перегрузкам, что напрямую влияет на психику этих детей:

    -  рост  алкоголизма,  наркомании,  курения,

       -  низкая  культура  семейного  воспитания.

    Отличительной  особенностью  обучения  таких  детей  является  специальная коррекцион но – развивающая  программа  щадящего  режима,  где  учебный  материал  преподносится  небольшими  порциями,  а  усложнение  происходит постепенно,  что  позволяет  осуществлять  индивидуальный  подход,  учитывая  характерные  для  каждого  ребёнка   затруднения.

    Необходимо  систематически  восполнять  пробелы  в  элементарных  знаниях  детей,  активизировать  их  познавательную  деятельность,  развивать  у  них  наблюдательность,  внимание,  память,  мышление,  повышать  уровень  общего  развития.

   Гражданская  позиция  неразрывно  связана  со  становлением  личности  человека.  В  нашем  случае  учащегося – ребёнка.  В первую  очередь  воспитание  человека  гражданина  своей  страны  начинается  в  семье  и  продолжается  в  школе.

   В  связи  с  чем  между  родителями  и  школой  должна  быть  неразрывная  связь,  которая  выражается  в  постоянном  взаимодействии  родителей,  классного  руководителя,  педагогов  школы.

      В  рамках  родительского  всеобуча  используются  традиционные  формы  работы:

   1. родительские  собрания,  направленные  на  обсуждение  наиболее         актуальных  вопросов  воспитания  детей  в  семье;

  2. знакомство  родителей  с  задачами  и  итогами  работы  школы:

 -  основы  формирования  у  ребёнка  навыков  здорового  образа  жизни,

 -  типичные  недостатки  семейного  воспитания  и  пути  их  преодоления.

    Поэтому  в  течение  трёх  лет  ведётся  работа  с  родителями.  Родители  в  силу  своих  возможностей  и  свободного  времени  принимают  посильное  участие  в  жизни  класса,  всегда  откликаются  на  просьбы  классного  руководителя.

   Дети  с  пониженным  интеллектом   не  умеют  анализировать,  сравнивать,  давать  оценки  на  основе  полученной  информации.  В связи  с  этим  необходимо  применять  дифференцированный  подход  в  обучении  учащихся,  учитывая  разные  психофизические  характеристики  и  умственные  способности  детей.

   По  всем  возникающим  проблемным   вопросам  воспитания  постоянно  советуюсь  и  работаю  с  социально – психологической  службой  школы  и   Багровым  Павлом  Геннадьевичем.

   Человек  как  личность  проявляется  через вклады  в   других  людей,  через  те  изменения  в  жизни  других  людей,  которые  мы  производим  своими  действиями,  поступками  и  деяниями.

   Пока  будем  проповедовать,  что  все  пороки  и  добродетели  живут  в  самой  натуре  ребёнка,  острие  воспитательных  усилий  будет  направляться  явно  не  по  адресу.

    Чем  больше  мы  критикуем  ученика,  говоря  ему,  что  он  превратится  в  отпетого  типа,  попадёт  под  влияние  уличных  компаний,  тем  сильнее  привлекаем  ученика  к  этим  компаниям,  к  их  антиидеалам.

    Бывает,  что  обстоятельства  судьбы  обрекают  его  на  социальную  позицию  вечного  неудачника,  неуспевающего,  аутсайдера  в  классе.  Но  верно  ли,  что  нужно  на  примере  такого  отстающего  ученика  показывать  всему  классу то,  каким  не  надо  быть?

   Ведь  мы  тогда  закрепим  позицию  неудачника,  а  вместе  с  ней  и  растущий  комплекс  неполноценности.  В  таком  случае  любые  нравоучения,  критика  возымеют  скорее  негативный,  чем  позитивный  эффект.  До  тех  пор  пока  не  будет  изменена  социальная  позиция  ученика  в  группе,  пока  его  не  вернёт  в  жизнь  класса новая  социальная  роль,  он  будет  искать  самоутверждения  вне  школы.

   Гонимый  в  школе,  он  нередко  становится  “жёстким”  лидером  компаний  сверстников  на  улице. Смена  социальной  позиции  и  есть  тот  рычаг,  с  помощью  которого  осуществляется  переделка  стремлений  и  мотивов  личности.

   В связи  с  этим  выбор  школы  на  курс  гражданско –  патриотического  воспитания  является  наилучшим  рычагом  для  воспитания  трудных  подростков.  Важным  моментом  воспитания   школы  является  еженедельная  линейка – построение в  8  часов  утра  учащихся  старших  классов  с  исполнением  гимна  РФ.  Все  мы  прекрасно  знаем,  что  гордость  юного  человека  своей  страной  проявляется  с  уважения  к  государственным  символам.

   Гражданско – патриотическое  воспитание  в  современных  условиях  -  это целенаправленный,  нравственно  обусловленный  процесс  подготовки  подрастающего  поколения  к  функционированию  и  взаимодействию  в  условиях  демократического  общества.  

   

  Гражданско – патриотическое  воспитание  способствует  становлению  и  развитию  личности,  обладающей  качествами  гражданина  и  патриота  своей  страны.

    Гражданственность – одна  из  отличительных  черт  современного  человека. Это  умение  радоваться  успехам  нашей  страны,  испытывать  уважение  к  своему,  чувствовать  собственную  причастность  к  событиям  в  стране,  в  коллективе  способен лишь  гражданин.  Желание  видеть  свою  страну  ещё  более  сильной,  могущественной  и   красивой,  свой  народ  счастливым – это  начало  активной  жизненной  позиции.

    Патриотизм – это  в  первую  очередь  ответственность. Ответственность  за  себя,  за  родителей,  за  Родину. И  эти  качества  мы  должны  воспитывать  в  своих  детях  с  детства.  Сами  собой  эти  качества  не  появляются,  подумайте  и  вспомните  всегда  ли  вы  сами  поступали  правильно,  честно,  не  лгали  ли  себе  и  другим.

 Гражданственность и  патриотизм  неразрывно  связаны  между  собой.

 

   Патриотизм  -  одинаково  присущ  всем  нациям,  народностям,  классам  нашей  страны.  Он  выражается  в  целом  комплексе  чувств:  в  чувстве  любви  к  своей  Родине,  сплетаются  чувства  национальной  гордости,  долга,  чести,  совести,  дружбы,  уважения,  терпимости  к  людям  разных  национальностей,  верований  и  убеждений.

   В  то  же  время – это  активная  борьба  с  проявлениями  шовинизма,  национализма,  расовых  предрассудков.

   Выпускников  2007 года,  бывшего  моего  10 “Б” класса,  ставлю  в  пример  своим  ученикам  сегодняшнего  7 “Б” класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...