Методические материалы
учебно-методическое пособие на тему
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdans._stanovl._lichnosti.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“ Средняя школа № 2 г. Дубны Московской области ”.
Гражданское становление
личности в подростковом возрасте.
Учитель Казымова Л.Н.
2010 год
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей.
Воспитание подрастающего поколения — дело сегодня важное, нужное и ответственное. Тут нет готовых моделей, готовых рецептов: ведь каждый ребенок — человек особенный, ни на кого не похожий; увидеть в нем уникальную личность и помочь его становлению, воспитание гражданина своего Отечества — вот те задачи, которые решают педагоги.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско - патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Классным руководителем 5 “Б” класса я стала в 2007 году. Сейчас в 7 “Б” классе 10 учащихся, из них 2 девочки, 8 мальчиков.
Цель воспитания:
- гражданско – патриотическое воспитание в подростковом возрасте;
- пропаганда и популяризация среди молодёжи здорового и безопасного образа жизни;
- совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях по оказанию само – и взаимопомощи.
Работу по содержанию системы воспитания школа ведёт по четырём направлениям: работа с учителями, работа с учащимися, работа с родителями и работа с внешкольными организациями.
Я остановилась на двух направлениях:
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Дети, обучающиеся в классе, неоднородны по социальному статусу своих родителей, что накладывает отпечаток на поведение, обучение и нравственное воспитание детей.
Совесть, доброта, честность, убеждения - все эти свойства не даются человеку от рождения- всё это смысловые установки личности, которые формируются в совместной деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов.
Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путём сравнения себя с другими людьми и путём сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.
Активная самооценка позволяет правильно поставить цели воспитания. Она формируется в тех случаях, когда человек выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, учебном заведении, на отдыхе, критически сопоставляет себя с окружающими.
Если результат этих контактов - заниженная самооценка, учащиеся начинают находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Они теряют уверенность в себе. Им становится труднее учиться, сложнее контактировать с товарищами, участвовать в общих делах. Ценностные отношения и их осмысление зависят от возраста и степени развития учащихся. И так как такое можно предвидеть, то согласно особенностям развития составляется программа работы, имеющая 3 важные особенности:
- Каждый ребёнок строго индивидуален, его вхождение в общество
субъективно, задача педагогов правильно нивелировать его индивидуальность.
- Жизнь ребенка - постоянное изменение, а конкретные предметные программы предполагают некоторую статичность.
- Социальная действительность настолько динамична, что зачастую не позволяет предвидеть даже ближайшее будущее. Тем не менее необходимо обеспечение условий вхождения каждой личности в социальную жизнь на данном уровне культуры с учётом возрастных особенностей.
Поведение и усвоение школьной программы зависит от степени подготовленности учащихся. Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у некоторых детей сочетаются с ослабленным нервно-психическим здоровьем.
Неблагополучные семейные отношения, которые приводят к эмоциональным перегрузкам, что напрямую влияет на психику этих детей:
- рост алкоголизма, наркомании, курения,
- низкая культура семейного воспитания.
Отличительной особенностью обучения таких детей является специальная коррекцион но – развивающая программа щадящего режима, где учебный материал преподносится небольшими порциями, а усложнение происходит постепенно, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, учитывая характерные для каждого ребёнка затруднения.
Необходимо систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях детей, активизировать их познавательную деятельность, развивать у них наблюдательность, внимание, память, мышление, повышать уровень общего развития.
Гражданская позиция неразрывно связана со становлением личности человека. В нашем случае учащегося – ребёнка. В первую очередь воспитание человека гражданина своей страны начинается в семье и продолжается в школе.
В связи с чем между родителями и школой должна быть неразрывная связь, которая выражается в постоянном взаимодействии родителей, классного руководителя, педагогов школы.
В рамках родительского всеобуча используются традиционные формы работы:
1. родительские собрания, направленные на обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье;
2. знакомство родителей с задачами и итогами работы школы:
- основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни,
- типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Поэтому в течение трёх лет ведётся работа с родителями. Родители в силу своих возможностей и свободного времени принимают посильное участие в жизни класса, всегда откликаются на просьбы классного руководителя.
Дети с пониженным интеллектом не умеют анализировать, сравнивать, давать оценки на основе полученной информации. В связи с этим необходимо применять дифференцированный подход в обучении учащихся, учитывая разные психофизические характеристики и умственные способности детей.
По всем возникающим проблемным вопросам воспитания постоянно советуюсь и работаю с социально – психологической службой школы и Багровым Павлом Геннадьевичем.
Человек как личность проявляется через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы производим своими действиями, поступками и деяниями.
Пока будем проповедовать, что все пороки и добродетели живут в самой натуре ребёнка, острие воспитательных усилий будет направляться явно не по адресу.
Чем больше мы критикуем ученика, говоря ему, что он превратится в отпетого типа, попадёт под влияние уличных компаний, тем сильнее привлекаем ученика к этим компаниям, к их антиидеалам.
Бывает, что обстоятельства судьбы обрекают его на социальную позицию вечного неудачника, неуспевающего, аутсайдера в классе. Но верно ли, что нужно на примере такого отстающего ученика показывать всему классу то, каким не надо быть?
Ведь мы тогда закрепим позицию неудачника, а вместе с ней и растущий комплекс неполноценности. В таком случае любые нравоучения, критика возымеют скорее негативный, чем позитивный эффект. До тех пор пока не будет изменена социальная позиция ученика в группе, пока его не вернёт в жизнь класса новая социальная роль, он будет искать самоутверждения вне школы.
Гонимый в школе, он нередко становится “жёстким” лидером компаний сверстников на улице. Смена социальной позиции и есть тот рычаг, с помощью которого осуществляется переделка стремлений и мотивов личности.
В связи с этим выбор школы на курс гражданско – патриотического воспитания является наилучшим рычагом для воспитания трудных подростков. Важным моментом воспитания школы является еженедельная линейка – построение в 8 часов утра учащихся старших классов с исполнением гимна РФ. Все мы прекрасно знаем, что гордость юного человека своей страной проявляется с уважения к государственным символам.
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества.
Гражданско – патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Гражданственность – одна из отличительных черт современного человека. Это умение радоваться успехам нашей страны, испытывать уважение к своему, чувствовать собственную причастность к событиям в стране, в коллективе способен лишь гражданин. Желание видеть свою страну ещё более сильной, могущественной и красивой, свой народ счастливым – это начало активной жизненной позиции.
Патриотизм – это в первую очередь ответственность. Ответственность за себя, за родителей, за Родину. И эти качества мы должны воспитывать в своих детях с детства. Сами собой эти качества не появляются, подумайте и вспомните всегда ли вы сами поступали правильно, честно, не лгали ли себе и другим.
Гражданственность и патриотизм неразрывно связаны между собой.
Патриотизм - одинаково присущ всем нациям, народностям, классам нашей страны. Он выражается в целом комплексе чувств: в чувстве любви к своей Родине, сплетаются чувства национальной гордости, долга, чести, совести, дружбы, уважения, терпимости к людям разных национальностей, верований и убеждений.
В то же время – это активная борьба с проявлениями шовинизма, национализма, расовых предрассудков.
Выпускников 2007 года, бывшего моего 10 “Б” класса, ставлю в пример своим ученикам сегодняшнего 7 “Б” класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...