«Всестороннее развитие обучающихся, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики в условиях коррекционной общеобразовательной школы»
учебно-методический материал на тему

Никифорова Елена Анатольевна

Отчет по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА"

(ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская С(к)ОШИ")

Отчет по теме самообразования:

«Всестороннее развитие обучающихся, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики в условиях коррекционной общеобразовательной школы»

   Подготовила учитель ритмики:

Никифорова Е.А.

р.п. Средняя Ахтуба

Всестороннее развитие обучающихся, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики в условиях коррекционной общеобразовательной школы.

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" 

Платон

 

В наше  социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. На уроках ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, уроки больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с младшими школьниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. 

Задачи обучения и воспитания детей на уроках ритмики:

1.Развитие музыкальности. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,    понимать содержание.       Развитие музыкального слуха, чувства ритма. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству. Развитие музыкальной памяти.
2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными   видами движений.
6.Развитие способностей фантазии и импровизации.
7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения  выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

    Футболка белого цвета. Шорты темного цвета.  Балетки белого или черного цвета. Волосы у девочек должны быть собраны в пучок.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на уроках ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Для развития творческой исполнительской  деятельности в танце,
детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или  иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять  свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
На уроках ритмики я предоставляю возможность полноценно развивать  индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

     Гармония (от греч.) - " согласие, лад, красота ".  Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия, всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в  творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус? 
Эстетический вкус воспитывается, во-первых,  благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства,  понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на школьных праздниках, концертах и творческих вечерах. 

Полагается, что  детство, связанное с занятиями музыкой и танцами,  помогают детям  выражать радость, переживать горе, расти и развиваться.  

     Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

     Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, я на уроках  посвящаю  исследованию раскрытия одной новой для детей  эмоции.
Например: каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия  помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и  чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Цель музыкальных занятий на уроках ритмики:

     Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце  и осмысленного восприятия  музыкального  произведения. А так же развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки         (характер, жанр, сильная  и слабые  доли).
На уроках я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой  -  это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, уроки помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря таким урокам, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Для этого мною применяются  специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как "Паровозики", "Пингвины", "Котята", "Лягушки" и т.д.

 "Музыкальная ритмика"

С целью помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я применяю  методику "Музыкальная ритмика" для детей младшего школьного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и "пропевать" танцевальные движения,  тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в  творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые  всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Танцевальные этюды из "Музыкальной ритмики":

  1. "Петушок"  из собрания "Детские потешки"
    Петушок, петушок
    Золотой гребешок.
    Маслена головушка
    Шёлкова бородушка!
    Что ты рано встаёшь
    Деткам спать не даешь?
  1. "Тили-тили"    из собрания "Детские потешки"
    Тили-тили-тили-бом!
    Загорелся Кошкин дом.
    Кошка выскочила
    Глаза выпучила.
    Бежит курица с ведром
    Заливает Кошкин дом.

     3. "Курица-красавица"    стихи К. Чуковского 
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.

     4. " В магазине игрушек" стихи В. Берестова 
Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас в магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!

   5. "Новогодняя"   стихи К. Чуковского 
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе снами,
Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой и серебряной бумаги

Потому что у ворот
Постучался Новый Год!
Новый, новый, молодой
С золотою бородой!

    А также использую музыкально- игровые занятия для школьников с целью помочь детям понять танец и музыку, под которую танцую:

1. "Угадай-ка"
Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры - птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.
А теперь поиграем в "Угадай мелодию".

2. "Тик-так"
Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.
Полька  2/4, вальс 3/4 . Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

3. "Повторяй-ка"
Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами, протопать ногами и т.д.

 4. "Поиграем в тишину"
Что такое пауза и как её просчитать.

5. "Слушаем и рассказываем"
Слушаем Вальс Доги к кинофильму  " Мой нежный и ласковый зверь ".
Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?
Анализируем музыкальное произведение.
Какой характер, темп и размер ( сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)
 

 6. "Маленькие фантазии"
Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?
Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер ?
В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое  незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.
Урок заканчивается  ритмичными хлопками и поклоном.

     Методика "Радужная полянка" для разучивания танцев с детьми  придерживается следующих основных принципов:

- Правильный подбор музыкального произведения.
- Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и  современных танцев.
- Разнообразие движений и высокая динамичность.
Проведение музыкальных  уроков в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
- Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".
- Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
- Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
- Разучивание детских танцев через игры "Зеркало" и "Радужная полянка".

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо  на открытых уроках.

На уроках я использую наглядный материал (сигнальные карточки ), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит  музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На уроках я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.
Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, гибко чередую  упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работаю с учениками индивидуально.

Я пришла к выводу, что "Музыкальная ритмика" способствует более быстрому развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

Учу внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Придумываю совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и даю возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или  прошу ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы- живые или неживые.

Большинству детей не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе уроков ритмики.

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Уроки ритмики  дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание  с  развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. В. Морозов. "В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 1965.  - 18 с.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.

3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики      "Ритмика". Пермь, 1997

4. Ерохина О.В. "Школа танцев для детей". Феникс, 2003. - 10 с.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. -
М.: Музыка, 1961.

6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. "Учите детей танцевать".
М.: Музыка, 1961. - 10 с.

7. С. Сагитов, "Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов хужожественной самодеятельности", М., Музыка, 1972. - 49 с.

Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА"

(ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская С(к)ОШИ")

Отчет по теме самообразования:

«Всестороннее развитие обучающихся, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики в условиях коррекционной общеобразовательной школы»

   Подготовила учитель ритмики:

Никифорова Е.А.

р.п. Средняя Ахтуба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"

Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие  умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной общеобразовательной школы

Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для обучающихся с ...