О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР
статья на тему
У обучающихся с ОНР существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи из-за ограничености словарного запаса. Наиболее она проявляется у школьников при составлении как повествовательных, так и описательных рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_novoe.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР
Педагоги, работающие с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи (ОНР), знают, как непросто научить младших школьников описательной речи. Описание обладает как общими, типичными для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Связность и образность характерны для любого монолога, но в описательном тексте межфразовая связь подчиняется законам его перечислительной структуры, а выразительные средства языка призваны подчеркнуть особенности объекта описания. Недостаток описательной речи, являющейся начальным этапов овладения монологической речи, оказывает влияние на развитие самостоятельной повествовательной речи в дальнейшем.
Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности); его связностью (правильность согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи); образностью (использование средств лексической выразительности).
Изучение описательной речи детей восьмого года жизни с ОНР третьего уровня выявило: немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; их рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи редко используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны или вовсе отсутствуют.
Описательная речь младших школьников с ОНР требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:
-умения вычленять и называть признаки объекта описания;
-умения перечислять признаки в определенной последовательности (в логике описательной структуры);
-умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.
По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А Ткаченко и др.). Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике. Однако анализ рекомендаций по использованию моделирования в развитии описательной речи у младших школьников с нарушениями речи обнаружил ряд пробелов. Во-первых, среди рекомендуемых отсутствуют модели, отражающие наиболее характерную для описательных текстов параллельную (лучевую) связь. Во-вторых, существующие рекомендации ограничивают действия наглядного моделирования использованием готовых моделей. Такие действия, как замещение и построение моделей, практически не предусматриваются.
Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких как:
-упражнения в наблюдательности (детей учили видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности);
-словарные и грамматические упражнения, сопровождающие рассматривание и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка; а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений и т.п.
Указанные упражнения сочетались с обучением детей действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). Упражнения в подборе таких символов проводились до полного освоения детьми действий замещения. Данная работа возможна при условии овладения детьми навыками словообразования прилагательных (Лалаева Р.И.).
С целью овладения учащимися младших классов с нарушениями речи в дальнейшем навыками описательных рассказов, использовать работу по словообразованию, согласно основному онтогенетическому принципу коррекционной работы. При этом словообразование различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Р.И. Лалаева выделяет 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей, где словообразованию прилагательных определялся II этап коррекционной работы, после овладения навыками словообразования существительных. Автор рекомендовал проводить коррекционную работу в следующей последовательности:
а) образование притяжательных прилагательных (сначала с суффиксом – ин–; затем – с суффиксом – j-);
б) образование качественных прилагательных;
в) образование относительных прилагательных (сначала – с суффиксом ов–; затем – с суффиксом – н-).
В.И Селиверстов считает, что работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории - части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие - лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений.
Автор указывает дополнительные задачи в работе над словом:
-работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению:
-работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;
-работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;
-работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;
-работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;
-работать над смысловой сочетаемостью слов;
-работать над активизацией поиска слов ребенком.
Л.П. Ефименкова, а также и Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова предлагают работу над словом начинать с уточнения, расширения и активизации словарного запаса детей. Л.П. Ефименкова отмечает, что нужно знакомить детей со словоизменением и словообразованием, учить делить слова на слоги. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова описали приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.
Проблема овладения словарём признаков у детей с ОНР рассматривается в лексико-грамматической сфере. Разработка технологий коррекционно-логопедической работы по развитию словаря-признаков у детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях школы предусматривает следующие этапы:
I этап. Подготовительный.
Цель. Формирование продуктивных словообразовательных моделей.
Задачи.
Образование качественных прилагательных с суффиксами –Н- и –К-.
Образование относительных прилагательных с суффиксами –Н- (-ИН-), -ОВ- (-ЕВ-), -СК-.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН-.
II этап. Основной.
Цель. Формирование навыка словообразования имен прилагательных с использованием малопродуктивных моделей.
Задачи.
Образование качественных прилагательных с суффиксами –Е-, -АТ- (-ЧАТ).
Образование относительных прилагательных с суффиксами –АЛЬН- (-ЕЛЬН-), -АН- (-ЯН-).
Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ИЙ-, -Й-
III этап. Закрепление в речи различных словообразовательных моделей имен прилагательных.
Цель. Закрепление раннее сформированных словообразовательных моделей продуктивных и менее продуктивных.
В коррекционной работе по развитию словаря-признаков у младших школьников с ОНР использовать различные методы словарной работы:
-рассматривание предметов,
-рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
-дидактические игры и упражнения.
-тренировочные упражнения и тесты.
Результаты коррекционной работы должны привести к увеличению объема активного словаря прилагательных, как по количеству, так и по качественным показателям, т.е. по распределению прилагательных по группам. Учащиеся первого класса с ОНР к концу учебного года должны уметь составлять описательные, описательно-повествовательные рассказы, а также рассказы по серии картин, одной картине и по воображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы
Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....
Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".
Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....
О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР
У обучающихся с общим недоразвитием речи из-за ограниченности словарного запаса существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи. Наиболее проявляется она у детей ...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...