Проблемы мотивации к изучению информатики в школе
статья на тему

Темой  самообразования учителей информатики нашей школы является «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.  За время работы  над темой у нас накопился небольшой опыт, и нам хотелось бы поделиться некоторыми интересными, может быть, новыми, на наш взгляд, аспектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_motivatsii_k_izucheniyu_informatiki_v_shkole.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Темой  самообразования учителей информатики нашей школы является «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.  За время работы  над темой у нас накопился небольшой опыт, и нам хотелось бы поделиться некоторыми интересными, может быть, новыми, на наш взгляд, аспектами.

Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках информатики и ИКТ  и во внеурочное время

Напомним некоторые педагогические подходы активизации познавательной деятельности.

Подобные вопросы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер. И от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Факторы, формирующие познавательную деятельность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

http://www.pandia.ru/text/77/367/images/image001_64.gif

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными: социальными, личностными и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим и поэтому является действенным, реальным мотивом учения

Мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), поэтому все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.

Познавательная активность считается одной из ведущих качеств личности, формирование который среди целей обучения стоит на первом месте.

Так как именно мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах, то я хочу поговорить о проблеме мотивации и мотивированности к изучению информатики в школе.

Проблемы мотивации к изучению информатики

в школе

…никакая внешне предлагаемая
информация не может быть перенесена
внутрь … если у школьника нет
соответствующей мотивации и
личностно значимых образовательных процессов.
Андрей Викторович Хуторской

Позвольте вам напомнить термины, которые буду использовать в своем выступлении.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

1. За последние несколько лет мотивы изучения предмета изменились.

В чем причины?

Если 10 лет назад персональный компьютер дома был только у 1 из 10 обучающихся (старшеклассников) и сам компьютер притягивал, был окружен «таинственностью», вызывал огромный интерес, то сегодня компьютер – фактически бытовой прибор, и на первый урок информатики ученик приходит, уже умея выполнять некоторые технологические операции. Самостоятельное освоение некоторых (в т.ч. и игровых) программ создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроках информатики и ИКТ. Необходимость изучения теоретических основ информатики (теория информации, системы счисления, основы логики, аппаратное обеспечение компьютера, программирование)  порой вообще вызывает недоумение у учащихся.

А эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.  

Отсюда возникают проблемы и противоречия, влекущие за собой трудности мотивации к изучению информатики:

  1. противоречие между общепринятым мнением об информатике как о предмете игровом и легком  и теоретической сложностью предмета;
  2. противоречие между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике к мыслительным операциям учащихся, и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности (как, впрочем, и в математике, например);
  3. ошибочное восприятие предмета как исключительно непосредственной работы на персональном компьютере. А использование компьютера на уровне бытового прибора дома практически исключило элемент новизны и, как следствие, снизило мотивацию к предмету как таковому;
  4. наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в той или иной сфере. При этом ребёнок самостоятельно не может осознать степень поверхностности имеющихся у него знаний. Это является частичной причиной потери интереса к учёбе;
  5. учебники часто не содержат мотивационного введения, не предпринимая никаких попыток объяснить, зачем ученику надо изучать данный предмет (для вузовских учебников это естественно — человек уже выбрал специальность и теперь без лишних вопросов обязан изучать программу, предусмотренную данной специальностью).

И чем  старше становится ученик, тем острее он нуждается в подобной мотивации, так как интерес к учению начинает носить прагматический характер. Ведь все мы видим, что ученики старших  классов чаще, чем младшие школьники спрашивают: «Зачем мне информатика? Зачем мне надо изучать системы счисления? и т.п.». И хорошо, если спрашивают. А то, бывает, уже решат про себя, что «эта тема мне не нужна, значит, ее  изучать не буду».

И поэтому зачастую решение проблемы мотивации просто перекладывается на плечи учителя.

Поэтому считаю, что первый урок информатики во вновь сформированных 8-х и 10-х классах необходимо начинать с  глобальной мотивации: объяснения, что такое информатика, зачем она нужна. Хочется всегда начать со слов: «В современном обществе нельзя прожить без знаний информатики (а также химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания). Но дети видят, что многие люди спокойно и достаточно обеспеченно живут без знаний информатики в этом «современном обществе», отсюда вывод – такой прием создания мотивации малоэффективен. Поэтому на первых уроках изучения темы «Вещественно-энергетическая картина мира», например, в 10 классе я веду разговор о том, что современное общество меняется, стремится стать информационным, где главным ресурсом будет информация, информатика – наука об информации и т.д., что даже военные конфликты имеют информационную составляющую (и даже говорю о войне 2008 г. Северная Осетия – Грузия, где Российская сторона потерпела поражение именно в информационной войне, выиграв все остальные сражения – этот момент очень заинтересовывает учащихся),  говорю о том, что как скоро Россия вступит в информационное общество зависит от каждого их нас, таким образом, взываю в т. ч. и к чувству патриотизма.

Именно мотивацию к изучению информатики в целом на первых уроках, а далее к изучению каждой отдельно взятой темы, введения каждого понятия, овладения каждым умением, приобретения каждого навыка считаю залогом успеха дальнейшего изучения материала учащимся.

Такую мотивацию называю локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим опытом, талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Но даже учащийся, мотивированный на изучение информатики или той или иной темы, в дальнейшем может частично утратить интерес, если мы не будем стимулировать познавательную и творческую активность,  используя различные методы обучения и формы организации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Проблема снижения мотивации к изучению информатики и пути ее решения"

Мотивация изучения учащимися курса информатики.  Приемы формирования мотивации к изучению информатики.Презентация. Формы работы на уроке по повышению мотивации....

Проблема мотивации при изучении иностранного языка

Доклад в форме презентации, раскрывающий виды мотивов и способы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка....

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках

Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Проблема мотивации к изучению иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматриваются современные проблемы , связанные с прееподаванием и изучением иностранного языка в средней школе....

Формирование мотивации к изучению информатики

Современное общество старается всячески убедить школьника, как важно ему изучать информатику, например: «Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш...

Проблема мотивации при изучении иностранного языка.

Способы решения  проблемы мотивации при изучении иностранного языка....