Проблема мотивации к изучению иностранного языка в условиях реализации ФГОС
статья по немецкому языку на тему

Морозова Марина Викторовна

В данной статье рассматриваются современные проблемы , связанные с прееподаванием и изучением иностранного языка в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема мотивации к изучению иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Морозова Марина Викторовна.

Учитель немецкого языка.

Лицей №15. г.Саратов

Педагоги и родители обучающихся в последнее время озадачены вопросом – почему у большинства учащихся из года в год наблюдается спад интереса к процессу обучения. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, по наблюдению многих педагогов, причинами возникновения данной проблемы могут являются следующие факторы:

  • неумение адаптироваться в современных условиях учебного процесса,
  • несовершенство методов и приёмов организации учебного процесса,
  • перегрузка учащихся учебным материалом,
  • неспособность мотивировать себя.

Работать в современной школе непросто: педагог должен постоянно решать, как мотивировать обучающихся к обучению, как удержать интерес детей к изучению того или иного школьного предмета. Проблема мотивации актуальна для всех школьных дисциплин. В том числе, от класса к классу заметно снижается интерес к изучению иностранного языка. И этот вопрос стоит особо остро.

Как известно, цель обучения иностранному языку – это формулирование коммуникативной компетенции, то есть обучение общению на данном языке. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. А это значит, что главной задачей учителя иностранного языка должно быть создание реальных и выдуманных ситуаций общения. Для этого необходимо использовать различные методы работы.

Противостоять спаду мотивации можно и нужно. При этом надо помнить, что мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями, пристрастиями и осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. [http://odiplom.ru/]

Опытный учитель умеет найти подход к каждому ученику, создать условия для возникновения интереса к изучению предмета. Таким образом, учитель должен выяснить мотивы деятельности ученика и впоследствии развивать их. Учитель должен также должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного предмета на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации, то есть создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком. [Волокитина Н.М. 1995 - с.310]

Для поддержания мотивации на протяжении всего процесса обучения считаю необходимым обращать внимание на все эмоциональные проявления детей. Именно поэтому одним из существенных психологических условий развития творческого потенциала является соблюдение принципов гуманистической психологии. Реализация принципов гуманистической психологии осуществляется посредством следующих положений:

  1. восхищаться каждой идеей ученика:
  1. позитивно  подкреплять все ответы ученика;
  2. использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное;
  1. создать климат взаимного доверия;
  2. обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью контролировать собственное продвижение.  [Яковлева Е.Л. 1997 – с.36]

В течение последних 15-ти лет, мы, педагоги, наблюдаем, что раннее обучение языкам даёт ощутимый результат. Оно стимулирует речевое развитие детей, приобщает детей к культуре и традициям стран изучаемого языка, создаёт благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, обеспечивает более раннее подключение второго иностранного языка. [Васильева М.М. 1998 – с. 208]

Все педагоги стремятся творчески подойти к организации учебного процесса, чтобы желание изучать иностранный язык не угасало в последующие годы. Задача любого учителя – сохранить интерес и закрепить успех учащихся.

Эффективным приёмом обучения является использование стихов и песен на уроках иностранного языка. На начальных этапах обучения использование поэтических текстов и песенок обеспечивает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Работа с иноязычными стихотворными текстами и песнями расширяет словарный запас, помогает быстрее усвоить лексико-грамматический материал, снижает «рутинность» изучения той или иной темы. Кроме этого, дети развиваются творчески и эмоционально.

Как правильно организовать работу над поэтическим текстом? Обычно это зависит от задач, которые ставит учитель. Прежде всего нужно снять лексические и фонетические трудности, если таковые имеются, затем учитель работает над переводом и грамматикой. Чаще всего изучению текста отводится не менее 2-х уроков. Небольшие рифмовки снимают напряжение в середине или конце урока. (Особенно, если они хороши знакомы детям.)

На раннем этапе обучения особенно важна роль песенок. Музыка положительно воздействует на чувства и эмоции детей. С помощью песен также можно с большим успехом отрабатывать лексику, грамматику, развивать аудитивные навыки.

 В комплекте УМК «Немецкий язык. 5 класс. Автор - Г.В.Яцковская (Вундеркинды)» больше внимания уделяется именно поэтическим текстам и песенкам. Учащиеся с неподдельным интересом изучают стихи, в которых содержится ранее изученная лексика и речевые клеше. Музыкальное оформление песенок позволяет снять напряжение, подвигаться. Песенки можно инсценировать и спеть по ролям.

Итак, работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка. [Якобсон П.М. 1998 – с. 304]

Викторины и загадки являются одним из средств релаксации, но при этом активизируют мыслительную деятельность и мотивируют обучающихся. Разгадывание различных загадок – всегда интересное занятие для детей любого возраста. Для младшего и среднего школьного возраста можно рекомендовать викторины-загадки, которые составлены из ранее изученной лексики. Например, по теме «Die Moebel»: Er hat vier Beine, aber kann nicht gehen. (Der Stuhl) – У него четыре ноги, но он не умеет ходить. (Стул); или по теме die «Jahreszeiten»: Zwoelf Brueder gehen Jahr um Jahr und werden me zusammen. Wer weis ihre Namen? (12 Monate) – 12 братьев идут год за годом и никогда не собираются вместе. Кто знает их имена? (12 месяцев). Для старших школьников  целесообразно проводить викторины на знание литературных произведений. Например, детям предлагается отгадать, в каком стихотворении есть следующие строки и кто автор произведения. Вот один из вариантов подобной викторины: за широкой ширмой ученик цитирует реплики того или иного героя – дети должны угадать – кто это? Несомненно, такой вид викторины является этапом проектно-исследовательского обучения. Учащиеся должны быть при этом мотивированы к чтению научно-популярной литературы.

Огромную мотивирующую роль играет чередование различных форм урока. Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка проводятся, чаще всего, после изучения определённой темы. Обстановка на таких уроках, как правило, тоже необычная. Обучающиеся ощущают атмосферу праздника. На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно представить следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определённой теме;
  • обеспечивается деловая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие учителя в уроке.  [Подласый И.П. 2001 – с.576]

В своей практике многие учителя используют уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-интервью, видеоуроки. Видеоурок позволяет реализовать важнейшее требование коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, развитие речевой деятельности обучающихся.

Нельзя переоценить эмоциональное воздействие видеофильма на учащихся: видеофильм помогает развитию внимания и памяти. Использование различных путей поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материал. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса. Видеоуроки являются эффективной формой обучения. [Барменкова О.И. 1993 – с.20-25; Верисокин Ю.И. 2003 - с.31-34]

Интересным нам также представляется урок-экскурсия. Задача такого урока продемонстрировать умение ученика провести экскурсию по своему городу или области, рассказать о достопримечательностях России. Такой вид работы развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, служи лучшему усвоению культуры своей страны и страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. [Пучкова Ю.Я. 2005 – с.78]

В старших классах представляется интересным урок-телепередача. Учащиеся вместе с учителем готовят телепередачу на иностранном языке. Например, по теме «Любовь» учащиеся подбирают материал и разыгрывают передачу, похожую на телевизионное шоу «Любовь с первого взгляда». Подготовка такой телепередачи – работа творческая, которая способствует выработке навыков языкового общения ребят, раскрывает их индивидуальные способности.

Таким образом, у каждого вида нетрадиционных уроков своя доминирующая мотивация. Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.


Список использованной литературы.

  1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. – 1993 - №3 с.20-25
  2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131
  3. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ. – 2003 - №5 с.31-34
  4. Волокитина Н.М. Очерки младших школьников. М., 1995. – с.310
  5. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с.23
  6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит изд. Центр «ВЛАДОС», 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО. – с.576
  7. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод пособие – М.; ООО «Издательство АСТ», 2005. – с.78
  8. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] /
    П.М. Якобсон. – М.: НПО «Модек», 1998 – 304с.
  9. Яковлева Е.Л. Методический рекомендации учителям по развитию творческого потенциала обучающихся. М.: 1997 – с.36
  10. odiplom.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации при изучении иностранного языка

Доклад в форме презентации, раскрывающий виды мотивов и способы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка....

Проблема мотивации при изучении иностранного языка.

Способы решения  проблемы мотивации при изучении иностранного языка....

План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Доклад на педсовете "Содержательные аспекты реализации иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

В докладе представлены основные аспекты реализации английского языка в условиях ФГОС....

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ НА методическом объединении Топкинского района на тему:Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...