Формирование нравственной позиции ребенка по отношению к миру
статья по экологии по теме
Статья на экологическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennoy_pozicii_rebenka_po_otnosheniyu_k_miru.pechat.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА
ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ
Санина Е. М. , учитель биологии
МБОУ №32 г. Владимира
В современной школе нравственно-эстетического воспитание формирует творчески активную личность, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, чтобы жить и творить по законам красоты.
В связи с этим на первый план выходит понятие «экологическая культура». Экологическая культура - решает три проблемы: разъяснение последствий загрязнения среды, экологический подход к организации экономики и формирование экологического сознания. Но если подумать, то понимаешь, что человеку с экологическим сознанием ничего не нужно объяснять. Нормы нравственного отношения к природе — это его внутренняя личностная потребность. Именно поэтому происходит смещение акцентов с обучения на воспитание. Что же является составляющей частью экологической культуры? Это - объекты (природа, люди и сам человек как личность), это взаимодействия между объектами, это идеи и ценности, на которые ориентируется человек и позитивные чувства, которые вызывают такие же позитивные идеи и действия. Современное информационное общество разделило и развело в разные человека и природу. И сколько бы мы не воспитывали любовь к окружающему миру, пока человек не осознает, что этот мир и есть он сам, воспитательные моменты по отношению к личности так и останутся внешними.
Ребенок изначально и спонтанно воспринимает природу и себя в ней с чистотой, которая взрослому не присуща. Ребенку надо дать понять, что окружающий мир и люди в нем — зеркало, глядя в которое, он познает самого себя. Принцип зеркальности — один из самых сильных и в философии, и в психологической практике. Пользуясь им, мы способствуем росту и экологического сознания, и формированию полноценной личности, ибо самому себе нормальный человек вредить не будет. И тогда главной целью образования и воспитания станет самая важная цель — познание самого себя и воспитание человечности через природу.
Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Чтобы увлечь каждого школьника, учитывая его интересы, опираясь именно на его способности, учитель должен знать его и предложить такие формы организации которые могли бы увлечь всех. Что выбрали мы для себя:
- различные виды творческих работ, которые могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе;
- ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой;
- создание стенгазет, где помещаются оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (в саду, в парке, в дендрарии и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Среди корреспондентов есть ответственные за освещение таких тем как: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых;
- соревнования на узнавание, которые проводятся во время экскурсий в природу. Соревнования называются: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в Красную книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.
Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них - это записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков - это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года» П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.
В системе нравственно ориентированного образования дети учатся использовать законы природы и общества, учатся сочувствовать и сопереживать, овладевают умением поставить себя на место другого живого существа или предмета, им предоставляется богатый опыт в выборе нравственного пути и решения внешних и внутренних проблем. Так дети приходят к осознанному нравственному выбору, не навязанному старшими, а глубоко прочувствованному самими. А все, к чему человек пришел самостоятельно, становится его собственностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...
сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...
«Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций»
Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций...
Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»
Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....
Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?
Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...
Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников
Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...
Роль педагога в формировании нравственных позиций воспитанника
Роль педагога в формировании нравственных позиций воспитанника...