Обучающий семинар "Возможности работы с интерактивной доской"
опыты и эксперименты на тему

Агеева Юлия Владимировна

Представлен разнообразный материал относительно возможностей использования интерактивной доски на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающий семинар

«Возможности работы с интерактивной доской SMART Board»

Задача -  продемонстрировать основные возможности использования интерактивной доски на уроках.

Активно использую в своей работе ИКТ-технологии. Провожу уроки с использованием интерактивной доски. На сайте «Учительский портал» имею опубликованные разработки (для интерактивной доски):

- внеклассное мероприятие по математике «В мире животных»;

- урок-путешествие «Математический поезд»;

- урок-игра «Счастливый случай»;

- обобщающий урок «Действия с рациональными числами».

Имею опубликованную статью «Приемы использования интерактивной доски при создании урока в программной оболочке Smart Notebook». Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник 16-й межрегиональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛИРО, 2013.

Являюсь тьютером стажировочной площадки по математике «Основы работы с интерактивной доской SMART Board».

«Обучение – это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков»

Д. Пойа

Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска с её богатыми возможностями программного обеспечения и коллекционных материалов галереи изображений.

Это комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у обучающихся интерес к предмету, делает занятия увлекательными, способствует развитию творческой  активности, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики.

Систематическое применение интерактивной доски

- позволяет оптимизировать процесс обучения;

- повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета;

- способствует повышению качества знаний по предмету;

- позволяет обучающимся лучше понять материал;

- обеспечивает хороший темп урока;

- привлекает к активному участию на занятиях.

С целью наглядной демонстрации возможностей использования интерактивной доски предлагаю Вашему вниманию фрагменты уроков математики.

1) Удобна интерактивная доска для проведения устного счета.

Наибольший интерес у обучающихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски как «перемещение объекта».

2) Очень эффективно использовать интерактивную доску на  уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи,  а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач  по готовым чертежам. Это значительно увеличивает объем рассматриваемого на уроке материала.

3) Интерактивная доска позволяет в достаточной мере реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий обучающимся.

4) «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным» (Б. Паскаль), поэтому часто провожу нестандартные уроки, например, урок-путешествие по Тихому океану. В то же время здесь еще прослеживается и межпредметная связь.

5) Прием «Собери слово» способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти.

6) В качестве тренажера для развития вычислительных навыков требуется, выполнив задания, установить соответствие между примерами и ответами. В результате получится название животного.

7) Интерактивная доска позволяет быстро и легко чертить разнообразные геометрические фигуры, создавая, например, блок-схемы.

8) Также можно предложить обучающимся задания на карточках для работы на местах, где правильные ответы зашифрованы под определенной цифрой, а потом по ходу решений открывать верные номера и таким образом на экране получится «Картинка».

9) Решение текстовых задач вызывает затруднения. В большинстве случаев это связано с неумением анализировать задачи, отсутствием воображения. Благодаря интерактивной доске процесс решения задач можно сделать более увлекательным, понятным и доступным.

Анализ проходит в интересной форме. Теперь решение задачи у большинства обучающихся не вызовет затруднений.

10) Эффективно применение интерактивной доски на уроках стереометрии. Например, предлагаю обучающимся решить задачу: «Круговой сектор с углом в 30º и радиусом R вращается около одного из боковых радиусов. Определите объем полученного тела». С точки зрения математики предложенная задача не очень сложная, но понять, о каком теле идет речь, для большинства обучающихся проблема. Рисунок, выполненной на интерактивной доске, позволяет наглядно представить данное тело. Единственный недостаток – не показаны пунктирные линии, на этом стоит акцентировать внимание обучающихся.

11) В своей работе использую прием «Волшебный алмаз».  Предлагаю обучающимся на местах решить примеры, затем выйти к доске и, преломляя их через алмаз, проверить правильность своих вычислений.

Волшебства никакого нет, но интрига создана на уроке.

12) На своих уроках я использую различные интерактивные средства, например, по теме «Дроби». Возможно не только повторить теоретический материал, но и проверить знания обучающихся по данной теме путем проведения тестирования, причем есть возможность распечатать результаты, в которых указано количество верно выполненных заданий из предложенного набора.

13) Используя вкладку «Вложения», интерактивная доска дает возможность вставки презентации, например, «Тест по геометрии».

14) Эффективно использовать интерактивную доску и на уроках алгебры. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, осуществлять различные их преобразования.

15) Также возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать системы уравнений.

16) Актуальной темой в старших классах является сдача ЕГЭ и ГИА. И здесь интерактивная доска играет положительную роль. На уроке учитель может продемонстрировать обучающимся различные экзаменационные задания, дать возможность потренироваться в их решении.

Для этого использую свойства функции «Захват экрана».

17) Как правило, обучающиеся не очень любят задания теоретического характера. Но в курсе геометрии достаточно много определений, свойств, которые необходимо знать. Можно этот этап урока сделать более интересным. Для этого использую «венгерский кроссворд», в котором зашифровываю названия различных геометрических фигур. Необходимо найти название четырехугольника, дать его определение, сформулировать свойства.

18) Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски. Инструмент «Затемнение» позволяет поэтапно демонстрировать информацию обучающимся. Затемнить можно ту часть доски, которую необходимо. Знания не подаются в виде готовых выводов, а становятся результатом исследования на уроке.

19) Удобна интерактивная доска для проведения непродолжительных по времени самостоятельных работ с последующей проверкой.

20) Использую интересные интерактивные средства и мультимедиа, которые удобны для наглядной демонстрации определенных тем.

21) К примеру, при изучении темы «Функции» очень удобно пользоваться специальным интерактивным средством. При использовании обычной меловой доски это займет много времени, а при построении с использованием данной программы на это уйдет всего пара минут на каждый график.

22) Хорошее воображение – качество, необходимое любому математику. Развитию воображения способствует использование занимательных задач, в частности геометрических головоломок, такой, например, как танграм – популярная китайская головоломка. Если разрезать квадрат на 7 частей, то получится танграм – умственная головоломка. Используя 7 кусочков танграма, можно создавать различные фигуры.

23) Применяю на своих уроках такие интерактивные средства как «кубик», а также «транспортир».

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках позволяет сочетать проверенные методы и  приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Визуальная насыщенность учебного материала  делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Наглядность – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся.

Применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать обучающихся активными участниками работы, повышает заинтересованность в изучении предмета. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

Но интерактивная доска – это всего лишь средство, которое становится помощником для учителя. Умелое ее использование позволяет обучающимся стать чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими.

Преимущества использования интерактивной доски

1) Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что:

- нет необходимости стирать с доски;

- для решения новой задачи берется новая страница;

- в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, так как сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех, кто пропустили или не вполне хорошо освоил тему.
2)   На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
3)  При введении новых понятий, с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике», задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее  отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
При изучении тем, касающихся различных функций и их свойств, также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:

  1. Не чертить для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций. В результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор  самостоятельной работы учащихся на построение графиков функций в среднем на 5-6 минут.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но ее использование целесообразно даже в этом случае, так как позволяет использовать ее фрагментарно.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность)   обучающихся за счет новизны способа изложения материала.

Некоторые способы использования

возможностей интерактивной доски учителем:

- проведение мультимедийных презентаций;

- показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур);

-  проведение устного счета;

- частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно;

- заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;

- учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем;

-  к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их;

- записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей;

-  заранее подготовить, создать используемый материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);

-  записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера;

- сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).

       Все вышеперечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке  как при подаче, так и при закреплении учебного материала.

 Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках алгебры  (функции и графики функций), стереометрии, а также при изучении геометрии в 7-9 классах.

Вывод.

Интерактивная доска - это современное средство, позволяющее сделать обучение в школе более эффективным. Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным творческим процессом.

Вывод:

Интерактивная доска - эффективное средство при организации урока:

  • повышает мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • позволяет ученикам лучше понять материал;
  • обеспечивает хороший темп урока;
  • привлекает к активному участию на занятиях;
  • ученики больше интересуются тем, что происходит на занятиях, они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал;
  • качество знаний по предмету повышается.

Рефлексия

1. Отметьте, какие преимущества работы на интерактивной доске Вы сегодня заметили или приобрели. По-возможности, дополните своими идеями.

2. Какое техническое средство (доска с мелом, экран с проектором, интерактивная доска), на Ваш взгляд, более эффективно при организации учебной деятельности учащихся на уроке. Почему?

Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает творчески привлекать внимание и активизировать воображение учеников. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность)   учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается интерес к математике в целом. Если в мае 2009 года (4 класс) своим любимым предметом  математику называли 42%  детей, то через год (в мае 2010, по окончании 5 класса) уже 58%.

Из общих представлений о функциональной роли внимания и его связи с деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных.

Экспериментально доказано, что высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Степень интеграции основных свойств внимания – объёма, устойчивости, концентрированности, распределения и переключения выше у хорошо успевающих учеников. Таким образом, чем выше уровень свойств внимания, тем эффективнее, как правило, ученик выполняет учебные задания. Учёными выявлено, что успеваемость по математике, в большей степени, чем по другим предметам, зависит от объёма внимания, представленного скоростным показателем – временем просматривания таблицы (тест Э. Ландольта – корректурная проба). Устойчивое внимание выступает как одно из обязательных условий, определяющих успешность в математике, определённую роль играют объём внимания и высокий моторный темп.

Интересно, что различные стороны психомоторной деятельности по всем показателям абсолютно выросли. Но особенности есть. Через год работы по активному использованию, в первую очередь, интерактивной доски отмечался значительный рост   объёма внимания у детей со средним, ниже среднего и низким уровнем, а  показатели высокого уровня и выше среднего не изменились. Такие же характеристики выявила и диагностика по концентрации внимания. А вот темп переработки информации увеличился как у ребят с низким темпом, так и с высоким. И, наконец, хочется отметить в целом значительное развитие умственных способностей по сравнению с предыдущим годом. Осознаю, что ребята растут, получают значительное количество новой информации, но ведь её ещё надо и переработать. Думаю, что работа учителей школы (надеюсь, и моя в частности) им в этом помогла. Уверена, что помогла и интерактивная доска. Уровень качества знаний вырос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации при работе с интерактивной доской

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения любого предмета в школе. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование инте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Презентация "Компьютерные ребусы". Статья "Технология работы с интерактивной доской"

Материалл можно применять на любом урокес 5 по 9 классы в качестве игрового элемента или паузы.В статье рассмотрены основные аспекты применения интерактивной доски на уроках. Цели и  инструменты ...

Работа с интерактивной доской на уроках информатики

Основные достоинства использования интерактивной доски на уроках...

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Методическая разработка образовательного модуля "Работа с интерактивной доской. Интерактивное оборудование Mimio"

Одной из ведущих тенденций развития современного образования является приоритетность проблем подготовки педагогических кадров, способных реализовать инновационные процессы с использованием эффективных...