Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
материал по физике по теме
Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_teme_rabota_s_interaktivnoy_doskoy_na_urokah_fiziki.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 82»
Программа мастер-класса для учителей физики:
«Работа с интерактивной доской на уроках физики»
Исламова Гульнара Миркасимовна, учитель физики МАОУ «КШ №82» первой квалификационной категории
2011 г
Пояснительная записка
Курс разработан в рамках городского конкурса претендентов на получение сертификата «Учитель-мастер» для реализации программы комплексной профессиональной подготовки учителей - предметников г. Набережные Челны
1.Адресат курса
Данный мастер-класс предназначен для учителей физики средних школ, обучающихся в системе повышения квалификации, кроме того, он может оказаться полезным для студентов педагогических ВУЗов, обучающихся на факультетах по специальности физика
2.Актуальность и концепция курса
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».
Одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века - глобальная информатизация общества. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.
Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно - коммуникационных технологий.
Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.
Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников.
Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
Но учителя физики испытывают трудности при работе с интерактивными досками; готовность учителей физики использовать возможности ИКТ в учебном процессе является недостаточной.
Актуальность данного мастер – класса заключается в том, что современный учитель должен быть подготовлен к профессиональной деятельности не только в предметной области, но и в области информатики, информационных и коммуникационных технологий. Современная информационная подготовка предполагает, что учителя физики должны приобрести знания об основных понятиях и методах информатики, умения и навыки работы с информацией и различными средствами информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, при изучении физики в школе должны быть реализованы компьютерное моделирование объектов, процессов и явлений физического мира; физические и компьютерные эксперименты, в том числе и такие, которые невозможно выполнить в реальном режиме времени; программы расчета результатов эксперимента, решения учебных практических задач; визуализация учебной информации. Перечисленные выше возможности средств ИКТ могут быть реализованы в электронных средствах образовательного назначения.
Таким образом, интерактивная доска - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий, которая не только соответствует способу восприятия информации поколения, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха.
Ожидаемая эффективность проведения данного мастер-класса базируется на востребованности в современных условиях информатизации образования, инновационных подходах подготовке ИКТ - компетентных учителей.
3.Место мастер-класса в профессиональной подготовке учителей-предметников
Курс является дополнительной подготовкой учителей – предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием.
4.Цели и задачи мастер-класса
Цель мастер-класса. Создание условий для развития у слушателей повышения квалификации специальных компетенций, востребованных в связи с использованием интерактивного оборудования в учебном процессе в образовательных учреждениях.
Задачи мастер-класса.
- Знакомство с основами работы с интерактивной доской; с особенностями разработки и проведения уроков с использованием интерактивной доски.
- составить представление об интерактивной доске, их функциональных
возможностях и типологии; научиться приводить ИД в рабочее состояние,
овладеть инструментами ИД на уровне использования в прямой речи;
- осознать режимы и функции ИД и их типологию на примере доски
Star Board для самостоятельного освоения досок различного
типа, составить представление об особенностях оформления методических
материалов к образовательной деятельности с использованием ИД;
- научиться ориентироваться в ресурсах Интернет, как динамичном
источнике информации об ИД и среде дальнейшей самостоятельной
работы для самостоятельного координирования своего профессионального
уровня
Планируемый результат:
- представление о ресурсах Интернет по вопросу технического и
методического сопровождения учебного процесса с использованием ИД;
- умение сочетать различные режимы при работе с ИД;
- опыт проектирования урока по своей специальности с использованием интерактивной доски;
- опыт составления методических материалов к уроку с использованием интерактивной доски.
Планируемый продукт: проект урока по специальности с использованием интерактивной доски
5.Структура курса.
Нормативный срок освоения курса – 36 академических часов работы в классе с внеклассной поддержкой в виде самостоятельной работы слушателей. Курс состоит из двух разделов – вводного, теоретического (13 часов) и основного практического (23 часа).
Первый теоретический блок состоит из 2 разделов по 4 и 7 часов соответственно посвящен рассмотрению педагогических аспектов внедрения ИКТ в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией учителей-предметников к работе с новым оборудованием в условиях информатизации. Уделяется внимание общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, использованию интерактивной доски на уроках и внеклассных мероприятиях. Обсуждается содержание курса, а также основные принципы и правила создания проектных работ.
Второй практический блок состоит из 2 разделов по 4 часа и 21 час соответственно.
Во втором блоке предусмотрено обучение слушателей по составлению проектов с использованием программы Power Point; использованию интерактивной доски на примере Star Board (при необходимости с другими интерактивными досками с выездом). Большое внимание уделяется на составление авторских работ, разработок уроков по различным разделам физики. Курс завершает итоговое занятие – защита итогового проекта, разработанного слушателями по предмету.
6.Формы контроля.
В данном мастер-классе предусмотрены два вида контроля промежуточный и итоговый. Цель промежуточного контроля - проверка полученных слушателями навыков в освоении программного обеспечения и приемов работ с интерактивной доской. Форма контроля – выступления слушателей курсов по данным вопросам.
Цель итогового контроля - оценка полученных навыков по созданию программных продуктов учебного назначения с использованием интерактивной доски. Форма контроля – проектные работы слушателей по разным темам физики с выступлением не более 5 – 7 минут.
7.Материальная обеспеченность проекта.
Курс проводится в кабинете физики МАОУ «КШ №82» г. Набережные Челны. На время обучения слушатели обеспечиваются следующей материально – технической базой:
1)Мультимедийный проектор;
2)Интерактивная доска Star Board;
3)Интернет – ресурсы;
4)Программа курса;
5)Список методической литературы.
По окончании мастер – класса слушателям выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации на 36 академических часов.
Учебно-тематический план мастер-класса
Работа с интерактивной доской на уроках физики.
Цель: создание условий для развития у слушателей повышения квалификации специальных компетенций, востребованных в связи с использованием интерактивного оборудования в учебном процессе в образовательных учреждениях; научиться использовать интерактивную доску (на примере StarBoard) в образовательной деятельности
Категория слушателей учителя физики
Срок обучения: 36часов
Форма обучения: очная
Режим занятий 4-6 часов в день
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||||
лекции | Выездные занятия, стажировка,деловые игры и др. | Практ, лаб, семинарские занятия | ||||||
I.Вводная часть | ||||||||
1. Совершенствование информационной подготовки учителей физики | ||||||||
1/1 1/2 | Информационно – коммуникативные технологии как условие формирования познавательной деятельности. | 2 | 2 | |||||
1/3
| Основные направления совершенствования информационной подготовки учителей физики. | 1 | 1 | |||||
1/4 | Проверочная работа №1. | 1 | 1 | выступление | ||||
2.Методическое обоснование курса | ||||||||
2/1 2/2 | Интерактивные технологии в образовании: интерактивные доски, их типология и общая характеристика. | 2 | 1 | 1 | ||||
2/3 | Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса. | 1 | 1 |
| ||||
2/4 | Интерактивная доска как средство развития педагогического мастерства. | 1 | 1 |
| ||||
2/5 | Дидактические возможности специальных программ и особенности оформления методических материалов. | 1 | 1 | |||||
2/6 | Функции программного обеспечения и приемы работы с интерактивной доской StarBoаrd | 1 | 1 | |||||
2/7 | Проверочная работа №2. | 1 | 1 | выступление | ||||
II.Основная часть | ||||||||
3. Методическая разработка программного продукта (проекта) | ||||||||
3/1 3/2 | Подбор учебного материала. Методическая разработка содержания проекта. | 2 | 1 | 1 | ||||
3/3 | Основные сведения o PowerPoint. Слайд – создание, форматирование. Шаблоны оформления. | 1 | 1 |
| ||||
3/4 | Проверочная работа №3. | 1 | 1 | Составление и защита проекта | ||||
4.Практика использования интерактивной доски | ||||||||
4/1 | Освоение информационной среды | 1 | 1 | |||||
4/2 4/3 | Инструменты редактирования интерактивного режима | 2 | 1 | 1 | ||||
4/4 4/5 | Интернет-уроки. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |||
4/6 4/7 | Работа с галереей | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |||
4/8 | Работа в режиме Офис | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
4/9 | Представление проектов на основе StarBoard | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
4/10 4/11 | Составление проекта по теме «Механика». | 2 | 2 | |||||
4/12 4/13 | Составление проекта по теме «Термодинамика». | 2 | 2 | |||||
4/14 4/15 | Составление проекта по теме «Электродинамика» | 2 | 2 | |||||
4/16 4/17 | Составление проекта по теме «Оптика» | 2 | 2 | |||||
4/18 4/19 | Составление проекта по теме «Квантовая физика» | 2 | 2 | |||||
4/20 4/21 | Защита проектов. Рефлекция. | 2 | 2 | Итоговый контроль | ||||
итого | 36 | 13 | 1 | 22 |
Примерные задания для промежуточного контроля
Проверочная работа №1
Вопросы для обсуждения 1. Необходимость информатизации образования. Этапы и трудности информатизации на примере вашего учебного заведения.
2. Каковы этапы создания информационной образовательной среды учебного заведения? Приведите примеры. 3. Способы взаимодействия учителя и ученика в условиях информатизации. 4. Какие проблемы возникают перед учителем-предметником в условиях информатизации? Приведите примеры. 5. Пути решения проблем учителя в условиях информатизации. 6. Что такое ИКТ-компетенция?
7. Каковы основные этапы профессиональной подготовки учителя-предметника в области ИКТ? Каков Ваш уровень ИКТ-компетенции?
Проверочная работа №2
Вопросы для обсуждения 1. Назовите типы мультимедийных средств, применяемых в образовании. 2. Какие дидактические возможности предоставляются ИКТ? 3. Что такое интерактивная доска? Каковы её возможности?
4. Каковы достоинства и недостатки интерактивной доски?
5.Каковы факторы эффективного использования интерактивной доски? 6. Какова необходимость введения данного курса? 7. Какова необходимость разработки авторских проектов с использованием интерактивной доски?
Проверочная работа №3
Составление и защита проекта.
1. Выберите тему презентации
2. Создайте по выбранной теме презентацию, включающую в себя слайды следующей структуры:
- титульный слайд;
- заголовок и текст;
- заголовок, текст и рисунок;
- два рисунка;
- таблица;
- диаграмма;
- сравнение.
3. Разместите на каждом слайде содержание, связанное с выбранной тематикой и структурой слайда. 4. Примените к размещенным объектам разнообразные команды меню для повышения наглядности данного объекта в процессе демонстрации.
Требования к оформлению и защите итогового проекта
I. Объем – не менее 25 слайдов II. Оформление
- Титульный слайд: название проекта; категория слушателей; учебное заведение; автор; руководители проекта; год создания.
- Цели и задачи.
- Тематика и названия разделов; любая дополнительная информация.
- Последний слайд: используемая литература, любая дополнительная информация.
III. Содержание
Разработка урока с применением интерактивной доски и интернет ресурсов.
Список литературы
- В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. – М.: Изд. ИНТ, 2005
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". /. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
- А. М. Каменский, З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) – М.: Сентябрь, 2006
- Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с
- Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
- Долгая, Т.И. Подготовка будущего учителя физики к применению мультимедийных технологий на базе электронной интерактивной доски в практической деятельности [Текст] / Т.И. Долгая // Материалы 9-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М., Рязань, 2010. -С.175-178. Объем 0,22 п.л.
- Корчажкина О.М. Интерактивные возможности приложения MS PowerPoint по созданию образовательных электронных ресурсов. Тезисы выступления / XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Межрегиональная конференция «Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс»: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: «БИТ про», 2007.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная доска на уроках физики
В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...
Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...
"Интерактивная доска на уроках физики"
Статья из опыта работы...
Возможности использования интерактивной доски на уроках физики
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...
интерактивная доска на уроках физики
Уроки физики, созданные с применением компьютерной техники, приобретают совершенно новый образ. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности.Цель заседания – поделит...