Формирование навыков элементарного звукового анализа у дошкольников
статья на тему
Практические советы воспитателям детских садов по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа. Материал можно использовать для выступления логопеда на методическом объединении воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков элементарного звукового анализа
у детей дошкольного возраста
Советы логопеда воспитателям
подготовила учитель-логопед
МБОУ ШДС №37 г. Красноярска
Риманова Рита Михайловна
Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов, который лежит в основе успешного обучения русскому языку и чтению.
Воспитателю следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа, а именно:
- выделение звука из слова;
- определение первого и последнего звука в слове;
- установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
- полный звуковой анализ (определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука).
Первые три формы звукового анализа – это формирование элементарного анализа.
По количеству операций этот период является более развёрнутым и очень важным, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.
Я остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, важных методических советах, на которые необходимо обратить внимание воспитателю при работе с детьми по формированию навыков элементарного звукового анализа.
Совет 1.
Первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук. Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие, в зависимости от звуковой характеристики (ррак, дддом). Этим умением ребенок может овладеть только на основе образца, данного воспитателем.
При обучении детей нужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, независимо от местонахождения его в слове, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове. Например: ссани, массло, носс или Кот, муКа, луК. Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет самостоятельно интонационно выделять звук в слове.
Пример. Воспитатель выставляет игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.
Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку - ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?
Ребёнок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)
Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?
Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)
Воспитатель: А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка.
Скажите слово также – маТрёшка
Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)
Воспитатель: Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?
Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).
Совет 2.
Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» (ветра – шшш, насоса – ссс и т.д.), их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах.
Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.
Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх.
Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в словах в разных позициях: первый, последний, в середине. Но не следует подбирать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается. Например, в слове еж последний звук слышится «ш».
Совет 3.
Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове.
Полезны в этом случае будут игры типа: «Звукоедик». Воспитатель показывает картинку (например, с изображением ромашки) и говорит: …омашка. Дети должны поправить и сказать, какого звука не хватает.
Эту же игру можно использовать и при определении последнего звука в слове. Сначала данное умение отрабатывается на картинном материале. Воспитатель показывает картинку (например, с изображением карандаша) и говорит: каранда... , а дети называют недостающий звук. В последующем отрабатывается умение называть недостающий звук в слове, названном воспитателем, без опоры на картинку, по представлению.
Пример. «Какой я пропустила звук?»
Воспитатель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук.
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...
Совет 4.
Чтобы помочь детям ориентироваться в структуре слова используют картонные полоски (для каждого и для демонстрации на доске) с тремя цветными пометами на них (на концах и в середине), обозначающими начало, конец и середину слова, и цветные палочки.
Внимание детей фиксируется на словах «начало» (первый) «конец» (последний), «середина» (между первым и последним). Воспитательница берет игрушки - курицу с двумя цыплятами, размещает их на столе друг за другом и начинает с детьми беседу: Кто идет первым? - Курица. Кто идет последним? - Цыпленок. А кто между курицей и последним цыпленком? В середине? - Еще один цыпленок.
К столу воспитательницы выходят четверо детей, становятся друг за другом. Кто стоит первым? - Вова, Кто стоит последним? - Сережа, А кто между ними, в середине? - Лена и Таня.
На столе размещают персонажей сказки «Репка». Кто первый? - Дедушка. А кто последний? - Мышка. А кто в середине? - Бабушка, Внучка, Жучка, Кошка.
- В словах тоже есть начало, конец и середина. Одни звуки стоят вначале слова, другие в конце, третьи в середине.
Совет 5.
При знакомстве детей с гласными звуками – упор делать на то, что воздушная струя не встречает преграды, им не мешают – ни губы, ни зубы, ни язычок. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды.
Рекомендуется уже на начальном этапе знакомства с гласными звуками вводить символы для их обозначения:
К примеру, после ознакомления с двумя – тремя гласными звуками, ребенку практически сразу будет доступен анализ звукосочетаний АУ; ОИ и др., т.е. кроме анализа, возможно выложенный ряд прочитать:
Используя символы гласных и согласных звуков, можно учить ребенка читать. Сначала ребенок составляет из символов слоги АМ, АТ, МА, ПА, ТА и т.д., а затем и короткие слова.
Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков О, А, согласного звука С, то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».
Автор системы символов – Ткаченко Т.А.
Совет 6.
В основу формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип сопоставления их внутри звуковых пар. Рекомендуются следующие приемы сопоставления звуков.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного звука, используем прием с горлышком: если горлышко «гулит», звенит, работает, значит, звук звонкий (используем символ колокольчика); а если не «гудит», значит, звук глухой (символ - перечеркнутый колокольчик).
Можно применить и другой прием: во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость – мягкость согласного звука, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики твердости – мягкости используются символы: камень, орех – твердый звук, вата, облачко – мягкий звук.
Совет 7.
Рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу следующая последовательность позиций анализируемых звуков.
Для узнавания звука в слове:
— ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
— согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
— любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
— остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
Правило:
Соблюдайте следующий порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание); затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- по представлению - в уме (самое трудное). и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза .
I. Формирование фонематического слуха.- развитие навыка узнавания неречевых звуков; - различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; -различение слов близких по звуково...
Инновационный опыт «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством участия в экологической деятельности на опытном участке детского сада».
Актуальность проекта: Овощи имеют первостепенное значение в жизни человека, особенно в детском возрасте. Равноценных источников витаминов пока не найдено. Овощи имеют важное значение в обмене минераль...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
презентация...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №2
презентация №2...
«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №3
преезнтация №3...
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
В данной статье вы найдете для себя подборку игр и упражнений для развития навыков звукового анализа и синтеза...