Элективный курс "Моё призвание - медицина!"
элективный курс (8 класс) по теме

профориентационная работа по направлению медицина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prizvanie_meditsina.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол № …

Руководитель ШПО

……………………

……………………

Зам. директора

по УВР

……………………

……………………

Директор

МБОУ «СОШ № 11 »

……………………

……………………

«      »  сентября 2014 г.

«      » сентября 2014 г.

«      »  сентября 2014 г.

П Р О Г Р А М М А

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

«Призвание - Медицина»

                                                        Составитель:

                                                        учитель ОБЖ и технологии медицинского дела

                                                        Е.В.Шубина

Северодвинск

2014


Пояснительная записка.

«Здравоохранение» – одно из приоритетных направлений современного российского общества. Здоровые людей – основа успешного развития экономики страны. Чтобы обеспечить комплексные мероприятия по профилактике и лечению населения необходимы высококвалифицированные медицинские работники.

Однако сегодня в учреждениях здравоохранения города Северодвинска и Архангельска наблюдается дефицит врачей-специалистов и медицинских сестёр. Поэтому возникла необходимость создания системы специализированной профориентационной работы в общеобразовательной школе.

Актуальность проблемы определяется и тем, что у значительной части выпускников, вступающих в современный рынок труда, наблюдается социальная и психологическая не востребованность, потеря жизненных ориентиров, позитивных мотивов. Содержание общего образования, нацеленное прежде всего на передачу основ наук, слабо ориентирует на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников и не вырабатывает умение делать выбор, не развивает способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Профильное обучение поможет поднять социально-экономическую эффективность школьного образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры, усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы.

Актуальность по организации профориентационной работы по элективному курсу «Призвание– Медицина» обуславливается необходимостью создания условий для формирования у учащихся особых личностных качеств, лежащих в основе социально-профессионального мышления и поведения, соответствующего требованиям современного общества, необходимостью совершения ответственного выбора выпускником основной ступени – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

        Авторский элективный курс "Призвание - Медицина" предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 34 часов.

        Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению знаний курса анатомии и физиологии человека. Программа знакомит школьников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, оказания первой медицинской помощи в критических ситуациях.        

        Возрастная направленность программы – учащиеся 9 классов,

        Программа имеет прикладное значение – профориентация учащихся на медицинские специальности врача, медсестры, медбрата.

Цель:  формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.         

Основные задачи курса:

  1. сформировать общее представление о медицине как о науке, возникшей в глубокой древности, великих ученых Гиппократе, Авиценне,  Сербском и других выдающихся светил прошлого;
  2. Развивать у обучающихся высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире профессионального выбора
  3. вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;
  4. содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физически и духовных качеств;
  5. уметь самостоятельно находить материал и практически применять его.
  6. Формирование естественнонаучного стиля мышления;

Принципы педагогической деятельности

по профориентации школьников:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Направления УВП в профориентационной работе обучающихся.

  1. Развитие у обучающихся высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире профессионального выбора;
  2. Формирование естественнонаучного стиля мышления;
  3. Утверждение здорового образа жизни школьника;
  4. Развитие научно-исследовательских и проектных навыков школьников

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение (4часа)

 История медицины.

Организм, как целостная система.

2. Медицинская этика и деонтология. Уголовная ответственность.

  1. Опорно-двигательный аппарат. Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок (5 часов)

        Понятие о травме. Виды травм. Механическая травма. Ссадины, кровоподтёки. Переломы костей: травматические и патологические. Открытые и закрытые переломы. Обнаружение переломов, оказание первой помощи.

        Вывих, причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание первой помощи при вывихах.

        Растяжение связок. Оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шинирование.

        Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.  

Профилактика травм опорно-двигательного  аппарата.

        Практические работы:

№1.Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

№2. Виды повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки и стопы. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо.

№3. Шапочка Гиппократа.

№4. Виды повязок при травмах груди и живота.

№5 Повязки на тазобедренный сустав. Эвакуация больного с травмой позвоночника.

  1.  Кровь. Оказание первой помощи при кровотечениях (3часа)

Кровь. Состав крови. Общие свойства крови: скорость оседания эритроцитов (СОЭ), группы крови, свёртывание крови. Кроветворные органы. Иммунитет. Воспаление – реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение.

        Кровотечение: наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Перевязочный пакет. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложения давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Жгуты: резиновый, матерчатый, самодельный. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Борьба с болью.

Практические работы:

№6 Накладывание давящей повязки, жгута.

5.  Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульт (1 час)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, возможные причины и возникновение.

Практическая работа

№7. Первая медицинская помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте. 

6.Первая медицинская помощь при остановке сердца (1 час)

Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.

Практическая работа:

№8. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

7. Первая помощи при некоторых неотложных состояниях (2часа)

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.  Первая помощь при утоплении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. Первая помощь при судорогах.

 

8.Профилактика вредных привычек (6 часов)

       9.Основы здорового образа жизни (4 час)

      10. Экскурсии (5 часов)

        Экскурсии на Станцию скорой помощи; городскую больницу № 1; в Северодвинский медицинский колледж; лаборатория 1 гор.больницы, аптека

       

Учебно-тематический план.

№ п\п

Наименование разделов

Количество тем

Всего часов

В том числе

Лекций

Практических

Введение

2

2

2

Медицинская этика и деонтология. Уголовная ответственность.

2

2

2

 Оказание доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата

6

6

1

5

Кровь. Оказание первой помощи при кровотечении.

3

3

2

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

1

1

Первая помощь при остановке сердца.

1

1

1

Первая помощь при неотложных состояниях.

3

3

3

Профилактика вредных привычек

6

6

6

Основы ЗОЖ

4

4

2

2

Экскурсии.

5

5

5

Всего занятий

34

34

18

16

Поурочное планирование курса «Основы медицинских знаний»

Тема

Основные задачи курса

Виды деятельности

Дата проведения

1. Введение (4часа)

1.1.

История медицины

Лекция

1.2

Медицинская этика и деонтология. Уголовная ответственность.

1.3.

Организм как целостная система.

2. Оказание доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата (6часов)

2.1.

Виды травм.

Лекция

2.2.

Виды переломов костей. Оказание первой помощи при переломах

Практическая работа №1

2.3.

Оказание первой помощи при вывихах, растяжении связок.

Практическая работа №2

2.4.

Доврачебная  помощь при черепно-мозговых травмах.

Практическая работа №3

2.5.

Первая помощь при травмах груди и живота.

Практическая работа №4

2.6.

Доврачебная помощь при травмах в области таза и при повреждении позвоночника.

Практическая работа №5

3. Кровь. Оказание доврачебной помощи при кровотечении (3 часа).

3.1.

Кровь. Состав крови. Общие свойства крови. Кроветворные органы. Иммунитет.

Лекция

Практическая работа №6

3.2.

Виды кровотечений  и их признаки.

Лекция

3.3.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Практическая работа №7

4. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (1час)

4.1.

Сердечная недостаточность и инсульт.

Практическая работа №8

5. Первая помощь при остановке сердца (1час)

5.1.

Клиническая смерть и реанимация.

Практическая работа №9

6. Первая помощь при некоторых неотложных состояниях (3часа)

6.1.

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.

6.2.

Первая медицинская помощь при утоплении, судорогах.

6.3.

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, укусах змей и насекомых.

7. Профилактика вредных привычек (6час)

7.1.

Влияние вредных привычек на организм человека.

1.Курение;

2. Алкоголизм;

3. Наркомания;

4. Пивной алкоголизм;

5. Стресс;

6. Профилактика.

Презентации, доклады,

Проекты.

8. Здоровый образ жизни (4 часа)

8.1

Основы здорового образа жизни

1. Спорт;

2. Правильное питание;

3. Закаливание;

4. Профилактика стресса

Реферат

презентации

9.1

Экскурсии (5 часов)

Станция скорой помощи;

Медицинский колледж;

Аптека;

1 городская больница;

Поликлиника.

Ожидаемые результаты

  1. Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

2.  Повышение  качества образования и воспитания школьников;

3.  Формирование банка, технологии и программ для ранней профориентации школьников;

4.  Созданию условий учащимся для реализации их личных профессиональных запросов в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

      5.   Осознанный выбор обучения в профильном медико-биологическом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

"Химия и медицина" (элективный курс)

Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....

Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"

Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...

Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»

        Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...

Элективный курс "Путь в профессию, или В поисках призвания"

Проблема выбора профессии стара как мир. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью, освоения нового социально-экономическо...

Элективный курс "Химия медицина"

Программа  предназначена для  учащихся, избравших в условиях профильного обучения биолого-химическое направление.Содержание программы может быть  рассмотрено как один элективный курс, р...