Проблемы перехода на ФГОС
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка поможет преподавателям любой дисциплины найти пути решения проблем, возникающих пр переходе на ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_perehoda_na_fgos.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме:«Проблемы и пути их решения при переходе общеобразовательной школы на ФГОС
________________________________
План
Глава 1. Общая характеристика ФГОС
Глава 2. Проблемы при переходе на ФГОС
Глава 3.Пути решения проблем
Список использованных источников
Вторая часть
_____________________________________________________
Глава 1. Общая характеристика ФГОС
Важным событием прошлого учебного года является переход 1 классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С 2012 года на образовательный стандарты нового поколения перешли 5-е классы.
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .
Что же такое ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего образования.
Основные функции стандарта второго поколения
-обеспечение права граждан на полноценное образование;
-единство образовательного пространства;
-обеспечение преемственности обучения на разных ступенях;
-повышение объективности оценивания качества образования.
Отмечаются следующие положительные тенденции:
Наше общеобразовательное учреждение тяжело, но оснащается в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений
- частично закуплены ростовые парты
-оборудовано место учителя
-приобретены ноутбуки,
- закуплены наглядные пособия
-учебно – лабораторное оборудование- 158 тыс
- пополнен фонд библиотеки - 103 тыс
- ремонт в филиалах: классы, залы (405тыс),столовые (150 тыс)
- спортзала(100тыс)
- курсы (138тыс)
- окна (158 тыс)
- наблюдается положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
-используются учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- учителя начальных классов ориентируются на организацию здоровье сберегающей среды;
- имеет место профессиональное общение педагогов и обмена их опыта с коллегами;
- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;
- наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
- наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Глава 2. Проблемы при реализации ФГОС
В процессе перехода на ФГОС перед школами стоит ряд проблем, которые требуют решения.
Образовательные учреждения встают на позицию разработчиков методического обеспечения перехода и реализации ФГОС. В большей степени это относится к разработке основной образовательной программы. На первый взгляд, кажется, что это и есть непосредственная обязанность образовательного учреждения. Но анализ различных основных образовательных программ показывает, что в условиях модернизации образования методическая помощь школе все же необходима.
Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу. Новой школе соответственно нужен новый учитель не другой, а новый. Педагоги к переходу на новые стандарты образования и не были должным образом обучены, причем в первую очередь это отмечают сами учителя (курсы на скорую руку)
В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. К сожалению, в настоящее время средства массовой информации с функцией представления адекватной информации в необходимом объеме не справляются. Более того, зачастую СМИ дезинформируют родителей по многим вопросам, касающимся модернизации образования. С другой стороны, в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога.
Требуется продолжение материально – технического оснащения образовательного процесса:
-интерактивные доски
- копировальная техника
-мобильные компьютерные классы
- лабораторное оборудование
- подключение интернета в классы
максимально использовать возможности школы для внедрения инновационных технологий,
В зданиях многих школ не хватает учебных кабинетов для организации игровой деятельности.
В части учебно-методического обеспечения: отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам. Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера: · упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; · сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, Требуется много времени для разработки конспектов уроков в новой форме.
Недостаточная готовность детей к школе.
Следующие проблемы можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;
Системные проблемы вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований:к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия.
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого учителя) ;
-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК)
- нехватка площадей для школы;
-в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических , прогностических и организационных функций;
Глава 3. Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- может быть, создать микрогруппы по проблемам:
* организация накопительной системы оценки,
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся;
* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти младших школьников ) и т. д.
Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС.
Для примера, обучая детей в 1 классе по образовательной системе «Гармония», учителя не имели возможности заниматься по учебникам Изо, Музыка. Они находились в разработке. Пришлось использовать учебники из других образовательных систем. А методические рекомендации, которые должны сопровождать все учебные пособия, до сих пор не вышли в широкий доступ. А как же тогда учителю составить свою рабочую программу по предмету? Учитель остаётся наедине с этим вопросом. Но ведь Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС.
Низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (нет музеев, театров, клубов, зоны отдыха и т.д.) в нашем поселке так же накладывает свой отпечаток на формирование личности ребёнка.
Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы..
Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.
Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС; теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
________________________________________________________
Список литературы
1.Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6
2.Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании.- М.: 2001.
3.Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. - М.: 2005
4.Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н. Н. Панферова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5.Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / Томилина Н.В., авт.- сост., Мясоедова Е.А., авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2011.
___________________________________________
2. Аналитико-практическая часть.
№ п/п | Вопросы для самооценки | Ответы | Краткое содержание ответа (со ссылкой на документ, его статью и пункт) |
Перечислите основные законодательные акты, регулирующие образовательное пространство в Российской Федерации | Не менее пяти | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 4.Закон РФ«Об образовании» 5.22 августа 1996 года N 125-ФЗ Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» | |
Перечислите принципы государственной политики Российской Федерации | Не менее десяти | 1.Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2.Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 4.Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации 5.Государственная региональная политика Российской Федерации 10,Концепция государственной информационной политики Российской Федерации | |
Какие компоненты включает в себя система образования России? | Не менее пяти | 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. | |
Перечислите основные принципы управления системой образования в РФ | Не менее четырех | *принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач; *принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности; *принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям; *принцип единства обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования; *принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования; *принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами. | |
В зависимости от того, кем созданы, образовательные организации могут быть | Не менее трех | *государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ); *муниципальные; *негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)). | |
Как может прийти к своей должности руководитель образовательной организации? | Не менее четырех | Личностная адаптация - это пассивное, конформное принятие целей и ценностных ориентации коллектива, подчинение среде, отсутствие у индивида стремления к независимости от воздействий извне, неспособность к гибкому поведению и спонтанности. Именно этот вид адаптации характерен для модели адаптивного поведения руководителя образовательного учреждения. Личностное развитие подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать ценностные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на нее, отстаивая свою независимость в условиях внешнего давления, возможность творческих проявлений. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития. саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования | |
Какие функции включает в себя государственная регламентация образовательной деятельности? | Не менее трех | Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: *лицензирование образовательной деятельности; *государственную аккредитацию образовательной деятельности; *государственный контроль (надзор) в сфере образования. | |
Целью государственной аккредитации является | Одна позиция | установления государственного статуса образовательного учреждения и перечня образовательных программ, по которым учреждение имеет право выдавать документы об образовании государственного образца (аккредитованные программы); | |
Каков срок аккредитации для организаций профессионального образования? | Одна позиция | 5 лет | |
Каков срок аккредитации для общеобразовательных организаций? | Одна позиция | ||
Назовите основные формы получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Не менее трех | очная, очно-заочная, заочная | |
Назовите основные формы получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Не менее двух | семейное и самообразование | |
Перечислите типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы | Не менее четырех | Общеобразовательные школы, детские сады, гимназии, ВУЗы | |
Перечислите типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы | Не менее двух | Детский развивающий центр, «Школа 2100», ДМШ реализующей программы дополнительного образования | |
Какие в Российской Федерации установлены уровни общего образования | Не менее четырех |
| |
Какие в Российской Федерации установлены уровни профессионального образования | Не менее четырех |
| |
Какие основные общеобразовательные программы реализуются в системе образования Российской Федерации? | Не менее четырех | основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; | |
Какие основные профессиональные программы реализуются в системе образования Российской Федерации ? | Не менее Восьми | образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; | |
Какие основные программы профессионального обучения реализуются в системе образования Российской Федерации? | Не менее Трех | основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. | |
Какие дополнительные образовательные программы есть в системе образования Российской Федерации? | Не менее трех | дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки | |
Перечислите основные права ребенка по Российскому законодательству | Не менее семи | -право ребенка жить и воспитываться в семье; - право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; - право ребенка на защиту; - право ребенка выражать свое мнение; - право ребенка на имя, отчество и фамилию; - право на изменение имени и фамилии ребенка; - имущественные права ребенка. | |
Какие документы об образовании могут быть выданы лицам, не завершившим образование определенного уровня | Не менее одного | Лицам, не завершившим образование, по их просьбе образовательным учреждением (организацией) выдается академическая справка установленного образца или при выполнении установленных в законодательстве условий документ | |
Перечислите права и обязанности родителей (законных представителей) | Не менее пяти | Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема преподавания иностранного языка при переходе на ФГОС
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАВ СВЕТЕ ПЕРЕХОДА НА ФГОС...
Проблемы перехода на новые ФГОС
Презентация к докладу на педагогических чтениях о проблемах перехода на стандарты второго поколения....
Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС
Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...
Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения
В статье отражены проблемы и пути их преодоления при переходе на ФГОС второго поколения...
Проблемы перехода ФГОС ООО.
Презентация к докладу...
Проблемы перехода на ФГОС в основной школе.
Разработка педсовета на тему "Проблемы перехода на ФГОС в основной школе"...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...