Проблема исследование инновационных технологий
методическая разработка на тему
Данная работа является исследованием методической составляющей работы преподавателей любых дисциплин. Знание проблем ииновационых технологий поможет современным преподавателям соринтироваться в пространстве нововведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_inovatsionnyh_tehnologiy.docx | 20.11 КБ |
kontrolnaya_no_2.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование по теме :«Инновационные системы оценивания в образовании»
Преподаветель истории, обществознания, Основ Православной Культуры, Рубан Т.П.
______________________________________________
План
Часть 1. Проблема оценивая учащихся
Часть 2. Инновационные средства оценивания
Часть 3. Диагностическая карта инновационного опыта ОО
Список использованных источников
_______________________________________________
Часть1. Проблема оценивая учащихся.
Очевидным выглядит и тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учёт мнения самих обучаемых, делает затруднительным подход к системе развивающего обучения.
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ, нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка. Отметка является одним из компонентов учебной деятельности: ее регулятором, показателем результативности, являясь, по сути, единственным рабочим инструментом учителя для оценки учебного труда ребенка, выполняет различные по своей природе функции и поэтому нередко противоречит сама себе. Например, умышленно завышенная отметка за контрольную работу с целью поддержания интереса ученика к предмету и веры в собственные силы уже не будет отражать реальный уровень его успешности. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике предполагает как минимум решение двух вопросов: «Что оценивать?» и «С помощью чего оценивать?». Например, выставляемая отметка не разделяет задачного и проблемного уровней: диктант и сочинение, решение вычислительного примера и логического ребуса, выучивание правила и построение нового способа действий - все это оценивается одинаково, хотя требует совершенно разных способностей. Следовательно, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с поставленными целями образования, разработка технологичных измерителей уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, и воспитательных целей.
При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного этапа обучения для определения промежуточных и окончательных результатов школьников. Частота проведения контрольных работ определяется самим учителем в зависимости от возраста детей, уровня их обучености, сложностями и значимости материала. При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом. На сегодняшний день в нашей стране не осуществлен переход на более гибкую шкалу, педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли пятибалльной системы. Можно выделить несколько таких способов:
1.Выставление оценок со знаком +,-. Существующие правила ведения журналов не позволяют использовать оценки с дополнительными обозначениями. Уточняем в записной книжке.
2.Цифровая балльная система дополняется словесной. Способ не имеет инструктивного запрета, но используется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.
3.Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям. При этом используется опора на мотив ответственности учащегося перед семьей. Но!!! Записи в дневниках имеют преимущественно негативный характер. Отрицательная стимуляция разрушает мотив.
4.Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия. Каждому не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают. Злоупотребляя негативным стимулированием, разрушаем мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классов можно, ругать - нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило. Необходимо приучить учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу.
5. Использование экранов успеваемости. Способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не нацелить обучаемых на правильное восприятие информации.
6. Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.
УЧИТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОЦЕНКУ
В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Проверка и оценка знаний в сложившихся формах остаются малопродуктивным звеном процесса обучения не только потому, что сказывается недостаточность каналов обратной связи.
Важно заметить, что этой информации не хватает и учащимся. Учение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала учащиеся не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
Каждый из применяемых методов и форм проверки уровня знаний учащихся имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Нельзя оставить без внимания и роль психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний.
Широко известен ряд типичных ошибок педагогической оценки в школьном мониторинге. С.Е. Шишов, В.А. Кальней в своей работе «Мониторинг качества образования в школе» приводят примеры таких ошибок:
*ошибки великодушия,
*ореола,
*центральной тенденции,
*контраста,
* близости,
*логические ошибки.
Ошибки «великодушия», или «снисходительности», проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок.
Ошибка «ореола» связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех учащихся, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым имеется личная неприязнь.
Ошибки «центральной тенденции» проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, некоторые преподаватели склонны не ставить двоек и пятерок.
Ошибки «контраста» при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Ошибка «близости» находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе «отличника» преподаватель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
«Логические» ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
. Поэтому возникает необходимость внедрять более гибкие шкалы при выставлении оценок, пересмотреть подходы к оцениванию.
Часть 2. Инновационные средства оценивания.
Закон Российской федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся..
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало. В нашей стране только создаются службы сертификации тестовых материалов.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно;
Процесс внедрения рейтинговой системы связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.
Данная система дает возможность
*определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
*отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
*дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
*отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного студентом труда;
*повысить объективность оценки знаний.
Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций...), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
*коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
* выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
*форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
*антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.
Основная задача: проследить динамику учебного прогресса
Во-первых, нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии.
Во-вторых, практика показывает, что есть так называемый открытый «прейскурант», из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы.
В- третьих, состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Если это, например, обучение математике с конкретно сформулированными целями, такими, как развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи, то в учебное портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности.
В портфолио входят заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках ; описание интервью, бесед учителя с учащимся; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ); копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.; лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном школьнике.
Как видите, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме (разделу, предмету). Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; самоанализ и взгляд в будущее. Это придаст учебному портфолио упорядоченность и удобность в пользовании потенциальными читателями (учителями, одноклассниками, родителями, представителями школьной администрации и др.). Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы учителя и учащихся. Единственное требование - удобность в хранении.
Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое - рабочее - учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении. Он также может делать специальные отметки на полях отдельных работ, например, в случаях, если хочет выделить ту или иную свою работу: «самая удачная моя работа», «моя любимая статья по данной теме», «моя любимая задача» и т.д.
Мониторинг. В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».
мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию.
В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга.
Функции педагогического мониторинга
Функция | Характеристика |
интегративная | обеспечивает комплексную характеристику процес сов, происходящих в системе образования |
диагностическая | оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений |
экспертная | осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования |
информационная | регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования |
экспериментальная | поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность |
образовательная | изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности |
Диагностическая карта инновационного опыта ОО
№ пп | Наименование позиции | Описание содержания инновационного опыта |
1 | Дайте официальное название ОО или ФИО и данные педагога, чей опыт будет описан | Парсанова Ася Александровна учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 г.Абинска Краснодарского края
|
2 | Укажите (выберите) тему опыта, который вы собираетесь описать | Использование здоровье сберегающих технологий с целью повышения мотивации учащихся к занятиям физической культуры |
внутри предметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий; | Существуют принципы здоровье сберегающих технологий, без соблюдения которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Методику своей работы выстраиваю по следующим принципам (по В.И.Ковалько):
В учебниках как курса М.Я. Виленского, И.М.Туревского и ряда других увеличилось число заданий теоретического и практического характера, которые я применяю в своей деятельности. | |
общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.; | Новизна состоит в том, что значение и сущность, а также особенности использования игр, проведение различных соревнований доказали эффективность использования этих приемов как средства развития. В результате опытно-экспериментальной работы установила, что игровая деятельность на уроке и проведение различных внеклассных интеллектуальных мероприятий является эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников и их физического развития и умственного развития. | |
инновации в области воспитательной работы; | К инновация в области воспитательной работы я отношу информационно-обучающие технологии. Они обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье как своем, так и своих ближних. Учат уважительно относиться к людям разной физической подготовки, уважить людей в ограниченными физическими способностями. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности | |
административные, управленческие инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности; | Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников; | |
идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению. | Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения. Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения | |
3 | Какие конкретные направления инновационной деятельности реализуются в данной ОО? В школах: - реализация ФГОС ОО; - создание и реализация программы развития образовательного учреждения; - социально-личностное развитие учащихся; - внедрение ИКТ в образовательный процесс; - работа школы по направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; - другие – укажите какие. | -реализация ФГОС ОО |
4 | Перечислите конкретные направления и формы работы школ, направленных на реализацию инновационных процессов в образовании. - профильное обучение в старших классах, - разработка новых учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, - обучение школьников и студентов с учетом формирования компетенций, - повышение квалификации педагогических кадров, - расширение образовательного пространства; - другие – укажите какие. | -профильное обучение в старших классах(социально-экономический) -разработка новых учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения - обучение школьников с учетом формирования компетенций, - повышение квалификации педагогических кадров, (курсы, образовательные чтения, семинары обобщение опыта работы на местном, муниципальном и краевом уровнях) |
5 | Перечислите виды диагностических исследований направленных на выявление потребностей общества в образовании: - анкетирование представителей разных групп общества, - тестирование работников, с целью проверки уровня их квалификации, - проведение аттестации кадров; - другие – укажите какие. | - тестирование работников, с целью проверки уровня их квалификации, - проведение аттестации кадров; |
6 | Укажите тему инновационного проекта школы (если есть проект): цель, задачи, идеи, этапы реализации, результаты. | «Проект Школьный музей» Цель проекта: Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Задачи проекта: Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея. Создать Internet-версии школьного музея. Обучить учащихся школы проектной деятельности. Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению посвящённого 65-летию образования Сахалинской области и основания школы № 1. Организовать презентацию школьного интерактивного музея. Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год. -1 этап – подготовительный – сентябрь; 1.Разработка нормативных документов. 2.Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции посвящённой 65 – летию открытия школы № 1. -2 этап – практический – октябрь – май; 1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности. 2. Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства. 3.Включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть школы, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы. 4.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея. 5.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей. 6. Организация презентации школьного интерактивного музея. -3 этап – обобщающий – сентябрь – октябрь 2012г. |
________________________________________________________________
Список литературы
1.Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. – М., 2010.
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М., 2011. – 90 с.
3. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование» / сост. Е.В. Воронина. – М.: 5 за знания, 2008. – 368 с.
4.Сергеева В.П. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пообие для студентов и аспирантов высш. учеб.заведений / В. П. Сергеева, Л. С. Подымова. – М. : Перспектива, 2012. – 181 .
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
Предварительный просмотр:
исследовательская работа по теме:«Проблемы и пути их решения при переходе общеобразовательной школы на ФГОС»
Содержание
Глава 1. Общая характеристика ФГОС
Глава 2. Проблемы при переходе на ФГОС
Глава 3.Пути решения проблем
Список использованных источников………………………………………..12
Задание второй части…………………………………………………………..13
Глава 1. Общая характеристика ФГОС
Важным событием прошлого учебного года является переход 1 классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С 2012 года на образовательный стандарты нового поколения перешли 5-е классы.
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .
Что же такое ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего образования.
Основные функции стандарта второго поколения
-обеспечение права граждан на полноценное образование;
-единство образовательного пространства;
-обеспечение преемственности обучения на разных ступенях;
-повышение объективности оценивания качества образования.
Отмечаются следующие положительные тенденции:
Наше общеобразовательное учреждение тяжело, но оснащается в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений
- частично закуплены ростовые парты
-оборудовано место учителя
-приобретены ноутбуки,
- закуплены наглядные пособия
-учебно – лабораторное оборудование- 158 тыс
- пополнен фонд библиотеки - 103 тыс
- ремонт в филиалах: классы, залы (405тыс),столовые (150 тыс)
- спортзала(100тыс)
- курсы (138тыс)
- окна (158 тыс)
- наблюдается положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
-используются учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- учителя начальных классов ориентируются на организацию здоровье сберегающей среды;
- имеет место профессиональное общение педагогов и обмена их опыта с коллегами;
- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;
- наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
- наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Глава 2. Проблемы при реализации ФГОС
В процессе перехода на ФГОС перед школами стоит ряд проблем, которые требуют решения.
Образовательные учреждения встают на позицию разработчиков методического обеспечения перехода и реализации ФГОС. В большей степени это относится к разработке основной образовательной программы. На первый взгляд, кажется, что это и есть непосредственная обязанность образовательного учреждения. Но анализ различных основных образовательных программ показывает, что в условиях модернизации образования методическая помощь школе все же необходима.
Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу. Новой школе соответственно нужен новый учитель не другой, а новый. Педагоги к переходу на новые стандарты образования и не были должным образом обучены, причем в первую очередь это отмечают сами учителя (курсы на скорую руку)
В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. К сожалению, в настоящее время средства массовой информации с функцией представления адекватной информации в необходимом объеме не справляются. Более того, зачастую СМИ дезинформируют родителей по многим вопросам, касающимся модернизации образования. С другой стороны, в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога.
Требуется продолжение материально – технического оснащения образовательного процесса:
-интерактивные доски
- копировальная техника
-мобильные компьютерные классы
- лабораторное оборудование
- подключение интернета в классы
максимально использовать возможности школы для внедрения инновационных технологий,
В зданиях многих школ не хватает учебных кабинетов для организации игровой деятельности.
В части учебно-методического обеспечения: отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам. Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера: · упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; · сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, Требуется много времени для разработки конспектов уроков в новой форме.
Недостаточная готовность детей к школе.
Следующие проблемы можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;
Системные проблемы вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований:к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия.
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого учителя) ;
-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК)
- нехватка площадей для школы;
-в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических , прогностических и организационных функций;
Глава 3. Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- может быть, создать микрогруппы по проблемам:
* организация накопительной системы оценки,
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся;
* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти младших школьников ) и т. д.
Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС.
Для примера, обучая детей в 1 классе по образовательной системе «Гармония», учителя не имели возможности заниматься по учебникам Изо, Музыка. Они находились в разработке. Пришлось использовать учебники из других образовательных систем. А методические рекомендации, которые должны сопровождать все учебные пособия, до сих пор не вышли в широкий доступ. А как же тогда учителю составить свою рабочую программу по предмету? Учитель остаётся наедине с этим вопросом. Но ведь Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС.
Низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (нет музеев, театров, клубов, зоны отдыха и т.д.) в нашем поселке так же накладывает свой отпечаток на формирование личности ребёнка.
Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы..
Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.
Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС; теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Список литературы
1.Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6
2.Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании.- М.: 2001.
3.Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. - М.: 2005
4.Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н. Н. Панферова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5.Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / Томилина Н.В., авт.- сост., Мясоедова Е.А., авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2011.
2. Задание аналитико-практическая часть.
№ п/п | Вопросы для самооценки | Ответы | Краткое содержание ответа (со ссылкой на документ, его статью и пункт) |
Перечислите основные законодательные акты, регулирующие образовательное пространство в Российской Федерации | Не менее пяти | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 4.Закон РФ«Об образовании» 5.22 августа 1996 года N 125-ФЗ Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» | |
Перечислите принципы государственной политики Российской Федерации | Не менее десяти | 1.Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2.Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 4.Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации 5.Государственная региональная политика Российской Федерации 10,Концепция государственной информационной политики Российской Федерации | |
Какие компоненты включает в себя система образования России? | Не менее пяти | 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. | |
Перечислите основные принципы управления системой образования в РФ | Не менее четырех | *принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач; *принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности; *принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям; *принцип единства обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования; *принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования; *принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами. | |
В зависимости от того, кем созданы, образовательные организации могут быть | Не менее трех | *государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ); *муниципальные; *негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)). | |
Как может прийти к своей должности руководитель образовательной организации? | Не менее четырех | Личностная адаптация - это пассивное, конформное принятие целей и ценностных ориентации коллектива, подчинение среде, отсутствие у индивида стремления к независимости от воздействий извне, неспособность к гибкому поведению и спонтанности. Именно этот вид адаптации характерен для модели адаптивного поведения руководителя образовательного учреждения. Личностное развитие подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать ценностные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на нее, отстаивая свою независимость в условиях внешнего давления, возможность творческих проявлений. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития. саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования | |
Какие функции включает в себя государственная регламентация образовательной деятельности? | Не менее трех | Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: *лицензирование образовательной деятельности; *государственную аккредитацию образовательной деятельности; *государственный контроль (надзор) в сфере образования. | |
Целью государственной аккредитации является | Одна позиция | установления государственного статуса образовательного учреждения и перечня образовательных программ, по которым учреждение имеет право выдавать документы об образовании государственного образца (аккредитованные программы); | |
Каков срок аккредитации для организаций профессионального образования? | Одна позиция | 5 лет | |
Каков срок аккредитации для общеобразовательных организаций? | Одна позиция | ||
Назовите основные формы получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Не менее трех | очная, очно-заочная, заочная | |
Назовите основные формы получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Не менее двух | семейное и самообразование | |
Перечислите типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы | Не менее четырех | Общеобразовательные школы, детские сады, гимназии, ВУЗы | |
Перечислите типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы | Не менее двух | Детский развивающий центр, «Школа 2100», ДМШ реализующей программы дополнительного образования | |
Какие в Российской Федерации установлены уровни общего образования | Не менее четырех |
| |
Какие в Российской Федерации установлены уровни профессионального образования | Не менее четырех |
| |
Какие основные общеобразовательные программы реализуются в системе образования Российской Федерации? | Не менее четырех | основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; | |
Какие основные профессиональные программы реализуются в системе образования Российской Федерации ? | Не менее Восьми | образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; | |
Какие основные программы профессионального обучения реализуются в системе образования Российской Федерации? | Не менее Трех | основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. | |
Какие дополнительные образовательные программы есть в системе образования Российской Федерации? | Не менее трех | дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки | |
Перечислите основные права ребенка по Российскому законодательству | Не менее семи | -право ребенка жить и воспитываться в семье; - право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; - право ребенка на защиту; - право ребенка выражать свое мнение; - право ребенка на имя, отчество и фамилию; - право на изменение имени и фамилии ребенка; - имущественные права ребенка. | |
Какие документы об образовании могут быть выданы лицам, не завершившим образование определенного уровня | Не менее одного | Лицам, не завершившим образование, по их просьбе образовательным учреждением (организацией) выдается академическая справка установленного образца или при выполнении установленных в законодательстве условий документ | |
Перечислите права и обязанности родителей (законных представителей) | Не менее пяти | Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. |
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6)
Список литературы
Б) основная литература:
- Орлова Т.В. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2006.
- Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н. Н. Панферова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / Л. И. Петрова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управление школой. Практическое пособие для руководителей общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2011
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2007
- .Шамова Т.И. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2005.
Б) дополнительная литература:
- Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании.- М.: 2001.
- Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. - М.: 2005.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 2007.
- Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / Томилина Н.В., авт.- сост., Мясоедова Е.А., авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Симонов В.П. Управление социальными (педагогическими) системами. - М.: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Доклад на I краевом съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: усп...
Презентация : "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Презентация к докладу на I съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровс...
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...
Участие в III Научно-методической конференции по проблеме «Инновационные технологии в образовательном процессе».
В материале представлен конспект урока английского языка в 10 классе "Bad Travel Experience" в рамках технологии проблемного обучения....
Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.
Приобщение детей к чтению в условиях современной школьной библиотеки....
Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.
Выступление на РМО по теме: Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий....
Педагогическая статья "Современные проблемы и задачи техники и инновационных технологий"
Данная статья актуальна для профедения конференций, форумов....